ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Автор: Булдакова Тамара Николаевна

Булдакова Т.Н., воспитатель МБДОУ «Д/с «Умка» г. Абакана

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.

Hе бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, ему улыбались, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежны. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью.

 

Шалва Александрович Амонашвилли

 

       Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации и закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273 и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

       Воспитание с точки зрения нового национального воспитательного идеала ориентировано на достижение определенного образа человека, имеющего, приоритетное значение для общества в конкретно – исторических социокультурных условиях.

       Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации.

       Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

        Меняются времена, вводятся новые образовательные стандарты, но личность ребенка всегда стоит для меня на первом месте. В нашем образовательном учреждении приоритетным направлением является социально-личностное развитие Ребёнка через организацию образовательной деятельности осуществляемой в рамках программы «Растим юного гражданина» по модулям «Ребёнок-Благородный человек-гражданин», «Государство – это мы», «Наши права». Работа ведется с использованием педагогической технологии  академика РАО Шалвы Александровича Амонашвилли, гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе (адаптированная программа «Школа жизни»).

       Главной целью воспитания в концепции Ш. А. Амонашвили, является:  воспитание Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина, а также, становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия  его личностных качеств. Что не только не противоречит новому закону «Об образовании в Российской федерации» и Федеральным Государственным Образовательным Стандартам дошкольного образования, а позволяет решать поставленную государством задачу по духовно-нравственному воспитанию детей уже с раннего возраста, через реализацию части образовательной деятельности, предусмотренной  Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования на это отводится сорок процентов. Вести детей по лестнице духовного становления личности мне помогает гуманная педагогика.

 

         Основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.

Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.

Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.

Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.

Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.

Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

       Педагогические аксиомы.

Доброта воспитывается добротой.
Любовь воспитывается любовью.
Радость воспитывается радостью.
Благородство воспитывается благородством.

Личность воспитывается личностью.
Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.
Воображение ничто в сравнении с жизнью.
Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни.
Жизнь это шанс — не упусти его.
Жизнь это красота — удивляйся ей.
 Жизнь это мечта — осуществи её.
Жизнь это тайна — разгадай её.
Жизнь это трагедия — выдержи её.
Жизнь это приключение — решись на него. Жизнь это жизнь — спаси её.


       Дети не готовится к жизни — они в ней живут. Реализация гуманной педагогики предусматривает включение в образовательный процесс специально организованную деятельность с детьми. Такую как: чтение детям философских сказок из книги  А. Андрианова «Философия для детей», в которой, знакомство детей с таким чувством как любовь происходит с использованием сказок «Фиалка и подснежник», «Любите друг друга всегда». А так же дети узнают о благородстве через сказки «Испугался, или нет?», «Благородный олень». Тематика непосредственно образовательной деятельности также имеет большое разнообразие «Горячее сердце», «Дружить надо уметь», «Семейное древо», «Мамочке любимой песенку поем» и другие.

       Таким образом, система гуманно-личностного подхода вдохновляет меня на создание такого образовательного процесса, в котором Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления становится высокая духовность: воспитателя, ребенка, родителей.

       Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

      Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.  Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

       Образовательный процесс строится на принципе интеграции разных видов деятельности и форм работы с детьми:

— непосредственно образовательную деятельность;

— совместную деятельность воспитателя с детьми;

— деятельность в ходе режимных моментов.

        Работа с родителями предусматривает активное участие в создании книжек – малышек совместно с детьми дома по темам НОД и пополнении детской библиотеки группы. Эта работа обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.    

Цель: формирование основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста как предпосылки их успешной социализации в демократическом обществе.

Задачи:

— Приобщение детей к общечеловеческим, национальным ценностям, в том числе ценностям демократического общества.

— Формирование первичных представлений и понятий о демократическом обществе, элементарных правовых нормах, избирательном праве.

— Развитие эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.

— Формирование  предпосылок активной гражданской позиции ребенка (умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность).

— Становление в Ребенке Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина.

