Формирование орфографического самоконтроля младших школьников через систему тренировочных упражнений на уроках русского языка.

Автор: Алфеева Татьяна Анатольевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Формирование орфографического самоконтроля младших школьников через систему тренировочных упражнений на уроках русского языка.

        Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо  – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Оно неотъемлемо связано с умением  осуществлять орфографический самоконтроль.

Если раньше в традиционной системе обучения целью являлось формирование предметных знаний, умений и навыков, то в рамках действующего федерального государственного образовательного стандарта во главу угла поставлено формирование универсальных учебных действий, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия.

Это влечет за собой кардинальное переосмысление и перестановку содержания деятельности, поведение и общения личности, обеспечивает ей качественно новые возможности. Самоконтроль стимулирует самоанализ, формирование воли, становление личностной зрелости, заметно влияет на развитие творческих возможностей ребенка. Так у ученика постепенно формируется способность отдавать себе отчет в том, что он делает, что уже сделано. Более того – происходит оценка, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно учится смотреть на себя как бы глазами другого человека – со стороны – и оценивать свою деятельность.

   Любые виды работ могут быть эффективными только тогда, когда они проводятся в определённой системе. И место каждого вида упражнения при изучении какой-либо темы должно определяться психологическими особенностями усвоения материала и той умственной работой, которую производят учащиеся.

В своём выступлении мы коснёмся наиболее эффективных приёмов, способствующих формированию самоконтроля как одного из компонентов учебной деятельности в процессе овладения грамотным письмом.

Наиболее эффективные приёмы формирования орфографического самоконтроля:

— Выделение орфограмм зелёной пастой.

— Орфографическое проговаривание.

— Специально организованное списывание.

  Приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы эта работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, во-вторых, должен соблюдаться сам алгоритм письма.

— Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».

Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:

1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.

2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

— «Метод Буратино».

Приём, предложенный М.М. Разумовской, который она сама называет письмо с буквенной дробью: на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук, например, в о а да, кру г к

Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Большая самостоятельность учащихся проявляется в процессе письма с использованием следующего алгоритма:

— проговариваю;
— определяю орфограмму;
— вспоминаю правило;
— применяю его;
— пишу;
— проверяю.

— Дидактическая игра.

Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга.

  В работе по самоконтролю можно использовать разные игры, приведём примеры некоторых из них:

1. «Третий лишний».

Вычеркни лишние слова: смешить, смешать, смешной; лес, лестница, лесной.

2. «Алло, ответ верен».

На партах у детей картонные телефоны. Дети работают парами. Каждый индивидуально выполняет задания по карточкам, но ответ сообщает в трубку телефона. Правильность ответа подтверждает сосед по парте. (Данная игра используется при проверке и закреплении изученного материала).

5. «Орфографический мячик».

Эта игра позволяет включить в процесс запоминания словарных слов наибольшее количество анализаторов, что делает её эффективной, даёт возможность сменить положение тела и является алгоритмом заучивания слов с непроверяемыми орфограммами.

Дети встают в круг или рядом с партами, учитель бросает мячик, произнося слово орфоэпически, а ребёнок, отбрасывая мяч, произносит слово орфографически, чётко артикулируя. Остальные ученики произносят слово шёпотом. Перед игрoй детям даётся устанoвка на запоминание. Затем они записывают слoва в столбик, вoспроизводя их по памяти. У учителя эти слова записаны на закрытой доске. При проверке слова проговариваются, орфограммы выделяются зелёным цветом.

6. «Корректор».

Детям предлагается исправить ошибки в словах, которые «плохо выглядят». В случае затруднения ученики обращаются к орфографическому словарю.

7. «Огоньки».

На доске предложение. Дети «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружочки, а затем списывают предложение в тетрадь (коллективная работа). При индивидуальной работе ученик «зажигает» в тетради огоньки карандашом красного цвета. Производится взаимопроверка. 

 Часто используются  на уроках русского языка различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать, развивают познавательные процессы, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:

1. Предупредительный.

2. Объяснительный.

3. Диктант с обоснованием.

Предполагает самостоятельное объяснение орфограмм письменно. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, затем обосновать.

