Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка.

Автор: Гороян Нина Левиковна

Школьники готовится не только к   взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в образовательном процессе. Получение образования предполагает иную позицию учителя и  ученика: они выступают, как равноправные участники процесса.

Конспект НОД «Знакомство с искусством гжельской росписи»

Автор: Калинина Елена Александровна

МКДОУ №3 г. Усть-катав

Конспект НОД по рисованию для детей старшей группы.

Воспитатель: Калинина Е.А.

Тема: «Знакомство с искусством гжельской росписи»

Цель: Познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Формировать умение передавать элементы росписи; умения рисовать акварелью, воспитывать интерес к народному декоративному искусству. Вызывать положительный эмоциональный отклик.

         Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения народного художественного промысла, формировать умение различать и называть элементы узоров гжели. Обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, городецкой, дымковской росписи. Развивать память, мышление, творческое воображение, продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти). Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, умение оценивать работу сверстников, любовь к народному творчеству.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», Социально-коммуникативное».

Словарная работа: Гжельские росписи, фон, узор, мастера,

Предварительная работа: беседы о росписях, рисование по мотивам народных росписей (Городец, хохлома, дымковская роспись); загадывание загадок, чтение стихов.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения! И пожелаем гостям хорошего настроения! Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Итак, все готовы? А отправимся мы к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы сейчас поймёте сами, (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)

Воспитатель: Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить посуду, такую, какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. Стали они думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам.  Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь – синева, высокое синее небо с белыми облаками, в вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой кувшин (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.

Воспитатель: Вот и мы с вами будем хорошими мастерами,  раскрасим нашу посуду. И так, принимаемся за дело! Я желаю всем удачи в вашем нелегком деле!

 

Конспект занятия по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем в старшей группе «Идёт волшебница Зима»

Автор: Хасанова Екатерина Владимировна

Конспект занятия

по составлению описательных рассказов

с использованием картин и модельных схем

в старшей группе

 «Идёт волшебница Зима»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Автор: Булдакова Тамара Николаевна

Булдакова Т.Н., воспитатель МБДОУ «Д/с «Умка» г. Абакана

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.

Hе бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, ему улыбались, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежны. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью.

 

Шалва Александрович Амонашвилли

 

       Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации и закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273 и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

       Воспитание с точки зрения нового национального воспитательного идеала ориентировано на достижение определенного образа человека, имеющего, приоритетное значение для общества в конкретно – исторических социокультурных условиях.

       Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации.

       Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

        Меняются времена, вводятся новые образовательные стандарты, но личность ребенка всегда стоит для меня на первом месте. В нашем образовательном учреждении приоритетным направлением является социально-личностное развитие Ребёнка через организацию образовательной деятельности осуществляемой в рамках программы «Растим юного гражданина» по модулям «Ребёнок-Благородный человек-гражданин», «Государство – это мы», «Наши права». Работа ведется с использованием педагогической технологии  академика РАО Шалвы Александровича Амонашвилли, гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе (адаптированная программа «Школа жизни»).

       Главной целью воспитания в концепции Ш. А. Амонашвили, является:  воспитание Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина, а также, становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия  его личностных качеств. Что не только не противоречит новому закону «Об образовании в Российской федерации» и Федеральным Государственным Образовательным Стандартам дошкольного образования, а позволяет решать поставленную государством задачу по духовно-нравственному воспитанию детей уже с раннего возраста, через реализацию части образовательной деятельности, предусмотренной  Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования на это отводится сорок процентов. Вести детей по лестнице духовного становления личности мне помогает гуманная педагогика.

 

         Основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.

Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.

Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.

Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.

Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.

Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

       Педагогические аксиомы.

Доброта воспитывается добротой.
Любовь воспитывается любовью.
Радость воспитывается радостью.
Благородство воспитывается благородством.

Личность воспитывается личностью.
Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.
Воображение ничто в сравнении с жизнью.
Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни.
Жизнь это шанс — не упусти его.
Жизнь это красота — удивляйся ей.
 Жизнь это мечта — осуществи её.
Жизнь это тайна — разгадай её.
Жизнь это трагедия — выдержи её.
Жизнь это приключение — решись на него. Жизнь это жизнь — спаси её.


       Дети не готовится к жизни — они в ней живут. Реализация гуманной педагогики предусматривает включение в образовательный процесс специально организованную деятельность с детьми. Такую как: чтение детям философских сказок из книги  А. Андрианова «Философия для детей», в которой, знакомство детей с таким чувством как любовь происходит с использованием сказок «Фиалка и подснежник», «Любите друг друга всегда». А так же дети узнают о благородстве через сказки «Испугался, или нет?», «Благородный олень». Тематика непосредственно образовательной деятельности также имеет большое разнообразие «Горячее сердце», «Дружить надо уметь», «Семейное древо», «Мамочке любимой песенку поем» и другие.

       Таким образом, система гуманно-личностного подхода вдохновляет меня на создание такого образовательного процесса, в котором Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления становится высокая духовность: воспитателя, ребенка, родителей.

       Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

      Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.  Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

       Образовательный процесс строится на принципе интеграции разных видов деятельности и форм работы с детьми:

— непосредственно образовательную деятельность;

— совместную деятельность воспитателя с детьми;

— деятельность в ходе режимных моментов.

        Работа с родителями предусматривает активное участие в создании книжек – малышек совместно с детьми дома по темам НОД и пополнении детской библиотеки группы. Эта работа обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.    

Цель: формирование основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста как предпосылки их успешной социализации в демократическом обществе.

Задачи:

— Приобщение детей к общечеловеческим, национальным ценностям, в том числе ценностям демократического общества.

— Формирование первичных представлений и понятий о демократическом обществе, элементарных правовых нормах, избирательном праве.

— Развитие эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.

— Формирование  предпосылок активной гражданской позиции ребенка (умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность).

— Становление в Ребенке Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина.

 

Тематическое планирование деятельности с детьми

(подготовительная группа)

«Добротолюбие, сердцеведение и  человечность»

 

сентябрь

1

Что такое красота и для чего она нужна

 

1.    Д/и «Сравни» (красивое и безобразное)

2.    Чтение «Красота души» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Психогимнастика « Щебетание птиц» (лёжа на ковре)

4.    Арт. Упражнение «Красивый букет»

2

О красоте внутренней и внешней

1.    ТРИЗ «Что было бы, если…»

2.    Чтение «Красивая лягушка и безобразный пёс» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «1,2.3.4.5»

4.    Арт. Упражнение «красивый поступок»

 

3

Культура – красота, создаваемая человеком

1.    Д/и « Красивые места в нашем городе» (по картинкам и фотографиям)

2.    Чтение «Дом высокой культуры» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Пальчиковая гимнастика «Кто живёт под потолком»

4.    Арт. Упражнение «Самое красивое место в городе»

4

Красота мечтаний о будущем

1.    Д/и «Моя мечта»

2.    Чтение «Холмик и звезда» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка (по желанию детей)

4.    Арт. Упражнение «Я мечтаю…»

 

октябрь

5

Что такое милосердие?

1.    Чтение «Два облачка» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Скажи по другому»

3.    Подвижная игра «Море волнуется раз»

4.    Арт. Упражнение «Рисунок по прочитанному»

 

6

Милосердие и сострадание

1.    Эвристическая беседа «Милосердие и сострадание»

2.    Чтение «Доброе преступление» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Психогимнастика «Выйди к свету»

4.    Арт. Упражнение «Лучики добра»

 

7

О полезности прощения

1.    Д/и «Простить – значит?»

2.    Чтение «Болезнь непрощения» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Руки кверху поднимаем»

4.    Арт. Упражнение «Обитатели озера»

 

8

Дружба и умение быть другом

1.    Д/и «Найди друга»

2.    Чтение «История о короткой дружбе» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «По выбору детей»

4.    Арт. Упражнение «Портрет друга»

 

 

Ноябрь

9

Искренность и прямота

1.    Д/и «Искренние слова»

2.    Чтение «Почему же не поругали» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Шёл по мостику петух»

4.    Творческое задание «Честные цветы»

 

10

Обман

1.    Чтение «Дворец врулей» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Скажи наоборот»

3.    Физкультминутка «Топ – топ»

4.    Арт. Упражнение «Правдивое сердце»

                  

 

11

Честность

1.    Эвристическая беседа «Прямота и откровенность»

2.    Чтение «Как искренность маленькие чудеса творила» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Пальчиковая игра «Тра-та-та»

4.    Арт. упражнение «Впечатления  по прочитанному»

 

12

Всё о лжи

1.    Д/и «Объясни, как понимаешь»

2.    Чтение «Вежливый цветок» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

1.    Чтение «Рассказ о горячем и холодном сердце» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Творческое задание «Честный поступок»

 

                                                     

                                                      Декабрь

13

Трудолюбие и праздность

1.    Д/и «Назови профессию»

2.    Чтение «Труд, развлечение и безделье» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Рыбки»

4.    Арт. Упражнение «Что нужно для труда?»

 

 

 

14

Терпение и труд-всё перетрут

1.    Объясни пословицу «Терпение и труд-всё перетрут»

2.    Чтение «Как Павлика по телевизору показали» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Жук»

4.    Творческое задание «Урок труда»

15

Вред безделья

1.    Чтение «Два мохнатых приятеля» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Физкультминутка «Рано утром я встаю»

3.    Д/и « Кто быстрее соберёт»

4.    Арт. Упражнение «Рисунок по прочитанному»

16

Творчество в работе

1.    Д/и «Давай пофантазируем»

2.    Чтение «Двигатель, который работать не любил» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Психогимнастика « В лесу» (лёжа на ковре)

4.    Арт. Упражнения «Мой вечный двигатель»

 

Январь

17

Вежливость

1.    Д/и «Продолжи ряд»

2.    Чтение «Как вежливый поступок жизнь спас» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Подвижная игра «Говорящие часы»

4.    Арт. упражнение «Вежливый человек»

18

Важное средство примирения

1.    Чтение «Чудище с двумя головами» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Красивые поступки»

3.    Физкультминутка «Птички весело летали»

4.    Арт. Упражнение «Ласточка и слон»

 

19

Чуткое отношение к другому

1.    Д/и «Члены семьи»

2.    Чтение «Три дерева» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

4.    Арт. Упражнение «Моя семья»

 

20

Вежливые слова

1.    Чтение А.Н Толстого  «Вежливое слово»

2.    Д/и «Скажи 10 вежливых слов»

3.    Физкультминутка «С любовью к маме»

4.    Арт. Упражнение «Цветок вежливых слов»

 

 

Февраль

21

Уроки дружбы

1.    Д/и Признаки настоящей дружбы»

2.    Чтение «История о короткой дружбе» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Подвижная игра «Куда иголка, туда и нитка»

4.    Арт. упражнение «Друзья»

22

Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

1.    Чтение «Сладость для сердца» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    ТРИЗ «Что было бы, если…»

3.    Физкультминутка (по выбору детей)

4.    Творческое задание «Сделай подарок для самого слабого»

 

23

Что посеешь, то и пожнёшь

1.    Объясни пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь»

2.    Чтение «Как кактус своё получил» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Психогимнастика «Сосулька»

4.    Арт. упражнение «Злой кактус»

24

С кем поведёшься, от того и наберёшься

1.    Объясни пословицу «С кем поведёшься, от того и наберёшься»

2.    Чтение «Плохой пример заразителен» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Психогимнастика «Два друга»

4.    Арт. упражнение «Только хорошее»

                                                       

                                                        Март

25

Уроки мужества

1.    Чтение «Последний зайчонок» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Скажи наоборот»

3.    Физкультминутка «Мой весёлый звонкий мяч»

4.    Арт. упражнение «Смелый заяц»

 

26

Мужество – бесстрашие души

1.    Д/и «Назови известных богатырей»

2.    Чтение «Чем же чудище победить?» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Тик-так»

4.    Творческое задание «Наклей богатырей»

 

27

Выдержка и самообладание

1.    Эвристическая беседа «Умение владеть собой»

2.    Чтение «Почему для медленной змеи быстрая крыса – лёгкая добыча?» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Подвижная игра «Змейка»

4.    Арт. упражнение «Терпеливая змея»

 

28

О страхах и о том, как их победить

1.    Чтение «Поджаривание страшилок» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Что я боюсь»

3.    Физкультминутка «Хомка, хомка, хомячок»

4.    Арт. упражнение «Смелый поступок»

 

 

Апрель

29

Воображение – творчество ума

1.    Д/и «Придумай конец истории»

2.    Чтение «Стоять в углу интереснее, чем смотреть мультики» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Алые цветки»

4.    Арт. упражнение «Моё воображение»

30

 Любовь к природе

1.    Д/и Живая и неживая природа»

2.    Чтение «Сумасшедший лес» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Игра – имитация «Насекомые»

4.    Творческое задание «Природный коллаж»

 

31

Мудрость

1.    Д/и «Дуб мудрости»

2.    Чтение «Разумная середина и глупая крайность» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Самолёты»

4.    Арт. упражнение «Кто не знал меры?»

 

32

Любовь – самое прекрасное чувство человека

1.    Д/и «Кого мы любим?»

2.    Чтение «Фиалка и подснежник» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Ягода»

4.    Творческое задание «Кого я люблю»

 

 

Май

33

Материнская любовь

1.    Чтение «Бьющий гром» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Скажи ласково»

3.    Физкультминутка «Если нравится тебе, то делай так»

4.    Арт. упражнение «Для мамы»

 

34

Счастье

2.    Д/и «Горячее и холодное»

3.    Чтение «Рассказ о горячем и холодном сердце» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

4.    Физкультминутка «Лошадка»

5.    Арт. упражнение «Счастливый человек»

35

Гостеприимство

1.    Д/и «Я встречаю гостей»

2.    Чтение «Подарок Деду Морозу» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Чтение «Рассказ о горячем и холодном сердце» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

4.    Арт. упражнение Сервируем стол»

36

Короткое настоящее и долгое будущее

Мониторинг

1.    Чтение «Шаль, которая туманила всем головы» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Расскажи о Роме»

3.    Подвижная игра (по желанию детей)

4.    Творческое задание «А как бы я поступил»

    

 

Результаты

У ребенка  формируются представления:

·       О духовно-нравственных и общечеловеческих ценностях личности, таких как: совесть, любовь, вера, надежда, жизнь, истинна, добро, красота и другие;

·       О нравственных качествах как основе гражданской позиции: человечность, духовность, сострадание, толерантность (терпимость), вежливость, доброжелательность, честность, любовь к ближнему, миролюбие, ненасилие, благородство, честь, достоинство;

·       Об отдельных произведениях литературы, искусства и наиболее известных представителях художественной культуры родного края и России (писателях, художниках, изобретателях).

 

Тематическое планирование деятельности с детьми

подготовительной группы

«Растим юного гражданина»

 

сентябрь

1

Семь – я

 

1.    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

2.    Чтение стихов Е. Серовой «Мы с мамой делали конфеты», «Не терпит мой папа безделья и скуки», Р. Гамзатова «У меня есть дедушка», Н. Голя «Ладушки, где были у бабушки»

3.    Физкультминутка «1,2,3,4,5»

4.    Рассказы детей о своей семье

2

Родной дом

1.    Рассматривание семейных фотографий

2.    Д/и «Объясни пословицы « Не нужен и клад, коли в семье лад», «Мой дом – моя крепость»»

3.    Д/и «Скажи ласково»

4.    Физкультминутка «Физкультминутка «С любовью к маме»

5.    Чтение стихов о родном доме

3

Пожилые люди

1.    Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

2.    Д/и «Объясни пословицы «Как аукнется, так и откликнется» и «Что посеешь, то и пожнёшь»»

3.    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

4.    Арт. упражнение «Мой дедушка» (моя бабушка)

4

Моя родня

1.    Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»

2.    Д/и «Подбери синоним»

3.    Чтение рассказа В. Драгунского Моя сестра Ксения»

4.    Физкультминутка «Поднимаем плечики»

5.    Д/и «Скажи ласково»

Октябрь

5

Что такое детский сад?

1.    Экскурсия по детскому саду

2.    Д/и «Продолжи ряд»

3.    Д/и «Что нужно для…?»

4.    Физкультминутка «Все кто хочет быть здоров»

5.    Арт. упражнение «Мой детский сад»

6

Мой воспитатель

1.    Чтение стихотворения «Утром, прощаясь с мамой»

2.    Д/и «Как зовут?»

3.    Д/и «Продолжи ряд» (чему учит)

4.    Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

5.    Арт. упражнение «Детский сад моей мечты»

7

Кто заботится о нас?

1.    Д/и «Волшебные конверты» (с фотографиями работников дет. сада)

2.    Рассказы детей о  работе этих людей

3.    Физкультминутка «Алые цветки»

4.    Д/и «Д/и «Чья работа важнее?»

8

Наш уголок природы

1.    Д/и «Что это?»

2.    Д/и «Найди отличия и сходства»

3.    Труд в природном уголке (полив, рыхление, уборка сухих листьев, протирание листиков)

4.    Арт. упражнение «Любимый комнатный цветок»

Ноябрь

9

В уголок леса

1.    Экскурсия на свой участок

2.    Д/и «Найди отличия» (деревья и кустарники)

3.    Д/и «Загадки» (о деревьях)

4.    Подвижная игра «Выше ноги от земли»

5.    Чтение стихов о природе

10

Природа России

1.    Рассматривание карты России и иллюстраций  с изображением разнообразной природы России

2.    Эвристическая беседа по  экосистемам

3.    Подвижная игра (по желанию детей)

4.    Д/и «Разложи правильно»

11

Природа других континентов

1.    Путешествие с глобусом

2.    Д/и «Найди отличия»

3.    Чтение географической энциклопедии

3      Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

4      Арт. упражнение «Где бы я хотел оказаться»

12

Миру – мир!

1.    Д/и «Путешествие по разноцветной земле»

2.    ТРИЗ «Что было бы, если…»

3.    Чтение стихов по теме

4.    Психогимнастика «Выйди к свету»

5.    Арт. упражнение «Мир на всей планете!»

Декабрь

13

Моя малая Родина

1.    Фотовыставка «Наша Хакасия»

2.    Эвристическая беседа по теме (с остановками для вопросов)

3.    Чтение стихов о Хакасии

4.    Физкультминутка «Рыбки плавают в воде»

5.    Арт. упражнение «Моя Хакасия»

14

Россия, её столица, символика.

1.    К нам в гости прилетел инопланетянин

2.    Д/и «Основные символы нашей страны»

3.    Чтение стихов о Москве

5.    Физкультминутка «Алые цветки»

4.    Д/и «Прогулка по Москве» (найди подходящую картинку)

15

Берёза-символ России

1.    Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины

2.    Чтения стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

3.    Пословицы о Родине

4.    Пение песни «Во поле берёзка стояла» и ведение хоровода

5.    Арт. упражнение «Берёзонька»

16

Русский и хакасский национальный костюмы

1.    К нам в гости пришли две куклы в национальных костюмах

2.    Д/и «Найди отличия»

3.    Чтение русских потешек и хакасской сказки

4.    Физкультминутка «Все кто хочет быть здоров»

5.    Арт. упражнение «Элементы русского и хакасского костюмов»

Январь

17

Культура и традиции России

1.    Эвристическая беседа о русском народном фольклоре

2.    Д/и «Что это за народный праздник?» (Пасха, Масленица, Троица и т.д.)