 

Тематическое планирование деятельности с детьми

(подготовительная группа)

«Добротолюбие, сердцеведение и  человечность»

 

сентябрь

1

Что такое красота и для чего она нужна

 

1.    Д/и «Сравни» (красивое и безобразное)

2.    Чтение «Красота души» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Психогимнастика « Щебетание птиц» (лёжа на ковре)

4.    Арт. Упражнение «Красивый букет»

2

О красоте внутренней и внешней

1.    ТРИЗ «Что было бы, если…»

2.    Чтение «Красивая лягушка и безобразный пёс» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «1,2.3.4.5»

4.    Арт. Упражнение «красивый поступок»

 

3

Культура – красота, создаваемая человеком

1.    Д/и « Красивые места в нашем городе» (по картинкам и фотографиям)

2.    Чтение «Дом высокой культуры» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Пальчиковая гимнастика «Кто живёт под потолком»

4.    Арт. Упражнение «Самое красивое место в городе»

4

Красота мечтаний о будущем

1.    Д/и «Моя мечта»

2.    Чтение «Холмик и звезда» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка (по желанию детей)

4.    Арт. Упражнение «Я мечтаю…»

 

октябрь

5

Что такое милосердие?

1.    Чтение «Два облачка» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Скажи по другому»

3.    Подвижная игра «Море волнуется раз»

4.    Арт. Упражнение «Рисунок по прочитанному»

 

6

Милосердие и сострадание

1.    Эвристическая беседа «Милосердие и сострадание»

2.    Чтение «Доброе преступление» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Психогимнастика «Выйди к свету»

4.    Арт. Упражнение «Лучики добра»

 

7

О полезности прощения

1.    Д/и «Простить – значит?»

2.    Чтение «Болезнь непрощения» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Руки кверху поднимаем»

4.    Арт. Упражнение «Обитатели озера»

 

8

Дружба и умение быть другом

1.    Д/и «Найди друга»

2.    Чтение «История о короткой дружбе» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «По выбору детей»

4.    Арт. Упражнение «Портрет друга»

 

 

Ноябрь

9

Искренность и прямота

1.    Д/и «Искренние слова»

2.    Чтение «Почему же не поругали» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Шёл по мостику петух»

4.    Творческое задание «Честные цветы»

 

10

Обман

1.    Чтение «Дворец врулей» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Скажи наоборот»

3.    Физкультминутка «Топ – топ»

4.    Арт. Упражнение «Правдивое сердце»

                  

 

11

Честность

1.    Эвристическая беседа «Прямота и откровенность»

2.    Чтение «Как искренность маленькие чудеса творила» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Пальчиковая игра «Тра-та-та»

4.    Арт. упражнение «Впечатления  по прочитанному»

 

12

Всё о лжи

1.    Д/и «Объясни, как понимаешь»

2.    Чтение «Вежливый цветок» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

1.    Чтение «Рассказ о горячем и холодном сердце» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Творческое задание «Честный поступок»

 

                                                     

                                                      Декабрь

13

Трудолюбие и праздность

1.    Д/и «Назови профессию»

2.    Чтение «Труд, развлечение и безделье» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Рыбки»

4.    Арт. Упражнение «Что нужно для труда?»

 

 

 

14

Терпение и труд-всё перетрут

1.    Объясни пословицу «Терпение и труд-всё перетрут»

2.    Чтение «Как Павлика по телевизору показали» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Жук»

4.    Творческое задание «Урок труда»

15

Вред безделья

1.    Чтение «Два мохнатых приятеля» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Физкультминутка «Рано утром я встаю»

3.    Д/и « Кто быстрее соберёт»

4.    Арт. Упражнение «Рисунок по прочитанному»

16

Творчество в работе

1.    Д/и «Давай пофантазируем»

2.    Чтение «Двигатель, который работать не любил» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Психогимнастика « В лесу» (лёжа на ковре)

4.    Арт. Упражнения «Мой вечный двигатель»

 

Январь

17

Вежливость

1.    Д/и «Продолжи ряд»

2.    Чтение «Как вежливый поступок жизнь спас» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Подвижная игра «Говорящие часы»

4.    Арт. упражнение «Вежливый человек»

18

Важное средство примирения

1.    Чтение «Чудище с двумя головами» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Красивые поступки»