4. Диктант с постукиванием (не контрольный).

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

5. Диктант «Проверяю себя».

Это один из вариантов письма «с дырками». Этот диктант позволяет писать много и часто, а ошибок делать мало или не делать вовсе.

6. Диктант «Найди слова».

Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной.

7. Выборочный диктант.

Желательно применение сигнальных карточек, обеспечивающих обратную связь.

8. Самодиктант.

Это вид диктанта, при котором:

— текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом.

8. Взаимодиктант.

Проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

— в парах с взаимопроверкой при использовании образца;

— одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителем.

9. «Диктант за робота».

Детям предлагается написать диктант «за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так:

Пишу букву, т.к. могу доказать. Не пишу букву, т.к. не могу доказать.

лёд (ледяной) жит . ль

за горой (горы) козл . к

пятёрку (пять) за мор . м

10. Диктант-игра «Кто больше запомнит».

Как слуховой, так и зритель­ный он проводится в основном по методике Л. П. Федоренко. Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонст­рирует ее на доске или экране в течение 9—15 с (примерно по 3—5 с на одно слово) и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что за­помнили. Читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу, достаточную для то­го, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока дети не запи­шут то количество слов, которое рекомен­дует программа по русскому языку для сло­варных диктантов

11. Зрительный диктант.

Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы.

12. Знаковые диктанты.

Используем данные диктанты в своей работе, т.к. они позволяют экономить время.

Например, при изучении темы «Части речи» диктуем детям слова: бабочка, летать, двенадцать, красивый, быстро и т. д.

У учеников в тетрадях:

С, Г, Ч, П, Н, … .

Тема «Члены предложения»: бежала, прыгал, лиса, хитрая, в лесу, любимый и т.д.

В тетрадях дети чертят схемы членов предложения (сказуемое, сказуемое, подлежащее, определение, обстоятельство и т.д.).

Знаковые диктанты можно проводить письменно с самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек.

  Какографические упражнения.

Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Но начинать следует с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приёмом работы, они могут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибки.

Систематическая и целенаправленная рабoта  по фoрмированию навыков орфографического самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребенка

   Индивидуальная карта самоконтроля.

По мнению Филипповой Н.К. карта самоконтроля является эффективным способом развития умения самооценки, самоконтроля, самопроверки, творческой самостоятельности в самоопределении последующего выбора шагов деятельности в языковом умении с целью роста и совершенствования языковых знаний, культуры речи, что способствует в перспективе организации самообразования учащегося.

Учитель, подводя итоги деятельности ученика на основе карты самоконтроля, имеет возможность логического перехода от дифференциации к индивидуализации работы с учащимся.

Проверка всех видов работ производится на самом уроке самим учеником посредством самопроверки вследствие комментирования и объяснения отвечающего ученика, взаимопроверки, проверки некоторых видов работ учителем. Каждый вид работы имеет свою оценку, которую ученик выставляет непосредственно после её определения в конец тетради, где разлинована карта самоконтроля.

Преимущества данной формы работы

1. Ученик непосредственно сам выявляет свои ошибки, пробелы знаний тут же по результатам проверяемого материала, знает, какие “дыры следует латать”. Он сам контролёр своих знаний.

2. Двойка за один вид работ не обескураживает ученика, что является гарантом интенсивной работы в течение всего урока.

3. Подсчёт оценочных баллов в окружении подсчёта другими одноклассниками своих работ психологически создаёт ситуацию азарта, возможности накопления балла, создающего ситуацию успеха.

4. Учитель детально видит каждого ученика на каждом уроке.

5. Родитель имеет полный информационный блок о знаниях своего ребёнка по всем разделам предмета.

6. Учитель по последней графе карты самоконтроля имеет ясное представление о социальном запросе ученика и родителя, организует оптимальную работу с учеником, имеет связь с родителями.

7. В перспективе создаются условия для индивидуализации работы с учеником, т.к. ученик вписывает в последнюю графу карты итоги предпринимаемой деятельности при неудовлетворённости своими знаниями.

Например, консультация учителя, дополнительные занятия с учителем, самостоятельная дополнительная работа по ликвидации пробела знаний, помощь родителей, репетитора и т. д.

