Автор: Норина Ольга Анатольевна
«Новые подходы к художественно — эстетическому воспитанию
детей в ДОУ»
одной из важнейших задач педагогической теории является развитие художественно-эстетического вкуса у детей. Человек будущего должен быть с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Одной из главных задач является создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей
Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. В современном обществе происходят социальные и экономические перемены.
Анкетирование родителей выявило: только 38% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.
наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. Основная цель педагогического коллектива ДОУ — развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации. Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Реализация цели осуществляется через решение задач:
организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой
· деятельности; развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка,
· аппликация, художественный труд); использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
· приобщение к традициям родного края;
· привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по
· художественно-эстетическому воспитанию. Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям: работа с педагогическими кадрами;· работа с детьми;
· взаимодействие с семьёй.
· Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического создание обстановки эмоционального благополучия;·развития являются: создание и обновление предметно-развивающей среды;· творческий подход к содержанию образования;· вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми,· предоставляемых материалов; использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;· синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с· природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности; осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной,·
Работу по художественно-эстетическому воспитанию можно построить по следующим направлениям:
1.Взаимодействие с детьми. 2. Взаимодействие с родителями. 3. Обобщение опыта.
Каждое направление тесно связано между собой и включает в себя:
Ø Формирование элементарных представлений о видах искусства
Ø Становление эстетического отношения к окружающему миру
Ø Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Ø Формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
Рекомендации для решения задач:
1.Изучить методическую литературу
2.Обогатить развивающую среду в группе совместно с родителями
3. Провести различные мероприятия с детьми с учётом запросов детей и родителей.
4. Организовать совместную деятельность с родителями.
Обогащение предметно-развивающей среды.
Огромную роль играет обогащение предметно-развивающей среды в группе. Рекомендуется постоянно обновлять предметные уголки. Привлекать к дополнению уголков родители.
Разработать и изготовиь новые дидактические игры. Совместно с родителями рекомендую создавать альбомы о своих семьях, о своих традициях.
Методы и приёмы работы с детьми.
Для успешной работы с детьми можно использовать следующие дифференцированные методы и приемы.
-Большой популярностью у детей пользуются: рассматривание иллюстраций; знакомство с произведениями отдельных писателей и поэтов. С большим удовольствием дети самостоятельно составляют сказки.
— Участие детей в инсценировках произведений; в спектаклях. Знакомство с устным народным творчеством.
—Проведение фольклорных праздников – еще один из методов развития художественно-эстетического вкуса у детей.
-Создание проектов помогает не только развить художественно-эстетический вкус, но и развивает мышление, память, умение принимать решение, работать в коллективе.
Реализации художественно-эстетического воспитания способствуют следующие формы взаимодействия с детьми:
— выставки поделок
— выставки рисунков
— экскурсии по родному городу с учетом регионального компонента
Формирование художественно-эстетического вкуса эффективно и возможно только в тесной связи с семьей. Именно родители на своем опыте, на своих знаниях и своем восприятии помогают ребенку развиваться эстетически и художественно грамотным.
Рекомендованные папки-консультации для родителей: «Детей учит то, что их окружает», «Я рисую с мамой». Проблемы художественно-эстетического воспитания можно обсудить за круглом столе «Современные подходы к художественно-эстетическому развитию в ДОУ»
Очень эффективно привлекать родителей в педагогический процесс.
Творчески родители подходят к оформлению папок-передвижек, совместных выставок и к оформлению альбомов.
Очень интересно и живо проходят совместные развлечения, спектакли с участием родителей. С большой радостью родители откликаются на проведение совместных досугов.
Способствует сближению педагогов, родителей и детей изготовление народных игрушек, книжек-малышек.
Открытые мастер-классы помогают не только развить художественное творчество, но и сближают родителей и детей.
Тема художественно-эстетического воспитания интересна и актуальна только при совместной работе педагогов ,детей и родителей .
В результате проделанной работы дети приобрели: умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью· выразительных образов; у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;· приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений· и передавать их в рисунке; проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и· искусстве; откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;· используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образо·