3.    Игра «Карусель» (с лентами)

4.    Арт. упражнение «Любимый народный праздник»

18

Рождество Христово, рождественские посиделки

1.    Чтение стихов о Рождестве

2.    Знакомство детей традицией празднования православного праздника

3.    Разучивание и пение песни «Рождественская ёлка! С хороводом

4.    Игра «Маша, ты где?»

 

19

Вот так конь! (дымковская игрушка)

1.    Эвристическая беседа о народной игрушке

2.    Д/и «Что за мастера?» (по картинкам-карточкам)

3.    Чтение стихов и потешек (с имитацией движений по текстам)

4.    Арт. упражнение «Полюбившаяся игрушка»

20

Русские матрёшки

1.    Д/и «Сундучок добра»

2.    Д/и «Загадки»

3.    Чтение энциклопедии о первой разъёмной игрушке-кукле

4.    Подвижная игра «Матрёшки и мышь»

5.    Арт. упражнение «Укрась матрёшку» (аппликация)

 

Февраль

21

Ладушки в гостях у бабушки (устное народное творчество)

1.    В гости к бабушке (в группе  макет русской избы)

2.    Пальчиковая игра «Десять внучат»

3.    Разучивание песни-танца «Мы весёлые матрёшки»

4.    Чтение потешек

5.    Игра «Мыши водят хоровод»

22

Русские и хакасские богатыри

1.    Эвристическая беседа «Богатыри русской и хакасской земли» (с остановками для вопросов и рассматривания иллюстраций по теме)

2.    Физкультминутка (по выбору детей)

3.    Арт. упражнение «Богатырь»

23

Наша родная

Армия

1.    Рассматривание и чтение плакатов по теме

2.    Д/и «Дай полный ответ»

3.    Чтение рассказа А.Миняева «Почему армия родная?»

4.    Физкультминутка «Хомка, хомка, хомячок»

5.    Арт. упражнение «Смелый поступок»

24

Будущие защитники

1.    Д/и «Отгадай загадки»

2.    Д/и «Определи вид вооружённых сил»

3.    Эстафеты (три команды): «Составь слово», «Санчасть», «Меткий стрелок», «Пройди сквозь ущелье»

4.    Чтение стихов об Армии

Март

25

Наши отношения (культура общения мальчиков и девочек)

1.    Эвристическая беседа по теме (с остановками для вопросов)

2.    Разбор правил на конкретных примерах из жизни (рассказы детей)

3.    Физкультминутка «Птички весело летали»

4.    Д/и «Скажи антоним»

5.    Разыгрывание небольших сценок

26

Страна вежливости

1.    Путешествие в Страну вежливости

2.    Чтение стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте»

3.    Д/и «Объясни»

4.    Пальчиковая игра «Волк и лиса»

5.    Арт. упражнение «Вежливое слово» (аппликация)

27

Учимся правильно разговаривать

1.    Слушаем запись одновременно-разговаривающих людей

2.    Д/и «Правила ведения диалога»

3.    Этическая зарядка «Минутка тишины»

4.    Проигрывание ситуаций (по ролям)

28

Правила, по которым мы живём

1.    Д/и «Зачем нужны правила?»

2.    Эвристическая беседа «Умения и навыки поведения в обществе»

3.    Игра «Правильно — неправильно» (с карточками-картинками)

4.    Физкультминутка «1, 2, 3, 4, 5»

5.    Д/и «Продолжи ряд»

Апрель

29

Мы все разные, но мы все равны

1.    Путешествие по глобусу и карте мира

2.    Игра «Спиной друг к другу»

3.    Рассматривание плаката с изображением людей трёх рас

4.    Подвижная игра «Пока горит фонарь» (две команды)

5.    Д/и «Как бы ты поступил?»

30

Я выбираю сам

1.    Эвристическая беседа «Умение делать разумный выбор, не в ущерб другим» (с остановками для вопросов)

2.    Д/и «Громко — тихо»

3.    Пальчиковая игра «Жили были три пингвина»

4.    Рассказы детей из собственного опыта

31

Декларация прав человека и конвенция о правах ребёнка

1.    Знакомство с содержанием важнейших международных законов

2.    Д/и «Права ребёнка»

3.    Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

4.    Д/и «Правильно – неправильно»

32

О правах — играя

1.    К нам в гости пришла Баба-яга

2.    Игра «Эхо»

3.    Д/и «Равные права»

4.    Физкультминутка «Все кто хочет быть здоров»

5.    Арт. упражнение «Цветы для Бабы-яги»

Май

33

День Победы

1.    Чтение стихов о 9 Мае

2.    Эвристическая беседа «Этот День Победы порохом пропах!»

3.    Просмотр документального фильма о героях Хакасии

4.    Физкультминутка «Весенний лес»

5.    Арт. упражнение «День Победы»

34

Каждой вещи – своё место

1.    Чтение стихотворения «Маша – растеряша»

2.    Д/и «Правила вещей»

3.    Д/и «Что изменилось?»

4.    Физкультминутка «Самолёты»

5.    Д/и «Правила нашей группы»

35

Вербное воскресенье

1.    Эвристическая беседа о вербном воскресенье (с остановками для вопросов)

2.    Д/и «Православные праздники» (по картинкам)

3.    Физкультминутка «1, 2, 3, 4, 5»

4.    Арт. упражнение «Веточка вербы»

36

Досуг моей семьи.

1.    Д/и «Кто меня позвал?»

2.    Д/и «Круги Эллера»

3.    Фотовыставка «Традиции моей семьи» (с коротким комментарием ребёнка)

4.    Физкультминутка «Как живешь?»

5.    Арт. упражнение «Моя семья»

 

Результаты

У ребенка  формируются представления:

·       О конституции своей страны;

·       О Конвенции о правах ребенка;

·       об основных правах и свободах человека и ребенка (свобода выбора, право использовать разные религии, право на образование, право на труд, право на защиту и другие);

·       о правилах и законах;

·       о ценностях демократического общества;

·       о выборах и избирательных праве;

·       о гражданской ответственности.

 

 

 

 

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от                     29.12.2012 №273.

2. Ш.А. Амонашвили. Школа жизни. М.: Изд. Дом Шалвы  Амонашвили, 2000.

3. Ш.А. Амонашвили. Педагогическая симфония. Трилогия. М.: Издательство: Международный центр Рерихов, 2002.

4. Растим юного гражданина: программа становления основ гражданской – правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста / сост. И. И. Гончарова, А. В. Крайсветняя, О. И. Шадрина. 2011.

5. Философия для детей в сказках и рассказах: пособ. По воспитанию детей в семье и школе / М. А. Андрианов. – Минск: Букмастер, 2012.

Развитие личности младшего школьника через воспитание экологической культуры

Автор: Ульянова Ольга Михайловна

 

Развитие личности младшего школьника через воспитание экологической культуры

 

   Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков – эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность.

 

   В начале третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой – «эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по – иному, чем до сих пор».

 

  Все мы прекрасно знаем, что человек неотделим от природы. И приятно осознавать, что книга природы не имеет последней страницы. Как говорил В. Гёте: «Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах».

 

  Наверное, все замечали такую характерную особенность для нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, знают имена художников эпохи возрождения и…не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить осину от берёзы.

 

  Задумываясь о значении окружающего нас мира для нашей жизни, каждый приходит к выводу, что главнейшее наше богатство – не последние достижения технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир.

 

  Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик Земли, а тем самым условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься: что будет дальше? Ведь Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький кустик, и ручеек, и зелёная былинка у дороги.

 

   Но чтобы успешно охранять наши леса, водоёмы, землю и воздух от оскудения, животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать её законы и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или ярким пейзажем, надо ещё «уметь видеть», т.е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, помогают знания природы.

 

   Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите природной среды. Целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой.

 

   Таким образом, глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни, вызвали необходимость экологического образования, которое должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Продолжая эту мысль, хочется сказать, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребёнок стал понимать человеческую речь. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование отношений к природе и людям. Сегодня идеи комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания в начальных классах школы.

 

  С целью проверки состояния экологического воспитания учащихся своего класса я провела анкетирование детей и родителей. Только при комплексном подходе можно было рассчитывать на выявление причин равнодушного отношения детей к природе и наметить пути его улучшения.

 

   Анализ ответов родителей на вопросы анкеты показал, что в семьях в основном отсутствует экологическое воспитание. Большинство родителей не бывают вместе с детьми в природе и не считают это целесообразным. Другие, хотя и выезжают с детьми в лес, на речку, не учат детей правилам поведения в природе.

 

   Анализируя ответы учащихся, я сделала вывод о том, что все учащиеся с удовольствием бывают в природе, любят собирать грибы и ягоды, любят игры на воздухе.  В то же время представления учащихся о бережном отношении к природе и её богатствам, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. В большинстве случаев за любовь к природе ошибочно принимается потребительское к ней отношение, нередко провоцируемое старшими. Ребята вспоминают в основном о том, чем они пользовались на природе, а не о том, какую полезную работу для леса, растений, животных они проделали.

 

   В результате анализа ответов учащихся и родителей я поняла, что необходимо работать над проблемой экологического воспитания и совершенствования практической деятельностью учащихся по сохранению, умножению и разумному использованию природных богатств. А это может быть достигнуто только при взаимосвязной и взаимозаинтересованной работе всех участников образовательного процесса: учителя, детей, родителей.

 

   Работая над данной проблемой, я стараюсь повысить уровень своей компетентности в решении одной из первейших задач нашего времени, т.к. меня глубоко затронули слова А. Плешакова, что «экологически неграмотный учитель становится похож на человека за рулём, не умеющего водить машину…».

 

Задачи моей работы таковы:

 

  • Заложить основы экологического образования на материале понятном, доступном детям младшего школьного возраста;

  • Помочь формированию у учащихся оправданных ценностных ориентаций, идеалов, навыков поведения;

  • Средствами учебников и дополнительных источников создать более благоприятные условия для развития в процессе экологического образования эмоциональной сферы, мышления, речи, памяти, воображения, творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его способностей и склонностей.

 

   Однако поток программ, учебников, предлагаемых моделей образования, рекомендуемых педагогических технологий порождает множество проблем и вопросов. Поэтому изучение понятий экология и экологическая культура я начинаю с теоретических основ.

 

   С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находится в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, птиц, рыб. Конечно, представления древних людей об окружающей среде  не носили научного характера и были не всегда осознанными, но с течением времени именно они послужили источниками накопления экологических знаний.

 

   Уже в самых древних, из известных нам письменных источников, не только упоминаются различные названия животных и растений, но и сообщаются некоторые сведения об их образе жизни. Соприкасаясь с первыми познаниями природы, люди были вынуждены учитывать знания среды обитания в жизни организмов. Большое влияние на мировоззрения учёных современной эпохи оказали древнегреческие учёные Аристотель и Теофаст. Неоценимый вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся учёные, как Карл Линней, Жан Ламарк, Николай Северцев, Чарльз Дарвин и др. Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу двадцатого столетия. Большой вклад в её развитие внесли учёные ботаники – К. А. Тимирязев, В. В. Докучаев, В. Н. Сладков. Во второй половине двадцатого столетия происходит своего рода «экологизация» современной науки. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того. Что деятельность человека не только наносит вред окружающей среде, но и воздействует на неё негативно, изменяя условия жизни людей, угрожая самому существованию человечества.

 

   Экология – слово недавнее, состоит из двух греческих слов «oikoc» — дом, родина и «logoc» — знания. Экология – домоведение, домознание. Если в период возникновения экология была составной частью биологии, то современная экология охватывает широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук, как биология, география, геология, физика и др. Таким образом, современная экология – универсальная, бурно развивающаяся комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей планеты. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.

 

   Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований. В частности введение в учебный план нового предмета «Природоведение». Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы. Экологическая ориентация курса прослеживается в объяснительной записке к программе. В формулировке целей и задач, в перечне требований к знаниям и умениям учащихся.

 

   Понятие экологического образования включает в себя:

 

  • Систему знаний о природе;

  • Понимание взаимосвязей, существующих в природе, осознание взаимовлияния природы на человека и человека на природу;

  • Формирование у детей положительного отношения к природе, норм поведения в природе;

  • Желание беречь и охранять природу.

 

   Опыт показывает, что один учебный предмет, дающий в основном естественнонаучные знания, справиться с формированием многогранных отношений младших школьников к природной и социальной среде не может. Уже в середине семидесятых годов возник вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования школьников.

 

   Современная тенденция развития экологического образования в отечественной практике показывает, что лучшие возможности для развития экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои учебно-воспитательные задачи, а главную роль возьмёт на себя один из альтернативных курсов экологической направленности. В настоящее время такие курсы существуют:

 

  • Экология для младших школьников (факультативный курс). Автор А. А. Плешаков.

  • Планета загадок (факультативный курс). Автор А. А. Плешаков.

 

   Содержание экологического образования – это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельность в природе. Поэтому начальная школа должна заложить основы экологической культуры.

 

   Большой резерв развития экологического образования представляет региональный компонент. Наряду с региональным компонентом идёт возрождение элементов народной культуры, которые приобщают детей к традициям бережного отношения к природе. Перед методистами, работающими в области содержания образования, встают вопросы:

 

  • Как учить?

  • Как формировать умения правильно вести себя в природе?

 

Предлагаются современные технологии – комплексные экскурсии, этические беседы, экологические сказки, проекты и модели, дидактические и ролевые игры, задания и задачи. Новым направлением совершенствования экологического образования в начальной школе становится проблема управления деятельностью младшего школьника по изучению окружающей среды с помощью заданий, ставящих ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. С появлением методического комплекта «Перспективная начальная школа» решена проблема создания взаимосвязанных авторских комплектов.  Инструментальность этого комплекта позволяет детям самостоятельно организовывать учебную деятельность посредством использования всех компонентов УМК (словарей, хрестоматий, справочников, учебника, Интернет). Интегративный курс «Окружающий мир» включает в себя понятия из разных образовательных областей, в том числе и экологии. Осуществление проектной деятельности даёт возможность учащимся наблюдать, сопоставлять, оценивать и осуществлять результаты в проекте. Возможности данного комплекта позволяют учителю организовать экологическое образование младших школьников на более высоком уровне.

 

   Вариативность образовательных программ позволяет вести целенаправленный процесс усвоения детьми естественнонаучных знаний. На их основе формируются первые элементарные понятия, раскрывающие закономерности жизни природы, её роль и значение для нормального существования человеческого общества. Эта группа знаний составляет основу для отбора и систематизации экологических знаний и умений младших школьников.

 

   Ядро содержания экологического образования включает в себя четыре взаимосвязанных компонента:

 

  • Познавательный – понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии;

  • Ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности;

  • Нормативный – овладение нормами и правилами поведения в природе;

  • Деятельностный – овладение видами и способами практической деятельности школьников, направленной на формирование умений экологического характера.

 

   Связь между уровнями обучения  предмету «Окружающий мир» основывается на стержневой идее – «одна из важнейших взаимосвязей человека с природой осуществляется через труд». Существует ряд ведущих идей экологического образования:

 

  • «природа – единое целое»;

  • « человек – часть живой природы»;

  • « между компонентами природы существуют взаимосвязи»;

  • « окружающая природа зависит от смены времён года и от хозяйственной деятельности человека».

 

   Именно ведущие идеи позволяют объединить все четыре компонента, образующие ядро содержания экологических знаний, детально характеризуя их предметный характер через естественнонаучные дисциплины. Кроме того изучение природы включается во все остальные учебные предметы начальной школы, т.к. их объединяет общность цели (воспитывать любовь, бережное отношение к природе) и общие исходные принципы построения учебных программ. Наряду с дополнительными и факультативными курсами, основным считается «Окружающий мир». В его задачу входит овладение учащимися системой природоведческих понятий и выделение на их основе экологических знаний.

 

   В состав экологических знания входят знания интеллектуального и практического характера, а в состав экологических умений – умения поведенческие и деятельностные. И те и другие необходимо формировать не только в ходе основной деятельности, но и  внеурочной.

 

   Я стараюсь сделать урок окружающего мира интересным и помочь детям накопить знания о природе уже в первом классе. Ребятам интересно говорить о том, что они понимают, о чём могут рассуждать. Где есть возможности рассуждать и раздумывать у первоклассника? Конечно же, на экскурсии. Поэтому я стараюсь, как можно раньше вывести первоклассников в парк. Долго и тщательно готовлюсь к первой встрече с природой. Ведь, как говорил Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне проведения экскурсии заблаговременно предупреждаю учеников, знакомлю их с правилами поведения на экскурсии. В предварительной беседе поясняю учащимся, что экскурсия – это тоже урок, который проводится в природе.

 

   Главную свою задачу вижу в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой стороны. Выбрав в конце сентября тёплый солнечный день. Иду с первоклассниками к берёзам. Почему именно туда? Да потому что никакие другие деревья не вызывают в душе человека столько радостных, светлых чувств.

 

  Не сразу дети в таком возрасте начинают ощущать своё родство с природой. Предстоит длительный и нелёгкий путь. Но я знаю, насколько он важен. Поэтому я пытаюсь осторожно, тонко и ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей. Во время экскурсии ребята проводят наблюдения, а я обращаю их внимание на красоту и разнообразие осенней природы. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и переживания. И только после этого я приступаю к постановке перед ними заранее продуманных вопросов. Какая сегодня погода? А какое сегодня небо? Что вы можете сказать про парк? Какой он? Посмотрите внимательно на листья берёзы. Какого они цвета?

 

   Чтобы вызвать творческое воображение учеников, предлагаю определить, на что похоже опадение листьев:

 

  • Как снег падают, только жёлтого цвета;

  • Как пушинки летят;

  • Напоминают танец.

 

После этого знакомлю детей с понятием «листопад». Дети выражают своё восхищение: «берёза красивая, кудрявая, белоствольная, высокая, стройная». В это время их внимание обращаю на то, что все деревья – зелёные друзья человека, и портить эти растения нельзя, надо беречь, как друга. Во время экскурсии наблюдаю за каждым из детей. Ничто не укрывается от моего взгляда: ни сломанная ветка, ни сорванный лист, ни растоптанный цветок. Для себя отмечаю, с кем придётся проводить индивидуальную работу, какие методы и приёмы применять в будущем. А пока не делаю никаких замечаний. Стараюсь, чтобы от первой встречи с природой у детей остались только хорошие воспоминания.

 

   Гораздо сильней,  чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка», — утверждал В. А. Сухомлинский.

 

   Если замечаю, что ребята обратили внимание на жука, начинаю рассказывать о красоте. Доброте и пользе для природы этого простого существа. Пытаюсь заставить учеников присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. И у ребят возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки. Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий. Чувства обостряются. Фантазию детей не остановить. Сказку продолжаем вместе.

 

   Экскурсия заканчивается игрой вокруг берёзы. На обратном пути обращаю внимание детей на то, как люди способствуют сохранению красоты природы. Так перед детьми открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве. В красоте, в стремлении делать добро. В этот день каждый ребёнок выбирает себе зелёного друга – дерево. Но быть настоящим другом оказывается нелегко. Этому тоже приходится учиться. Я стараюсь подсказывать ребятам как заботиться о дереве, чтобы оно не почувствовало себя забытым и одиноким.

 

   Урок любви к природе продолжается позже на уроках труда и изобразительного искусства, на которых каждый ученик лепит, вырезает из бумаги, наклеивает на картон или рисует тот объект, который ему на экскурсии больше всего понравился. В рисунках и поделках ребят сливается реальный мир и сказочные образы. Идёт процесс мышления и формирования чувств.

 

   Домашнее задание тоже продолжение впечатлений об экскурсии: надо рассказать дома сказку, которую сочинили все вместе, или придумать свою. Следующие встречи с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира. На следующей экскурсии ребята уже начинают ощущать себя частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной.

 

    Во время зимней экскурсии дети сами задают вопрос, почему всё изменилось? Они с интересом рассматривают траву под снегом, учатся различать деревья зимой. Обращают внимание на птиц, на то, чем они питаются. Ребята сами постепенно приходят к выводу, что оставшихся на зимовку птиц надо подкармливать. На экскурсии зимой дети узнают, что в холодный период, особенно в сильный мороз, ветки деревьев легко ломаются, поэтому надо бережно к ним относиться. Постепенно у детей формируется понятие добра и зла, они учатся ответственности за живую природу. Наблюдения за жизнью природы в разное время позволяет полнее раскрыть детям взаимосвязи между живой и неживой природой. Одновременно знакомлю учащихся с правовыми основами охраны природы и природных ресурсов. По совету В. А. Сухомлинского стараюсь «так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что – то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

 

   Ознакомление с окружающим нас миром осуществляется и на уроках, одно из важнейших задач которых является формирование природоведческих понятий, составляющих основу для воспитания у младших школьников экологической культуры. Эффективность усвоения программного материала достигается с помощью методов, присущих естественноведческим наукам: проведение наблюдений, опытов, демонстраций натуральных объектов. Привлекает детей к самостоятельному поиску знаний система учебного комплекта «Перспективная начальная школа», я лишь направляю их деятельность. Предпосылки для внутренней мотивации были созданы ещё во время экскурсий. А внутреннемотивированный ребёнок всегда нацелен на высокий результат своей деятельности.

 

   Уроки чтения, на которых изучается материал, связанный с природой, строю так, чтобы художественное слово, картина и музыкальное произведение составляли единое целое с живой природой, воспринятой во время экскурсий. Это развивает у детей творческое мышление, художественный вкус. Изучение текстов о временах года связываю с прослушиванием музыки из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Ребята слушают музыку и представляют журчание весенних ручьёв, голос зимней вьюги, шуршание опавшей листвы, пение птиц. Часто рассматриваем репродукции картин В. Саврасова, И. Левитана. Дети вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляют свои ощущения с музыкой. Обращаю внимание ребят на то, что писатели и поэты видят, воспринимают и передают одно и то же явление по-разному. Постепенно в сознании детей формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано и взаимозависимо. С удивлением ребята всегда воспринимают, что ядовитый мухомор служит лекарством для некоторых животных, а комар – незаменимый корм для рыб, волки – санитары леса. К правильному выводу ребята приходят сами: нельзя безумно уничтожать животный и растительный мир.

 

   Полученные знания закрепляются в практических делах. Ребята сами придумывают экологические знаки, знакомятся по Интернету с заказниками, заповедниками, памятниками природы нашего края, ухаживают за растениями в классе, строят домики и кормушки для птиц, подкармливают пернатых друзей, ведут активную борьбу с теми, кто забывает о необходимости беречь природу.

 

   Уже с первого класса дети знакомятся с Красной книгой. Почти на каждом уроке уделяю внимание проблеме охраны природы, редких растений и животных. Стараюсь подвести к выводу: «Дерево, цветок и птица не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».

 

   Большое внимание развитию экологической культуры уделяю во внеклассной работе. Обязательно провожу классный час «Если ты пошёл в гости», на котором знакомлю детей, что отправляясь в лес, в поле, на луг, вы идёте в гости, в гости к природе. В гости к тем, кто здесь живёт: к птицам, жучкам и бабочкам. В природе тоже нельзя вести себя так, как на ум взбредёт. Вместе с ребятами разрабатываем правила вежливости. Чувством любви к природе, как и музыкальным слухом, наделён не каждый. Это чувство я воспитываю и развиваю у своих учеников. В воспитании всегда будет успех, если семья работает вместе с учителем. Какую бы цель я не наметила, всегда довожу до сведения родителей, обращаю их внимание на то, чему хочу научить детей. На одном из родительских собраний рассказываю  о воспитании бережного отношения к природе, чтобы они продолжали дома начатую мной работу. Даю советы родителям как помочь детям общаться с природой, заботиться о ней.

 

   А. М. Горький научился любить и чувствовать природу у своей бабушки, а, прочитав «Письмо А. М. Горького сыну Максиму», нам становится ясно, что писатель в таком же духе воспитывал и своего сына. И нам надо научиться у него воспитанию нравственности.

 

   Воспитанием экологической культуры я занимаюсь не только на уроках природоведческого цикла. В каждый урок математики включаю хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы (будь то шмель, комар, бабочка) или рассказываю об охране природы. Если в первом классе решаем задачу про муравьёв, то сначала прошу детей отгадать загадку:

 

Возле ёлок

 

Из иголок

 

Летним днём

 

Построен дом.

 

За травой не виден он,

 

А жильцов в нём – миллион.    (муравейник)

 

Провожу беседу: «Кто видел муравьёв? Почему нельзя разорять муравейники? Можно ли назвать муравьёв трудолюбивыми, дружными?» И затем решаем задачу: «Два муравья тащат соломинку, три спешат им на помощь. Сколько всего муравьёв участвуют в строительстве дома?». Детям нравятся эти задачи. Они делятся своими впечатлениями и на основании этого составляют задачи. Например: «У пруда квакали пять лягушек, кто – то зашумел в камышах. Одна из лягушек испугалась и прыгнула в воду. Сколько осталось храбрых лягушек?». В период изучения нумерации чисел первого десятка предлагаю учащимся такие задачи:

 

  • Высота рябины 6м, а тополь на 3м выше рябины. Найди высоту тополя.

  • У комара 6 ног, а у паука 8. На сколько больше ног у паука, чем у комара?

    Во втором классе дети более самостоятельны. Они сами с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках, и наблюдения, накопленные во время общения с природой. Во время экскурсий сообщаю детям различные сведения:

     о высоте отдельных деревьев:

 

  • Берёза до 20м

  • Сосна – до 45м

  • Дуб – до 40м

    об экологической роли леса:

 

  • 1га дубового леса выделяет в год 830кг кислорода

  • 1га берёзового леса выделяет в год 725кг кислорода

  • 1га соснового леса выделяет в год 540кг кислорода

    Об экологической роли птиц и насекомых:

 

  • Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых;

  • Один дятел за день съедает от 750 до 900 короедов.

    Все числовые данные познавательного характера я накапливала постепенно, читая книги, энциклопедические издания, делая себе выписки из газет, журналов, Интернета. Решение задач на экологическую тему развивает у ребят интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека. В целях формирования ответственного отношения к природе на уроках русского языка и математики я применяю различные игры и сказки на общую тему «Земля – наш дом». Некоторые из игр использую при проведении устного счёта, при повторении. Есть игры, которые провожу в течение всего урока, такие как заочное путешествие на лесную поляну, на озеро, на луг. Из урока в урок учащиеся получают достаточную информацию о природных закономерностях, экологических правилах.

       Большую помощь при изучении природы, по воспитанию бережного отношения к ней оказывает календарь природы и труда. Туда дети помещают советы и предупреждения. Приносят вопросы:

 

  • Кто собирает яблоки спиной?

  • У каких птиц зимой появляются птенцы?

  • Как можно помочь оленям и косулям зимой?

    Детские рисунки по временам года выражают любование и восхищение природой. Сразу становится ясно, что дети учились видеть прекрасное в обычном, которое привыкли видеть и оберегать. Курс литературного чтения по УМК «Перспективная начальная школа» даёт детям большие возможности для развития чувства прекрасного на основе простейших предметов. Произведения подобраны таким образом, что на примерах поступков героев ребята понимают необходимость видеть в обычном «красоту». От умение видеть и чувствовать красоту будет зависеть твоё счастье. Это и есть мотив к действию, потому что каждый человек желает быть счастливым. Ребята понимают необходимость бережного отношения к предметам природы, ведь присутствие их вокруг – это уже счастье.

    В третьем и четвёртом классах работу по экологическому образованию вести легче: прочитано много книг, проведено много экскурсий в природу. Дети усвоили основные правила поведения в природе, в условиях различных, часто встречающихся ситуаций. Об этом свидетельствуют их сочинения, где встречаются выражения:

 

  • «я цветов в лесу не рвала, а только любовалась ими, и своей сестре объяснила, почему нельзя рвать цветы в лесу»;

  • «мусор за собой мы убрали, чтобы другим было приятно прийти в лес и наслаждаться красотой».

    Огромную роль в природоохранной деятельности школьников выполнял в своё время факультативный курс «Зверьё моё», изучая который ребята тесно знакомились с домашними животными, их историей происхождения, особенностями разведения, породами.

    Не для кого ни секрет, что самый близкий «зелёный друг» для младшего школьника – это горшочек с комнатным растением на окне. Каждое растение – это живой организм, который как ребёнок растёт. Развивается, приносит огорчения и радости, удивляет нас своими красивыми листьями, разнообразной формой цветов. Для расширения экологических знаний  я разработала программу факультативного курса «Жизнь комнатных растений и уход за ними». Комнатные растения – это благотворный материал для познания живой природы в любое время года. На занятиях показываю красоту и неповторимость каждого растения, воспитываю бережное отношение, развиваю познавательный интерес, используя легенды, сказки, народные сказания. Каждое занятие начинаю с путешествия по карте мира в те страны, откуда пришли к нам комнатные растения. Всякий раз повторение проходит в занимательной форме – это кроссворды, ребусы, загадки, инсценировки. Следующий этап урока – знакомство с новым растением, начиная с его истории: где впервые появилось, как распространялось по земному шару, каковы особенности его строения, правила ухода в разные времена года. Закрепление материала – это составление паспорта растения. Практическая часть заключается в проведении опытов и выявлении особенностей растения в играх с моделями или исследования учащимися признаков растения. Иногда часть урока отдаю играм, которые развивают экологическую зоркость, умение правильно вести себя в природе, воспитывают чувства прекрасного. Материал для этой работы нахожу в детских журналах «Миша», «Весёлые картинки», «Мурзилка». Это разные занимательные и увлекательные игры природоведческого характера. В заключительной части урока знакомлю ребят с лекарственными свойствами комнатных растений.

    В. А. Сухомлинский говорил: «Наверное, нет труда, который бы в большей мере облагораживал сердце, сочетал в себе красоту и творчество, созидание и человечность, чем уход за розами». Мои ребята умеют ухаживать за розами. Итоговым занятием считается «Праздник цветов», на котором дети рассказывают о своём любимом растении, сочиняют сказки, истории, проводят конкурс рисунков. Ребята приносят растения, которые вырастили сами и дарят их классу. Нередко самыми красивыми нашими цветами украшают школьные торжества и праздники. Вернувшись с каникул, дети первым делом подходят к растениям, отмечают перемены, замечают новые ростки, бутоны, любуются ими. Систематическое, продуманное изучение комнатных растений доставляет ребятам немало по-настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни, и радость своей сопричастности к её существованию. Значение таких минут в воспитании ребёнка трудно переоценить.

       Такая работа настраивает ребёнка на заботливое и ответственное отношение к растениям. Дети становятся преданными защитниками зелёных насаждений, не пройдут безучастно мимо сломанной веточки или деревца, не попытавшись им помочь. Появляется ещё одно связующее звено в общении с родителями. Радует то, что дети мыслят, проявляют творческий подход к изучаемому материалу, учебной деятельности вообще. Ребята становятся активнее в учении, эмоциональнее, любознательнее, осознают на уровне своего возраста некоторые экологические проблемы. У детей появляется интерес к чтению литературы о природе, желание использовать полученные знания на уроках.

       Распределение проблемы экологического воспитания на полный курс предметов в начальной школе даёт высокий уровень экологической культуры учащихся, что приводит к формированию гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и творческое плодотворное начало.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

 

конспект урока

Автор: Петрова Татьяна Александровна

Урок – соревнование «Два корабля»

(обобщение по теме «Наречие»)

 

Цель:
— повторить и закрепить правописание наречий и их употребление в 

              речи;

           — развивать связную речь учащихся;

           — воспитывать интерес к
художественным произведениям и 

             произведениям живописи.

 

конспект урока

Автор: Петрова Татьяна Александровна

Урок – соревнование «Два корабля»

(обобщение по теме «Наречие»)

 

Цель: — повторить и закрепить правописание наречий и их употребление в 

              речи;

           — развивать связную речь учащихся;

           — воспитывать интерес к художественным произведениям и 

             произведениям живописи.