.

 

Список литературы

 

1. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: «Академия», 2000. – 464 с.

2. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. чл.-корр. АНССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.

3. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. – 1976. — № 4. — С. 25–27.

4. Формирование орфографического самоконтроля: Начальная школа / авт.-сост. Е.П. Овчинникова. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 26 с.

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

Автор: Норина Ольга Анатольевна

«Новые подходы к художественно — эстетическому воспитанию

детей в ДОУ»

           одной из важнейших задач педагогической теории является развитие художественно-эстетического вкуса у детей. Человек будущего должен быть с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Одной из главных задач является   создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей

 

           Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. В современном обществе происходят социальные и экономические перемены.

         

            Анкетирование родителей выявило: только 38% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

             наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. Основная цель педагогического коллектива ДОУ — развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации. Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Реализация цели осуществляется через решение задач:

 организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой

· деятельности;  развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка,

· аппликация, художественный труд);  использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;

·  приобщение к традициям родного края;

·  привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по

· художественно-эстетическому воспитанию. Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:  работа с педагогическими кадрами;·  работа с детьми;

·  взаимодействие с семьёй.

· Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического  создание обстановки эмоционального благополучия;·развития являются:  создание и обновление предметно-развивающей среды;·  творческий подход к содержанию образования;·  вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми,· предоставляемых материалов;  использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;·  синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с· природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;  осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной,·      

 Работу по художественно-эстетическому воспитанию можно построить  по следующим направлениям:

1.Взаимодействие с детьми.                                                                                                                                                                        2. Взаимодействие с родителями.                                                                                                                                                   3. Обобщение опыта.

       Каждое направление тесно связано между собой и включает в себя:

Ø Формирование элементарных представлений о видах искусства

Ø Становление эстетического отношения к окружающему миру

Ø Реализация самостоятельной творческой деятельности детей

Ø Формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

 

Рекомендации для решения задач:

1.Изучить методическую литературу

2.Обогатить развивающую среду в группе совместно с родителями

3. Провести различные мероприятия с детьми с учётом запросов детей и родителей.

4. Организовать совместную деятельность с родителями.

 

 Обогащение предметно-развивающей среды.

 

Огромную роль играет  обогащение предметно-развивающей среды в группе. Рекомендуется постоянно обновлять предметные уголки. Привлекать к дополнению уголков родители.

 Разработать  и изготовиь новые дидактические игры. Совместно с родителями рекомендую создавать альбомы о своих семьях, о своих традициях.

 

Методы и приёмы работы с детьми.  

Для успешной работы с детьми можно использовать следующие дифференцированные методы и приемы.

  -Большой популярностью у детей пользуются: рассматривание иллюстраций; знакомство с произведениями отдельных писателей и поэтов. С большим удовольствием дети самостоятельно составляют сказки.

 

     Участие детей в инсценировках произведений; в спектаклях. Знакомство  с устным народным творчеством.

 

   Проведение фольклорных праздников – еще один из методов развития художественно-эстетического вкуса у детей.

  -Создание проектов помогает не только развить художественно-эстетический вкус, но и развивает мышление, память, умение принимать решение, работать в коллективе.

          Реализации художественно-эстетического воспитания способствуют следующие формы взаимодействия с детьми:   

         выставки поделок

         выставки рисунков 

         экскурсии по родному городу с учетом регионального компонента

 

  Формирование художественно-эстетического вкуса эффективно и возможно только в тесной связи с семьей. Именно родители на своем опыте, на своих знаниях и своем восприятии помогают ребенку развиваться эстетически и художественно грамотным.

Рекомендованные  папки-консультации для родителей: «Детей учит то, что их окружает», «Я рисую с мамой». Проблемы художественно-эстетического воспитания можно обсудить  за  круглом столе «Современные подходы к художественно-эстетическому развитию в ДОУ»

         Очень эффективно привлекать родителей   в педагогический процесс.

    Творчески родители подходят к оформлению папок-передвижек, совместных выставок и к оформлению альбомов. 

Очень интересно и живо проходят совместные развлечения, спектакли с участием родителей.                                                                                                                                                                               С большой радостью родители откликаются на проведение совместных досугов.

Способствует сближению педагогов, родителей и детей изготовление народных игрушек, книжек-малышек.

Открытые мастер-классы  помогают не только развить художественное творчество, но и сближают родителей и детей.

 

Тема художественно-эстетического воспитания интересна и актуальна только при совместной работе педагогов ,детей и родителей .

 

  

 В результате проделанной работы дети приобрели:  умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью· выразительных образов;  у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;·  приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений· и передавать их в рисунке;  проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и· искусстве;  откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;·  используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образо·

Информационные технологии в образовании

Автор: Дьякова Марина Михайловна

 

«Расскажи мне, и я забуду,

 

 

 

Покажи мне, и я запомню,

 

 

 

Дай мне попробовать, и я научусь».

 

 

 

(древняя китайская пословица)

 

 

 

 

 

Принципиальным отличием образовательного стандарта II поколения является его ориентация на результат образования.

 

Вечный вопрос: как учителю добиться того, чтобы все учащиеся не «затерялись» в процессе обучения и смогли показать хорошие результаты

 

Одним из важнейших направлений применения

 

информационно-коммуникационных технологий в образовании является использование мультимедийных возможностей компьютерной техники.

 

Использование мультимедийных средств обучения позволяет активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации. Интерактивность мультимедийных технологий предоставляет широкие возможности для реализации личностно ориентированных моделей обучения.

 

На передний план выходят такие качества, как:

 

  • умение быстро адаптироваться в меняющихся  условиях;

  • хорошо ориентироваться в происходящих процессах;

  • умение работать в сотрудничестве с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным группам;

  • умение общаться с людьми;

  • умение критически мыслить и принимать самостоятельно решения и т.д.

 

Все больше и больше педагогов стремятся задействовать мультимедиа-средства на своих занятиях, т.к. осознают их педагогическую эффективность в процессе обучения.

 

Сегодня использование ИКТ на уроке становится делом привычным. Формы и методы уроков будут совершенствоваться и изменяться. Разработка новых программных продуктов внесёт свои положительные коррективы в  образовательный процесс. Учителю  предстоит всё это освоить, изучить и внедрить в  школьное образование.

 

Информационные технологии в образовании традиционно рассматриваются в трех аспектах:

 

  как предмет изучения;

 

  как средство обучения;

 

  как инструмент автоматизации учебной деятельности.

 

Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыки пользователя ПК.

 

Сейчас все большее значение приобретает компьютер, как средство коммуникации, а овладение им хотя бы на уровне пользователя, становится одним из условий эффективного участия в социальной жизни.

 

   Особенно необходим компьютер для обучения учащихся и должен занять в данном процессе достойное место.

 

   Для активизации учебного процесса, повышения интереса к предмету, наглядности на уроке  мы пришли к выводу, что целесообразно использовать на своих уроках компьютерную программу «Живая математика».

 

     Использование данной программы позволяет сделать процесс обучения интересным и наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и логическое мышление.

 

   Среда «Живая математика» представляет собой электронный аналог готовальни, разумеется, с дополнительными возможностями, например, таким как создание своеобразных геометрических «мультфильмов».

 

   Следует отметить, что сама среда не является обучающей и «сама ничего не делает», — все чертежи в ней создаются пользователем, а программа лишь предоставляет для этого необходимые средства, так же как и возможности для усовершенствования чертежей и их исследования.

 

Применение программы «Живая математика» в процессе обучения:

 

  • развивает навыки самостоятельного мышления;

  • формирует положительное и ответственное отношение к учебе, прослеживается рост успеваемости;

  • повышается самооценка учащегося,

    самокритичность;

  • появляется заинтересованность и потребность в

    получении дополнительных знаний;

  • раскрывается интерес к научной деятельности,

    что является существенным достижением в период значительного спада интереса к математике;

  • высокий эстетический уровень оформления

    работ, делает изучение геометрии привлекательным

 

 

 

 

 

Программа комплексной безопасности ОУ

Автор: Рудакова Светлана Олеговна

Обеспечение комплексной безопасности

с УИОП-антитеррористической защищенности зданий и сооружений, пожарной безопасности и вопросы личной безопасности сотрудников и воспитанников ОУ

Семейный клуб «Звукарик»

Автор: Павлова Галина Евгеньевна

Сценарий в рамках деятельности семейного клуба «Звукарик»

викторина Что? Где? Когда? с детьми подготовительной группы.

Пояснительная записка.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры. В одном из них говориться, что: «Ребёнок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности». Родители стремятся к тому,  чтобы ребёнок, поступая в школу, владел  правильной речью, что будет способствовать положительной социализации ребёнка. Таким образом, признание государством  приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений  образовательного учреждения с родителями (законными представителями), а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Опрос, проведённый среди родителей детей с нарушениями речи, показал:

45% родители осознают нарушения произношения как дефект;

25% дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает;

15%  слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем;
15% родители  преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя гиперрефлексию на дефект.

Проанализировав полученные данные, я остановилась на том,  что наиболее продуктивный и востребованный процесс взаимодействия для речевого развития – непосредственное участие родителей в мероприятиях ДОУ. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

В связи с этим я организовала клуб «Звукарик», где дети и родителями являются активными участниками совместных мероприятий. Работа на заседании данного клуба даёт им возможность приобрести знания и навыки, а затем применить полученные знания дома.

Цель   Клуба: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития детей.

Задачи Клуба:

Повысить компетентность родителей в области речевого  развития ребенка на определенных возрастных этапах и его индивидуальных особенностей.

Совместно с родителями совершенствовать речевое дыхание, активизировать движения  речевого аппарата.

Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза с помощью речевых игр и развития экспрессивной речи у детей.

Организация работы Клуба

 Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с перспективным планом работы Клуба, а  также реальными запросами и потребностями родителей.

Заседания Клуба проводятся 1 раз в   месяц.

 Срок деятельности Клуба не ограничен.

Ожидаемый результат:

• динамика уровня компетентности родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

• увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

• осознание родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляю вашему вниманию  одно из совместных мероприятий.

 

Цель игры:  Укрепление связей с семьёй посредствам разнообразных нетрадиционных форм работы с родителями.

 

Ход игры:

ЗВУЧИТ МУЗЫКА «Что наша жизнь игра». Входит ведущая игры.

Логопед: — Здравствуйте, наши гости, уважаемые родители и дети! Мы приветствуем вас  в  клуб знатоков «Что? Где? Когда?» Итак,  мы начинаем игру.

К игровому столу мы приглашаем «знатоков»:

семья Миронычевых —   Мария Ивановна и Вероника

семья Исламовых  — Римма Фануровна и Ислам

семья Барабановых – Игорь Сергеевич и Мирослав

Капитан команды:  Хромцов Семён

ПРОТИВ КОМАНДЫ ЗНАТОКОВ  СЕГОДНЯ ИГРАЕТ КОМАНДА ЗРИТЕЛЕЙ:

семья Жиляевых

семья Родионовых

семья Бабенко

семья Дунаевых

Семья Сунагатовых

семья Гачковских

Логопед:  Напоминаю правила игры. По кругу на столе разложены конверты с вопросами. Играет тот вопрос в конверте, на который остановилась стрелка волчка. На обсуждение вопроса отводится ровно одна минута. На табло (интерактивной доске) выставляются очки. Игра длится до шести очков.

 (Звучит музыка  «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»).

Логопед: Первый раунд.

Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается на конверте №5

Логопед : –  Против вас  играет семья Жиляевых .

Уважаемые знатоки! Внимание  вопрос (звучит гонг): «Какие буквы спрятались?».

 Нужно расшифруйте спрятанные буквы. ( приложение 1)

Пошла минута на обсуждение. (Родители и дети в течении одной минуты обсуждают заданный вопрос).

Логопед: Обсуждение закончилось. Кто отвечает?

Капитан: Отвечает Мария Ивановна.

Логопед: Второй раунд.

Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается на конверте №7

Логопед : –  Против вас  играет семья Бабенко

Внимание вопрос(звучит гонг): Игра «На что похожа буква».

Придумайте, на что похожа буква, которую вы нашли (приложение 2)

Пошла минута на обсуждение. (Родители и дети в течении одной минуты обсуждают заданный вопрос).

Логопед: Обсуждение закончилось. Кто отвечает?

Капитан: Отвечает Ислам.

Логопед: Третий раунд.

Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается на конверте №1

Логопед : –  Против вас  играет семья Дунаевых.

Внимание следующий  вопрос:  «Определить место положение звука «З » в слове, закрашивая квадратик (начало, середина, конец слова) (Приложение 3.)»

Пошла минута на обсуждение. (Родители и дети в течении одной минуты обсуждают заданный вопрос).

Логопед: Обсуждение закончилось. Кто отвечает?

Капитан: Отвечает Римма Фануровна.

 Логопед: Четвёртый  раунд.

Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается на значке музыкальная пауза.

Логопед: сегодня у нас в гостях вокальная группа: «Радостяночка».

Логопед: Пятый  раунд.

Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается  на конверте №9

Логопед : –  Против вас  играет семья Родионовых

Внимание  вопрос:  «Отгадайте слово по первому звуку».( приложение 4)

Пошла минута на обсуждение. (Родители и дети в течении одной минуты обсуждают заданный вопрос).

Логопед: Обсуждение закончилось. Кто отвечает?

Капитан: Отвечает Игорь Сергеевич.

Логопед: Шестой   раунд.

Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается  на конверте №3

Логопед : –  Против вас  играет семья Гачковских.

Внимание  вопрос:  Зашифрованные слова. Из предложенных названий предметов выдели первый звук. И из полученных первых звуков составь слово и назови его.( приложение 5)

Пошла минута на обсуждение. (Родители и дети в течении одной минуты обсуждают заданный вопрос).

Логопед: Обсуждение закончилось. Кто отвечает?

Капитан: Отвечает капитан.

Логопед: Седьмой    раунд.

Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается  на конверте №3

Логопед : –  Против вас  играет семья Суногатовых.

Внимание  вопрос: «Пирамида»

Задание: расставить полученные слова на пирамиду (3 звука, 2 звука, 1 звук).

Пошла минута на обсуждение. (Родители и дети в течении одной минуты обсуждают заданный вопрос).

Логопед: Обсуждение закончилось. Уважаемый капитан кто отвечает?

Капитан: Отвечает  Мирослав.

Логопед: Дорогие знатоки, на ваш взгляд какой вопрос был самым трудным?

Какой из вопросов был самым лёгким для вас?

Логопед: Со счётом …команда знатоков выиграла (проиграла). Поздравляем. Спасибо за хорошую игру. Награждение игроков.

Звучит музыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

обучение чтению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

А — лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.
Б — барабан и палочки, кенгуру.
В — очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.
Г — коса, семафор.
Д — домик, легковой автомобиль.
Е — сломанная расческа.
Ё — ежик несет два яблока на спине.
Ж — жук, снежинка.
3 — змейка, птица в полете.
И — дерево, а рядом гора, иголка с ниткой.
Й — рядом дерево и гора, птица над ними.
К — птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.
Л — развязались ленточки в косе.
М — две горы, майка, качели, сломанная скамейка.
Н — носилки, кроватка.
О — лицо, солнышко, тарелка, пирог.
П — качели, ворота.
Р — ромашка.
С — сушка, ухо слона.
Т — молоток.
У — уши зайца.
Ф — филин, человек, поставивший руки на пояс.
X — вертушка, акробат.
Ц — котенок или щенок лежат на спинке, лапками вверх.
Ч — флажок, вешалка, перевернутый стул.
Ш — ежик.
Щ — щетка.
Ь — ключ.
Ы — лыжи и лыжные палки рядом.
Ъ — поварешка.
Э — эхо.
Ю — юла, ветка с яблоком.
Я — человек с рюкзаком за плечами, петушок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение №3

«Определить местоположение звука в слове».

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

«Отгадай слово по первому звуку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

ТОПОР, ОСЁЛ, РОЗА, ТИГР – ТОРТ.

КРОКОДИЛ, АРБУЗ, ШКАФ, АНАНАС – КАША.

рис.4

 

приложение 6