3.    Физкультминутка «Птички весело летали»

4.    Арт. Упражнение «Ласточка и слон»

 

19

Чуткое отношение к другому

1.    Д/и «Члены семьи»

2.    Чтение «Три дерева» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

4.    Арт. Упражнение «Моя семья»

 

20

Вежливые слова

1.    Чтение А.Н Толстого  «Вежливое слово»

2.    Д/и «Скажи 10 вежливых слов»

3.    Физкультминутка «С любовью к маме»

4.    Арт. Упражнение «Цветок вежливых слов»

 

 

Февраль

21

Уроки дружбы

1.    Д/и Признаки настоящей дружбы»

2.    Чтение «История о короткой дружбе» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Подвижная игра «Куда иголка, туда и нитка»

4.    Арт. упражнение «Друзья»

22

Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

1.    Чтение «Сладость для сердца» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    ТРИЗ «Что было бы, если…»

3.    Физкультминутка (по выбору детей)

4.    Творческое задание «Сделай подарок для самого слабого»

 

23

Что посеешь, то и пожнёшь

1.    Объясни пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь»

2.    Чтение «Как кактус своё получил» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Психогимнастика «Сосулька»

4.    Арт. упражнение «Злой кактус»

24

С кем поведёшься, от того и наберёшься

1.    Объясни пословицу «С кем поведёшься, от того и наберёшься»

2.    Чтение «Плохой пример заразителен» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Психогимнастика «Два друга»

4.    Арт. упражнение «Только хорошее»

                                                       

                                                        Март

25

Уроки мужества

1.    Чтение «Последний зайчонок» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Скажи наоборот»

3.    Физкультминутка «Мой весёлый звонкий мяч»

4.    Арт. упражнение «Смелый заяц»

 

26

Мужество – бесстрашие души

1.    Д/и «Назови известных богатырей»

2.    Чтение «Чем же чудище победить?» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Тик-так»

4.    Творческое задание «Наклей богатырей»

 

27

Выдержка и самообладание

1.    Эвристическая беседа «Умение владеть собой»

2.    Чтение «Почему для медленной змеи быстрая крыса – лёгкая добыча?» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Подвижная игра «Змейка»

4.    Арт. упражнение «Терпеливая змея»

 

28

О страхах и о том, как их победить

1.    Чтение «Поджаривание страшилок» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Что я боюсь»

3.    Физкультминутка «Хомка, хомка, хомячок»

4.    Арт. упражнение «Смелый поступок»

 

 

Апрель

29

Воображение – творчество ума

1.    Д/и «Придумай конец истории»

2.    Чтение «Стоять в углу интереснее, чем смотреть мультики» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Алые цветки»

4.    Арт. упражнение «Моё воображение»

30

 Любовь к природе

1.    Д/и Живая и неживая природа»

2.    Чтение «Сумасшедший лес» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Игра – имитация «Насекомые»

4.    Творческое задание «Природный коллаж»

 

31

Мудрость

1.    Д/и «Дуб мудрости»

2.    Чтение «Разумная середина и глупая крайность» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Самолёты»

4.    Арт. упражнение «Кто не знал меры?»

 

32

Любовь – самое прекрасное чувство человека

1.    Д/и «Кого мы любим?»

2.    Чтение «Фиалка и подснежник» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Физкультминутка «Ягода»

4.    Творческое задание «Кого я люблю»

 

 

Май

33

Материнская любовь

1.    Чтение «Бьющий гром» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Скажи ласково»

3.    Физкультминутка «Если нравится тебе, то делай так»

4.    Арт. упражнение «Для мамы»

 

34

Счастье

2.    Д/и «Горячее и холодное»

3.    Чтение «Рассказ о горячем и холодном сердце» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

4.    Физкультминутка «Лошадка»

5.    Арт. упражнение «Счастливый человек»

35

Гостеприимство

1.    Д/и «Я встречаю гостей»

2.    Чтение «Подарок Деду Морозу» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

3.    Чтение «Рассказ о горячем и холодном сердце» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

4.    Арт. упражнение Сервируем стол»

36

Короткое настоящее и долгое будущее

Мониторинг

1.    Чтение «Шаль, которая туманила всем головы» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

2.    Д/и «Расскажи о Роме»

3.    Подвижная игра (по желанию детей)

4.    Творческое задание «А как бы я поступил»

       

 

Результаты

У ребенка  формируются представления:

·       О духовно-нравственных и общечеловеческих ценностях личности, таких как: совесть, любовь, вера, надежда, жизнь, истинна, добро, красота и другие;

·       О нравственных качествах как основе гражданской позиции: человечность, духовность, сострадание, толерантность (терпимость), вежливость, доброжелательность, честность, любовь к ближнему, миролюбие, ненасилие, благородство, честь, достоинство;

·       Об отдельных произведениях литературы, искусства и наиболее известных представителях художественной культуры родного края и России (писателях, художниках, изобретателях).

 

Тематическое планирование деятельности с детьми

подготовительной группы

«Растим юного гражданина»

 

сентябрь

1

Семь – я

 

1.    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

2.    Чтение стихов Е. Серовой «Мы с мамой делали конфеты», «Не терпит мой папа безделья и скуки», Р. Гамзатова «У меня есть дедушка», Н. Голя «Ладушки, где были у бабушки»

3.    Физкультминутка «1,2,3,4,5»

4.    Рассказы детей о своей семье

2

Родной дом

1.    Рассматривание семейных фотографий

2.    Д/и «Объясни пословицы « Не нужен и клад, коли в семье лад», «Мой дом – моя крепость»»

3.    Д/и «Скажи ласково»

4.    Физкультминутка «Физкультминутка «С любовью к маме»

5.    Чтение стихов о родном доме

3

Пожилые люди

1.    Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

2.    Д/и «Объясни пословицы «Как аукнется, так и откликнется» и «Что посеешь, то и пожнёшь»»

3.    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

4.    Арт. упражнение «Мой дедушка» (моя бабушка)

4

Моя родня

1.    Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»

2.    Д/и «Подбери синоним»

3.    Чтение рассказа В. Драгунского Моя сестра Ксения»

4.    Физкультминутка «Поднимаем плечики»

5.    Д/и «Скажи ласково»

Октябрь

5

Что такое детский сад?

1.    Экскурсия по детскому саду

2.    Д/и «Продолжи ряд»

3.    Д/и «Что нужно для…?»

4.    Физкультминутка «Все кто хочет быть здоров»

5.    Арт. упражнение «Мой детский сад»

6

Мой воспитатель

1.    Чтение стихотворения «Утром, прощаясь с мамой»

2.    Д/и «Как зовут?»

3.    Д/и «Продолжи ряд» (чему учит)

4.    Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

5.    Арт. упражнение «Детский сад моей мечты»

7

Кто заботится о нас?

1.    Д/и «Волшебные конверты» (с фотографиями работников дет. сада)

2.    Рассказы детей о  работе этих людей

3.    Физкультминутка «Алые цветки»

4.    Д/и «Д/и «Чья работа важнее?»

8

Наш уголок природы

1.    Д/и «Что это?»

2.    Д/и «Найди отличия и сходства»

3.    Труд в природном уголке (полив, рыхление, уборка сухих листьев, протирание листиков)

4.    Арт. упражнение «Любимый комнатный цветок»

Ноябрь

9

В уголок леса

1.    Экскурсия на свой участок

2.    Д/и «Найди отличия» (деревья и кустарники)

3.    Д/и «Загадки» (о деревьях)

4.    Подвижная игра «Выше ноги от земли»

5.    Чтение стихов о природе

10

Природа России

1.    Рассматривание карты России и иллюстраций  с изображением разнообразной природы России

2.    Эвристическая беседа по  экосистемам

3.    Подвижная игра (по желанию детей)

4.    Д/и «Разложи правильно»

11

Природа других континентов

1.    Путешествие с глобусом

2.    Д/и «Найди отличия»

3.    Чтение географической энциклопедии

3      Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

4      Арт. упражнение «Где бы я хотел оказаться»

12

Миру – мир!

1.    Д/и «Путешествие по разноцветной земле»

2.    ТРИЗ «Что было бы, если…»

3.    Чтение стихов по теме

4.    Психогимнастика «Выйди к свету»

5.    Арт. упражнение «Мир на всей планете!»

Декабрь

13

Моя малая Родина

1.    Фотовыставка «Наша Хакасия»

2.    Эвристическая беседа по теме (с остановками для вопросов)

3.    Чтение стихов о Хакасии

4.    Физкультминутка «Рыбки плавают в воде»

5.    Арт. упражнение «Моя Хакасия»

14

Россия, её столица, символика.

1.    К нам в гости прилетел инопланетянин

2.    Д/и «Основные символы нашей страны»

3.    Чтение стихов о Москве

5.    Физкультминутка «Алые цветки»

4.    Д/и «Прогулка по Москве» (найди подходящую картинку)

15

Берёза-символ России

1.    Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины

2.    Чтения стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

3.    Пословицы о Родине

4.    Пение песни «Во поле берёзка стояла» и ведение хоровода

5.    Арт. упражнение «Берёзонька»

16

Русский и хакасский национальный костюмы

1.    К нам в гости пришли две куклы в национальных костюмах

2.    Д/и «Найди отличия»

3.    Чтение русских потешек и хакасской сказки

4.    Физкультминутка «Все кто хочет быть здоров»

5.    Арт. упражнение «Элементы русского и хакасского костюмов»

Январь

17

Культура и традиции России

1.    Эвристическая беседа о русском народном фольклоре

2.    Д/и «Что это за народный праздник?» (Пасха, Масленица, Троица и т.д.)

3.    Игра «Карусель» (с лентами)

4.    Арт. упражнение «Любимый народный праздник»

18

Рождество Христово, рождественские посиделки

1.    Чтение стихов о Рождестве

2.    Знакомство детей традицией празднования православного праздника

3.    Разучивание и пение песни «Рождественская ёлка! С хороводом

4.    Игра «Маша, ты где?»

 

19

Вот так конь! (дымковская игрушка)

1.    Эвристическая беседа о народной игрушке

2.    Д/и «Что за мастера?» (по картинкам-карточкам)

3.    Чтение стихов и потешек (с имитацией движений по текстам)

4.    Арт. упражнение «Полюбившаяся игрушка»

20

Русские матрёшки

1.    Д/и «Сундучок добра»

2.    Д/и «Загадки»

3.    Чтение энциклопедии о первой разъёмной игрушке-кукле

4.    Подвижная игра «Матрёшки и мышь»

5.    Арт. упражнение «Укрась матрёшку» (аппликация)

 

Февраль

21

Ладушки в гостях у бабушки (устное народное творчество)

1.    В гости к бабушке (в группе  макет русской избы)

2.    Пальчиковая игра «Десять внучат»

3.    Разучивание песни-танца «Мы весёлые матрёшки»

4.    Чтение потешек

5.    Игра «Мыши водят хоровод»

22

Русские и хакасские богатыри

1.    Эвристическая беседа «Богатыри русской и хакасской земли» (с остановками для вопросов и рассматривания иллюстраций по теме)

2.    Физкультминутка (по выбору детей)

3.    Арт. упражнение «Богатырь»

23

Наша родная

Армия

1.    Рассматривание и чтение плакатов по теме

2.    Д/и «Дай полный ответ»

3.    Чтение рассказа А.Миняева «Почему армия родная?»

4.    Физкультминутка «Хомка, хомка, хомячок»

5.    Арт. упражнение «Смелый поступок»

24

Будущие защитники

1.    Д/и «Отгадай загадки»

2.    Д/и «Определи вид вооружённых сил»

3.    Эстафеты (три команды): «Составь слово», «Санчасть», «Меткий стрелок», «Пройди сквозь ущелье»

4.    Чтение стихов об Армии

Март

25

Наши отношения (культура общения мальчиков и девочек)

1.    Эвристическая беседа по теме (с остановками для вопросов)

2.    Разбор правил на конкретных примерах из жизни (рассказы детей)

3.    Физкультминутка «Птички весело летали»

4.    Д/и «Скажи антоним»

5.    Разыгрывание небольших сценок

26

Страна вежливости

1.    Путешествие в Страну вежливости

2.    Чтение стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте»

3.    Д/и «Объясни»

4.    Пальчиковая игра «Волк и лиса»

5.    Арт. упражнение «Вежливое слово» (аппликация)

27

Учимся правильно разговаривать

1.    Слушаем запись одновременно-разговаривающих людей

2.    Д/и «Правила ведения диалога»

3.    Этическая зарядка «Минутка тишины»

4.    Проигрывание ситуаций (по ролям)

28

Правила, по которым мы живём

1.    Д/и «Зачем нужны правила?»

2.    Эвристическая беседа «Умения и навыки поведения в обществе»

3.    Игра «Правильно — неправильно» (с карточками-картинками)

4.    Физкультминутка «1, 2, 3, 4, 5»

5.    Д/и «Продолжи ряд»

Апрель

29

Мы все разные, но мы все равны

1.    Путешествие по глобусу и карте мира

2.    Игра «Спиной друг к другу»

3.    Рассматривание плаката с изображением людей трёх рас

4.    Подвижная игра «Пока горит фонарь» (две команды)

5.    Д/и «Как бы ты поступил?»

30

Я выбираю сам

1.    Эвристическая беседа «Умение делать разумный выбор, не в ущерб другим» (с остановками для вопросов)

2.    Д/и «Громко — тихо»

3.    Пальчиковая игра «Жили были три пингвина»

4.    Рассказы детей из собственного опыта

31

Декларация прав человека и конвенция о правах ребёнка

1.    Знакомство с содержанием важнейших международных законов

2.    Д/и «Права ребёнка»

3.    Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

4.    Д/и «Правильно – неправильно»

32

О правах — играя

1.    К нам в гости пришла Баба-яга

2.    Игра «Эхо»

3.    Д/и «Равные права»

4.    Физкультминутка «Все кто хочет быть здоров»

5.    Арт. упражнение «Цветы для Бабы-яги»

Май

33

День Победы

1.    Чтение стихов о 9 Мае

2.    Эвристическая беседа «Этот День Победы порохом пропах!»

3.    Просмотр документального фильма о героях Хакасии

4.    Физкультминутка «Весенний лес»

5.    Арт. упражнение «День Победы»

34

Каждой вещи – своё место

1.    Чтение стихотворения «Маша – растеряша»

2.    Д/и «Правила вещей»

3.    Д/и «Что изменилось?»

4.    Физкультминутка «Самолёты»

5.    Д/и «Правила нашей группы»

35

Вербное воскресенье

1.    Эвристическая беседа о вербном воскресенье (с остановками для вопросов)

2.    Д/и «Православные праздники» (по картинкам)

3.    Физкультминутка «1, 2, 3, 4, 5»

4.    Арт. упражнение «Веточка вербы»

36

Досуг моей семьи.

1.    Д/и «Кто меня позвал?»

2.    Д/и «Круги Эллера»

3.    Фотовыставка «Традиции моей семьи» (с коротким комментарием ребёнка)

4.    Физкультминутка «Как живешь?»

5.    Арт. упражнение «Моя семья»

 

Результаты

У ребенка  формируются представления:

·       О конституции своей страны;

·       О Конвенции о правах ребенка;

·       об основных правах и свободах человека и ребенка (свобода выбора, право использовать разные религии, право на образование, право на труд, право на защиту и другие);

·       о правилах и законах;

·       о ценностях демократического общества;

·       о выборах и избирательных праве;

·       о гражданской ответственности.

 

 

 

 

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от                     29.12.2012 №273.

2. Ш.А. Амонашвили. Школа жизни. М.: Изд. Дом Шалвы  Амонашвили, 2000.

3. Ш.А. Амонашвили. Педагогическая симфония. Трилогия. М.: Издательство: Международный центр Рерихов, 2002.

4. Растим юного гражданина: программа становления основ гражданской – правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста / сост. И. И. Гончарова, А. В. Крайсветняя, О. И. Шадрина. 2011.

5. Философия для детей в сказках и рассказах: пособ. По воспитанию детей в семье и школе / М. А. Андрианов. – Минск: Букмастер, 2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *