Развитие личности младшего школьника через воспитание экологической культуры

Автор: Ульянова Ольга Михайловна

 

Развитие личности младшего школьника через воспитание экологической культуры

 

   Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков – эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность.

 

   В начале третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой – «эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по – иному, чем до сих пор».

 

  Все мы прекрасно знаем, что человек неотделим от природы. И приятно осознавать, что книга природы не имеет последней страницы. Как говорил В. Гёте: «Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах».

 

  Наверное, все замечали такую характерную особенность для нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, знают имена художников эпохи возрождения и…не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить осину от берёзы.

 

  Задумываясь о значении окружающего нас мира для нашей жизни, каждый приходит к выводу, что главнейшее наше богатство – не последние достижения технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир.

 

  Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик Земли, а тем самым условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься: что будет дальше? Ведь Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький кустик, и ручеек, и зелёная былинка у дороги.

 

   Но чтобы успешно охранять наши леса, водоёмы, землю и воздух от оскудения, животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать её законы и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или ярким пейзажем, надо ещё «уметь видеть», т.е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, помогают знания природы.

 

   Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите природной среды. Целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой.

 

   Таким образом, глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни, вызвали необходимость экологического образования, которое должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Продолжая эту мысль, хочется сказать, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребёнок стал понимать человеческую речь. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование отношений к природе и людям. Сегодня идеи комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания в начальных классах школы.

 

  С целью проверки состояния экологического воспитания учащихся своего класса я провела анкетирование детей и родителей. Только при комплексном подходе можно было рассчитывать на выявление причин равнодушного отношения детей к природе и наметить пути его улучшения.

 

   Анализ ответов родителей на вопросы анкеты показал, что в семьях в основном отсутствует экологическое воспитание. Большинство родителей не бывают вместе с детьми в природе и не считают это целесообразным. Другие, хотя и выезжают с детьми в лес, на речку, не учат детей правилам поведения в природе.

 

   Анализируя ответы учащихся, я сделала вывод о том, что все учащиеся с удовольствием бывают в природе, любят собирать грибы и ягоды, любят игры на воздухе.  В то же время представления учащихся о бережном отношении к природе и её богатствам, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. В большинстве случаев за любовь к природе ошибочно принимается потребительское к ней отношение, нередко провоцируемое старшими. Ребята вспоминают в основном о том, чем они пользовались на природе, а не о том, какую полезную работу для леса, растений, животных они проделали.

 

   В результате анализа ответов учащихся и родителей я поняла, что необходимо работать над проблемой экологического воспитания и совершенствования практической деятельностью учащихся по сохранению, умножению и разумному использованию природных богатств. А это может быть достигнуто только при взаимосвязной и взаимозаинтересованной работе всех участников образовательного процесса: учителя, детей, родителей.

 

   Работая над данной проблемой, я стараюсь повысить уровень своей компетентности в решении одной из первейших задач нашего времени, т.к. меня глубоко затронули слова А. Плешакова, что «экологически неграмотный учитель становится похож на человека за рулём, не умеющего водить машину…».

 

Задачи моей работы таковы:

 

  • Заложить основы экологического образования на материале понятном, доступном детям младшего школьного возраста;

  • Помочь формированию у учащихся оправданных ценностных ориентаций, идеалов, навыков поведения;

  • Средствами учебников и дополнительных источников создать более благоприятные условия для развития в процессе экологического образования эмоциональной сферы, мышления, речи, памяти, воображения, творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его способностей и склонностей.

 

   Однако поток программ, учебников, предлагаемых моделей образования, рекомендуемых педагогических технологий порождает множество проблем и вопросов. Поэтому изучение понятий экология и экологическая культура я начинаю с теоретических основ.

 

   С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находится в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, птиц, рыб. Конечно, представления древних людей об окружающей среде  не носили научного характера и были не всегда осознанными, но с течением времени именно они послужили источниками накопления экологических знаний.

 

   Уже в самых древних, из известных нам письменных источников, не только упоминаются различные названия животных и растений, но и сообщаются некоторые сведения об их образе жизни. Соприкасаясь с первыми познаниями природы, люди были вынуждены учитывать знания среды обитания в жизни организмов. Большое влияние на мировоззрения учёных современной эпохи оказали древнегреческие учёные Аристотель и Теофаст. Неоценимый вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся учёные, как Карл Линней, Жан Ламарк, Николай Северцев, Чарльз Дарвин и др. Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу двадцатого столетия. Большой вклад в её развитие внесли учёные ботаники – К. А. Тимирязев, В. В. Докучаев, В. Н. Сладков. Во второй половине двадцатого столетия происходит своего рода «экологизация» современной науки. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того. Что деятельность человека не только наносит вред окружающей среде, но и воздействует на неё негативно, изменяя условия жизни людей, угрожая самому существованию человечества.

 

   Экология – слово недавнее, состоит из двух греческих слов «oikoc» — дом, родина и «logoc» — знания. Экология – домоведение, домознание. Если в период возникновения экология была составной частью биологии, то современная экология охватывает широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук, как биология, география, геология, физика и др. Таким образом, современная экология – универсальная, бурно развивающаяся комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей планеты. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.

 

   Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований. В частности введение в учебный план нового предмета «Природоведение». Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы. Экологическая ориентация курса прослеживается в объяснительной записке к программе. В формулировке целей и задач, в перечне требований к знаниям и умениям учащихся.

 

   Понятие экологического образования включает в себя:

 

  • Систему знаний о природе;

  • Понимание взаимосвязей, существующих в природе, осознание взаимовлияния природы на человека и человека на природу;

  • Формирование у детей положительного отношения к природе, норм поведения в природе;

  • Желание беречь и охранять природу.

 

   Опыт показывает, что один учебный предмет, дающий в основном естественнонаучные знания, справиться с формированием многогранных отношений младших школьников к природной и социальной среде не может. Уже в середине семидесятых годов возник вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования школьников.

 

   Современная тенденция развития экологического образования в отечественной практике показывает, что лучшие возможности для развития экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои учебно-воспитательные задачи, а главную роль возьмёт на себя один из альтернативных курсов экологической направленности. В настоящее время такие курсы существуют:

 

  • Экология для младших школьников (факультативный курс). Автор А. А. Плешаков.

  • Планета загадок (факультативный курс). Автор А. А. Плешаков.

 

   Содержание экологического образования – это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельность в природе. Поэтому начальная школа должна заложить основы экологической культуры.

 

   Большой резерв развития экологического образования представляет региональный компонент. Наряду с региональным компонентом идёт возрождение элементов народной культуры, которые приобщают детей к традициям бережного отношения к природе. Перед методистами, работающими в области содержания образования, встают вопросы:

 

  • Как учить?

  • Как формировать умения правильно вести себя в природе?

 

Предлагаются современные технологии – комплексные экскурсии, этические беседы, экологические сказки, проекты и модели, дидактические и ролевые игры, задания и задачи. Новым направлением совершенствования экологического образования в начальной школе становится проблема управления деятельностью младшего школьника по изучению окружающей среды с помощью заданий, ставящих ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. С появлением методического комплекта «Перспективная начальная школа» решена проблема создания взаимосвязанных авторских комплектов.  Инструментальность этого комплекта позволяет детям самостоятельно организовывать учебную деятельность посредством использования всех компонентов УМК (словарей, хрестоматий, справочников, учебника, Интернет). Интегративный курс «Окружающий мир» включает в себя понятия из разных образовательных областей, в том числе и экологии. Осуществление проектной деятельности даёт возможность учащимся наблюдать, сопоставлять, оценивать и осуществлять результаты в проекте. Возможности данного комплекта позволяют учителю организовать экологическое образование младших школьников на более высоком уровне.

 

   Вариативность образовательных программ позволяет вести целенаправленный процесс усвоения детьми естественнонаучных знаний. На их основе формируются первые элементарные понятия, раскрывающие закономерности жизни природы, её роль и значение для нормального существования человеческого общества. Эта группа знаний составляет основу для отбора и систематизации экологических знаний и умений младших школьников.

 

   Ядро содержания экологического образования включает в себя четыре взаимосвязанных компонента:

 

  • Познавательный – понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии;

  • Ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности;

  • Нормативный – овладение нормами и правилами поведения в природе;

  • Деятельностный – овладение видами и способами практической деятельности школьников, направленной на формирование умений экологического характера.

 

   Связь между уровнями обучения  предмету «Окружающий мир» основывается на стержневой идее – «одна из важнейших взаимосвязей человека с природой осуществляется через труд». Существует ряд ведущих идей экологического образования:

 

  • «природа – единое целое»;

  • « человек – часть живой природы»;

  • « между компонентами природы существуют взаимосвязи»;

  • « окружающая природа зависит от смены времён года и от хозяйственной деятельности человека».

 

   Именно ведущие идеи позволяют объединить все четыре компонента, образующие ядро содержания экологических знаний, детально характеризуя их предметный характер через естественнонаучные дисциплины. Кроме того изучение природы включается во все остальные учебные предметы начальной школы, т.к. их объединяет общность цели (воспитывать любовь, бережное отношение к природе) и общие исходные принципы построения учебных программ. Наряду с дополнительными и факультативными курсами, основным считается «Окружающий мир». В его задачу входит овладение учащимися системой природоведческих понятий и выделение на их основе экологических знаний.

 

   В состав экологических знания входят знания интеллектуального и практического характера, а в состав экологических умений – умения поведенческие и деятельностные. И те и другие необходимо формировать не только в ходе основной деятельности, но и  внеурочной.

 

   Я стараюсь сделать урок окружающего мира интересным и помочь детям накопить знания о природе уже в первом классе. Ребятам интересно говорить о том, что они понимают, о чём могут рассуждать. Где есть возможности рассуждать и раздумывать у первоклассника? Конечно же, на экскурсии. Поэтому я стараюсь, как можно раньше вывести первоклассников в парк. Долго и тщательно готовлюсь к первой встрече с природой. Ведь, как говорил Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне проведения экскурсии заблаговременно предупреждаю учеников, знакомлю их с правилами поведения на экскурсии. В предварительной беседе поясняю учащимся, что экскурсия – это тоже урок, который проводится в природе.

 

   Главную свою задачу вижу в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой стороны. Выбрав в конце сентября тёплый солнечный день. Иду с первоклассниками к берёзам. Почему именно туда? Да потому что никакие другие деревья не вызывают в душе человека столько радостных, светлых чувств.

 

  Не сразу дети в таком возрасте начинают ощущать своё родство с природой. Предстоит длительный и нелёгкий путь. Но я знаю, насколько он важен. Поэтому я пытаюсь осторожно, тонко и ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей. Во время экскурсии ребята проводят наблюдения, а я обращаю их внимание на красоту и разнообразие осенней природы. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и переживания. И только после этого я приступаю к постановке перед ними заранее продуманных вопросов. Какая сегодня погода? А какое сегодня небо? Что вы можете сказать про парк? Какой он? Посмотрите внимательно на листья берёзы. Какого они цвета?

 

   Чтобы вызвать творческое воображение учеников, предлагаю определить, на что похоже опадение листьев:

 

  • Как снег падают, только жёлтого цвета;

  • Как пушинки летят;

  • Напоминают танец.

 

После этого знакомлю детей с понятием «листопад». Дети выражают своё восхищение: «берёза красивая, кудрявая, белоствольная, высокая, стройная». В это время их внимание обращаю на то, что все деревья – зелёные друзья человека, и портить эти растения нельзя, надо беречь, как друга. Во время экскурсии наблюдаю за каждым из детей. Ничто не укрывается от моего взгляда: ни сломанная ветка, ни сорванный лист, ни растоптанный цветок. Для себя отмечаю, с кем придётся проводить индивидуальную работу, какие методы и приёмы применять в будущем. А пока не делаю никаких замечаний. Стараюсь, чтобы от первой встречи с природой у детей остались только хорошие воспоминания.

 

   Гораздо сильней,  чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка», — утверждал В. А. Сухомлинский.

 

   Если замечаю, что ребята обратили внимание на жука, начинаю рассказывать о красоте. Доброте и пользе для природы этого простого существа. Пытаюсь заставить учеников присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. И у ребят возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки. Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий. Чувства обостряются. Фантазию детей не остановить. Сказку продолжаем вместе.

 

   Экскурсия заканчивается игрой вокруг берёзы. На обратном пути обращаю внимание детей на то, как люди способствуют сохранению красоты природы. Так перед детьми открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве. В красоте, в стремлении делать добро. В этот день каждый ребёнок выбирает себе зелёного друга – дерево. Но быть настоящим другом оказывается нелегко. Этому тоже приходится учиться. Я стараюсь подсказывать ребятам как заботиться о дереве, чтобы оно не почувствовало себя забытым и одиноким.

 

   Урок любви к природе продолжается позже на уроках труда и изобразительного искусства, на которых каждый ученик лепит, вырезает из бумаги, наклеивает на картон или рисует тот объект, который ему на экскурсии больше всего понравился. В рисунках и поделках ребят сливается реальный мир и сказочные образы. Идёт процесс мышления и формирования чувств.

 

   Домашнее задание тоже продолжение впечатлений об экскурсии: надо рассказать дома сказку, которую сочинили все вместе, или придумать свою. Следующие встречи с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира. На следующей экскурсии ребята уже начинают ощущать себя частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной.

 

    Во время зимней экскурсии дети сами задают вопрос, почему всё изменилось? Они с интересом рассматривают траву под снегом, учатся различать деревья зимой. Обращают внимание на птиц, на то, чем они питаются. Ребята сами постепенно приходят к выводу, что оставшихся на зимовку птиц надо подкармливать. На экскурсии зимой дети узнают, что в холодный период, особенно в сильный мороз, ветки деревьев легко ломаются, поэтому надо бережно к ним относиться. Постепенно у детей формируется понятие добра и зла, они учатся ответственности за живую природу. Наблюдения за жизнью природы в разное время позволяет полнее раскрыть детям взаимосвязи между живой и неживой природой. Одновременно знакомлю учащихся с правовыми основами охраны природы и природных ресурсов. По совету В. А. Сухомлинского стараюсь «так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что – то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

 

   Ознакомление с окружающим нас миром осуществляется и на уроках, одно из важнейших задач которых является формирование природоведческих понятий, составляющих основу для воспитания у младших школьников экологической культуры. Эффективность усвоения программного материала достигается с помощью методов, присущих естественноведческим наукам: проведение наблюдений, опытов, демонстраций натуральных объектов. Привлекает детей к самостоятельному поиску знаний система учебного комплекта «Перспективная начальная школа», я лишь направляю их деятельность. Предпосылки для внутренней мотивации были созданы ещё во время экскурсий. А внутреннемотивированный ребёнок всегда нацелен на высокий результат своей деятельности.

 

   Уроки чтения, на которых изучается материал, связанный с природой, строю так, чтобы художественное слово, картина и музыкальное произведение составляли единое целое с живой природой, воспринятой во время экскурсий. Это развивает у детей творческое мышление, художественный вкус. Изучение текстов о временах года связываю с прослушиванием музыки из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Ребята слушают музыку и представляют журчание весенних ручьёв, голос зимней вьюги, шуршание опавшей листвы, пение птиц. Часто рассматриваем репродукции картин В. Саврасова, И. Левитана. Дети вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляют свои ощущения с музыкой. Обращаю внимание ребят на то, что писатели и поэты видят, воспринимают и передают одно и то же явление по-разному. Постепенно в сознании детей формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано и взаимозависимо. С удивлением ребята всегда воспринимают, что ядовитый мухомор служит лекарством для некоторых животных, а комар – незаменимый корм для рыб, волки – санитары леса. К правильному выводу ребята приходят сами: нельзя безумно уничтожать животный и растительный мир.

 

   Полученные знания закрепляются в практических делах. Ребята сами придумывают экологические знаки, знакомятся по Интернету с заказниками, заповедниками, памятниками природы нашего края, ухаживают за растениями в классе, строят домики и кормушки для птиц, подкармливают пернатых друзей, ведут активную борьбу с теми, кто забывает о необходимости беречь природу.

 

   Уже с первого класса дети знакомятся с Красной книгой. Почти на каждом уроке уделяю внимание проблеме охраны природы, редких растений и животных. Стараюсь подвести к выводу: «Дерево, цветок и птица не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».

 

   Большое внимание развитию экологической культуры уделяю во внеклассной работе. Обязательно провожу классный час «Если ты пошёл в гости», на котором знакомлю детей, что отправляясь в лес, в поле, на луг, вы идёте в гости, в гости к природе. В гости к тем, кто здесь живёт: к птицам, жучкам и бабочкам. В природе тоже нельзя вести себя так, как на ум взбредёт. Вместе с ребятами разрабатываем правила вежливости. Чувством любви к природе, как и музыкальным слухом, наделён не каждый. Это чувство я воспитываю и развиваю у своих учеников. В воспитании всегда будет успех, если семья работает вместе с учителем. Какую бы цель я не наметила, всегда довожу до сведения родителей, обращаю их внимание на то, чему хочу научить детей. На одном из родительских собраний рассказываю  о воспитании бережного отношения к природе, чтобы они продолжали дома начатую мной работу. Даю советы родителям как помочь детям общаться с природой, заботиться о ней.

 

   А. М. Горький научился любить и чувствовать природу у своей бабушки, а, прочитав «Письмо А. М. Горького сыну Максиму», нам становится ясно, что писатель в таком же духе воспитывал и своего сына. И нам надо научиться у него воспитанию нравственности.

 

   Воспитанием экологической культуры я занимаюсь не только на уроках природоведческого цикла. В каждый урок математики включаю хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы (будь то шмель, комар, бабочка) или рассказываю об охране природы. Если в первом классе решаем задачу про муравьёв, то сначала прошу детей отгадать загадку:

 

Возле ёлок

 

Из иголок

 

Летним днём

 

Построен дом.

 

За травой не виден он,

 

А жильцов в нём – миллион.    (муравейник)

 

Провожу беседу: «Кто видел муравьёв? Почему нельзя разорять муравейники? Можно ли назвать муравьёв трудолюбивыми, дружными?» И затем решаем задачу: «Два муравья тащат соломинку, три спешат им на помощь. Сколько всего муравьёв участвуют в строительстве дома?». Детям нравятся эти задачи. Они делятся своими впечатлениями и на основании этого составляют задачи. Например: «У пруда квакали пять лягушек, кто – то зашумел в камышах. Одна из лягушек испугалась и прыгнула в воду. Сколько осталось храбрых лягушек?». В период изучения нумерации чисел первого десятка предлагаю учащимся такие задачи:

 

  • Высота рябины 6м, а тополь на 3м выше рябины. Найди высоту тополя.

  • У комара 6 ног, а у паука 8. На сколько больше ног у паука, чем у комара?

    Во втором классе дети более самостоятельны. Они сами с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках, и наблюдения, накопленные во время общения с природой. Во время экскурсий сообщаю детям различные сведения:

     о высоте отдельных деревьев:

 

  • Берёза до 20м

  • Сосна – до 45м

  • Дуб – до 40м

    об экологической роли леса:

 

  • 1га дубового леса выделяет в год 830кг кислорода

  • 1га берёзового леса выделяет в год 725кг кислорода

  • 1га соснового леса выделяет в год 540кг кислорода

    Об экологической роли птиц и насекомых:

 

  • Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых;

  • Один дятел за день съедает от 750 до 900 короедов.

    Все числовые данные познавательного характера я накапливала постепенно, читая книги, энциклопедические издания, делая себе выписки из газет, журналов, Интернета. Решение задач на экологическую тему развивает у ребят интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека. В целях формирования ответственного отношения к природе на уроках русского языка и математики я применяю различные игры и сказки на общую тему «Земля – наш дом». Некоторые из игр использую при проведении устного счёта, при повторении. Есть игры, которые провожу в течение всего урока, такие как заочное путешествие на лесную поляну, на озеро, на луг. Из урока в урок учащиеся получают достаточную информацию о природных закономерностях, экологических правилах.

       Большую помощь при изучении природы, по воспитанию бережного отношения к ней оказывает календарь природы и труда. Туда дети помещают советы и предупреждения. Приносят вопросы:

 

  • Кто собирает яблоки спиной?

  • У каких птиц зимой появляются птенцы?

  • Как можно помочь оленям и косулям зимой?

    Детские рисунки по временам года выражают любование и восхищение природой. Сразу становится ясно, что дети учились видеть прекрасное в обычном, которое привыкли видеть и оберегать. Курс литературного чтения по УМК «Перспективная начальная школа» даёт детям большие возможности для развития чувства прекрасного на основе простейших предметов. Произведения подобраны таким образом, что на примерах поступков героев ребята понимают необходимость видеть в обычном «красоту». От умение видеть и чувствовать красоту будет зависеть твоё счастье. Это и есть мотив к действию, потому что каждый человек желает быть счастливым. Ребята понимают необходимость бережного отношения к предметам природы, ведь присутствие их вокруг – это уже счастье.

    В третьем и четвёртом классах работу по экологическому образованию вести легче: прочитано много книг, проведено много экскурсий в природу. Дети усвоили основные правила поведения в природе, в условиях различных, часто встречающихся ситуаций. Об этом свидетельствуют их сочинения, где встречаются выражения:

 

  • «я цветов в лесу не рвала, а только любовалась ими, и своей сестре объяснила, почему нельзя рвать цветы в лесу»;

  • «мусор за собой мы убрали, чтобы другим было приятно прийти в лес и наслаждаться красотой».

    Огромную роль в природоохранной деятельности школьников выполнял в своё время факультативный курс «Зверьё моё», изучая который ребята тесно знакомились с домашними животными, их историей происхождения, особенностями разведения, породами.

    Не для кого ни секрет, что самый близкий «зелёный друг» для младшего школьника – это горшочек с комнатным растением на окне. Каждое растение – это живой организм, который как ребёнок растёт. Развивается, приносит огорчения и радости, удивляет нас своими красивыми листьями, разнообразной формой цветов. Для расширения экологических знаний  я разработала программу факультативного курса «Жизнь комнатных растений и уход за ними». Комнатные растения – это благотворный материал для познания живой природы в любое время года. На занятиях показываю красоту и неповторимость каждого растения, воспитываю бережное отношение, развиваю познавательный интерес, используя легенды, сказки, народные сказания. Каждое занятие начинаю с путешествия по карте мира в те страны, откуда пришли к нам комнатные растения. Всякий раз повторение проходит в занимательной форме – это кроссворды, ребусы, загадки, инсценировки. Следующий этап урока – знакомство с новым растением, начиная с его истории: где впервые появилось, как распространялось по земному шару, каковы особенности его строения, правила ухода в разные времена года. Закрепление материала – это составление паспорта растения. Практическая часть заключается в проведении опытов и выявлении особенностей растения в играх с моделями или исследования учащимися признаков растения. Иногда часть урока отдаю играм, которые развивают экологическую зоркость, умение правильно вести себя в природе, воспитывают чувства прекрасного. Материал для этой работы нахожу в детских журналах «Миша», «Весёлые картинки», «Мурзилка». Это разные занимательные и увлекательные игры природоведческого характера. В заключительной части урока знакомлю ребят с лекарственными свойствами комнатных растений.

    В. А. Сухомлинский говорил: «Наверное, нет труда, который бы в большей мере облагораживал сердце, сочетал в себе красоту и творчество, созидание и человечность, чем уход за розами». Мои ребята умеют ухаживать за розами. Итоговым занятием считается «Праздник цветов», на котором дети рассказывают о своём любимом растении, сочиняют сказки, истории, проводят конкурс рисунков. Ребята приносят растения, которые вырастили сами и дарят их классу. Нередко самыми красивыми нашими цветами украшают школьные торжества и праздники. Вернувшись с каникул, дети первым делом подходят к растениям, отмечают перемены, замечают новые ростки, бутоны, любуются ими. Систематическое, продуманное изучение комнатных растений доставляет ребятам немало по-настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни, и радость своей сопричастности к её существованию. Значение таких минут в воспитании ребёнка трудно переоценить.

       Такая работа настраивает ребёнка на заботливое и ответственное отношение к растениям. Дети становятся преданными защитниками зелёных насаждений, не пройдут безучастно мимо сломанной веточки или деревца, не попытавшись им помочь. Появляется ещё одно связующее звено в общении с родителями. Радует то, что дети мыслят, проявляют творческий подход к изучаемому материалу, учебной деятельности вообще. Ребята становятся активнее в учении, эмоциональнее, любознательнее, осознают на уровне своего возраста некоторые экологические проблемы. У детей появляется интерес к чтению литературы о природе, желание использовать полученные знания на уроках.

       Распределение проблемы экологического воспитания на полный курс предметов в начальной школе даёт высокий уровень экологической культуры учащихся, что приводит к формированию гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и творческое плодотворное начало.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *