рабочая программа по ИЗО

Автор: величко валентина григорьевна

 

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №10»

 

 

РАССМОТРЕНО
на заседании

методического

объединения учителей

начальных классов

Руководитель

________/ Михалева Л.С./

ФИО

Протокол №___1____

от «29» августа 2018г

СОГЛАСОВАНО

 Заместитель

директора по УВР

_________/ Величко В.Г./

ФИО

 

 «30» августа 2018 г

УТВЕРЖДЕНО

Протокол  заседания
педагогического совета № 1

от «31»  августа 2018г

 

Председатель педсовета

 

__________/ Коган Л.Г./

ФИО

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Величко Валентины Григорьевны,

учителя первой кв.категории,

по

изобразительному искусству

ДЛЯ    1б,2а,б.в.г  3а,б,в,г 4а,б,в,г  КЛАССОВ

(базовый уровень)

 

НА 2018 / 2019   УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

 ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
приказом директора
по МБОУ
 «Средняя школа №10»
 № 102-ОД
от 31 августа 2018г.

 

 

 

 

 

 

 

г. Рославль

2018 год

 

 

 

1.Рабочая программа составлена на основе

 

1.Федерального  закона  от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки Россииот 26.11.2010 г, 22.09.2011 г, 18.12.2012 г., 29.12.2014 г., 18.05.2015 г., 31.12.2015 г.).

3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г.№253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от 21.04.2016 N 459, от 29 декабря 2016 года N 1677; от 8 июня 2017 года N 535; от 20 июня 2017 года N 581; от 5 июля 2017 года N 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 31 марта 2014 № 253».

4. Примерной программы по учебным предметам.  Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 400 с. — (Стандарты второго поколения).

5.Авторской программы по изобразительному искусству С.П.Ломова, С.Е Игнатьев (по УМК  В.С.Кузина) 

2.Используемый УМК

Учебник «Изобразительное искусство»  авт.В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина издательство  Москва «Дрофа» 2014 год  Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, 16 издание

 

3.Планируемые  результаты  освоения курса

 

В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-_эстетической сфере — эмоционально-_ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, Смоленщине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-_творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-_прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-_эстетическим содержанием;

умении организовывать самостоятельную художественно-_творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

способности оценивать результаты художественно-_творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях Смоленщины;

в ценностно-_эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно_творческой деятельности характер,эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, вы_

раженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства

(в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-_творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Согласно ФГОС НОО (с изменениями и дополнениями) предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» направлены на :

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры Смоленщины, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

4.Содержание учебного предмета 

1- 4  классы

№ темы

Название темы (разделы по программе)

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме курса

личностные

метапредметные

предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1.

Рисование с натуры

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование способности к художественному познанию; умения применять полученные знания в собственной художественной творческой деятельности. Развитие художественного вкуса.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.Умение организовывать художественно – творческую деятельность. Аргументация своей творческой позиции.

Овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно- творческой деятельности, собственной и одноклассников.

 

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека.Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности(рисунок, живопись.скульптура)

2.

Рисование на темы по памяти и представлению

 

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

 

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по признакам, установление причинно – следственных связей. Развитие творческого воображения, художественного вкуса.

Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни(дизайн). Использование языка художественных материалов (бумага) для освоения данных тем.

Умения слушать и понимать речь других участников образовательного процесса.

Умения отвечать на вопросы учителя.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях. рассказе.Умения обсуждать коллективные результаты творческой деятельности.

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

 

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;

3.

Декоративная работа

 

Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей.Толерантное принятие культурных ценностей, народных традиций.Понимание важности полученных знаний для дальнейшего творческого процесса.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Формирование мотивации организовывать самостоятельную художественно – творческую деятельность.

Умение видеть. Различать и воспринимать основные и составные цвета; находить нужный цвет на палитре.Овладение первичными навыками работы акварелью.Сформированность представлений о цветовом спектре.

Формирование желания участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративно – прикладного искусства. Формирование умения эмоционально оценивать шедевры русского искусства (в пределах изученного).

Овладение первичными навыками аппликации.Умение передавать в рисунке образную выразительность декоративного узора.Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

Развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

4.

Лепка

 

Адекватная оценка учащимися границ «знания и незнания». Положительная мотивация учебной деятельности, стремление преобрести новые умения для использования в дальнейшей работе.

Осознание ценности красоты и гармонии.Любовь к природе, бережное отношение к ней, осознание себя частью природного мира.

Формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Умения проводить анализ формы изображаемого объекта, последовательно выполнять работу.

Развивать навыки работы с пластилином.

Умение осуществлять выбор наиболее интересных способов решения поставленной задачи.

Умение проводить простейший анализ художественного произведения. Активное использование языка изобразительного искусства и художественных материалов в творческой деятельности.Развитие умения выбирать критерии для сравнения, оценки и классификации объектов. Умения осуществлять информационный поиск в т.ч. средствами ИКТ.

Формирование умения применять способы лепки в реализации творческого замысла, овладение навыками лепки.

Способность передавать пропорции, пластику изображаемых объектов.

5.

Беседы

 

Понимание красоты окружающего мира. Эмоциональное отношение к окружающему миру. Осознание ценностей красоты и гармонии в природе. Понимание значение искусства в жизни человека и общества.

Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в работе. Умения видеть свои достоинства и недостатки. Уважать себя и верить в успех.

Умения видеть и воспринимать гармоничные соотношения в природе на примере созерцания произведений искусства.

Развитие коммуникативных навыков:умения слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Развитие композиционного мышления и воображения. Умения различать явления реальной жизни, выраженных в произведениях искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Календарно-тематический план

 1б класс

Часов в неделю — 1 , в год-33

Примечание

ТПП – рисование на темы, по памяти и представлению

Д – декоративная работа

Л – лепка

Н – рисование с натуры

Б – беседа

К — контроль

 

класс

Дата/

план

 

Дата/

факт

№ по теме/

разделу

Тема урока

4.09

 

 

1

ТПП

В мире волшебных красок – 9ч

Радуга и праздник красок.

 

11.09

 

 

2

Б

 

Декоративно – прикладное искусство.

 

18.09

 

 

3

Д

Волшебные листья и ягоды. Урок-игра.

 

25.09

 

 

4

Д

Знакомство с элементами русских народных росписей.

 

2.10

 

5

Д

Красота орнаментов из геометрических фигур. Урок – игра.

 

9.10

 

 

6

ТПП

Волшебные превращения геометрических фигур

 

16.10

 

 

7

Д

Красота орнаментов из растительных форм

 

23.10

 

 

8

Д

Волшебный узор. Урок-игра.

 

30.10

 

 

9

ТПП

Волшебные краски осеннего дерева.

 

13.11

 

 

10

Н

В мире волшебных красок Готовимся к празднику – 7ч

Золотые краски осени. Осенние листья.

 

20.11

 

 

11

Л

Красота форм осенних листьев.

 

27.11

 

 

12

Л

Осенние подарки. Овощи.

 

4.12

 

 

13

Н

Осенние подарки. Фрукты

 

11.12

 

 

14

ТПП

Сказка про осень

 

18.12

 

 

15

ТПП

Красота обычных вещей. Треугольник

 

25.12

 

 

16

Н

Украшения для елки

 

15.01

 

 

17

ТПП

Красота вокруг нас – 9ч

Новогодняя елка

 

22.01

 

 

18

Д

В мире красоты

 

29.01

 

 

19

ТПП

В гостях у сказки

 

05.02

 

 

20

Б

Виды изобразительного искусства

 

12.02

 

 

21

ТПП

Мы рисуем зимние деревья

Грабарь.Февральская лазурь.

 

26.02

 

 

22

ТПП

Красавица зима. Красота природы родного края.

 

05.03

 

 

23

Д

Летняя сказка зимой.

 

12.03

 

 

24

Д

Красота обычных вещей. Круг.кольцо. овал.

 

19.03

 

 

25

ТПП

Проект.Герои любимых сказок

 

 

2.04

 

 

26

ТПП

Встреча с весной  — 8ч

Встречаем весну красну

 

09.04

 

 

27

Л

Птицы прилетели. Птицы родного края.

     

 

 

16.04

 

 

28

ТПП

Весенний день

Саврасов А. Грачи прилетели.

 

23.04

 

 

29

Л

Лепка зверей. Лесные жители родного края.

 

30.04

 

30

К

Красота вокруг нас.

А.Герасимов. Натюрморт. Полевые цветы.

 

7.05

 

31

ТПП

Промежуточная аттестация.

Итоговое тестирование.

 

12.05

 

32

Д

Красота обычных вещей. Квадрат.

 

19.05

 

33

Н

Рисуем игрушечные машинки.  ПДД на дорогах.

 

 

 

      Календарно-тематический план

      2абвг классы

      Часов в неделю — 1, в год-34

 

Дата/

план

Дата/

факт

№ по теме/

разделу

Тема урока

2аб

2вг

4.09

5.09

1

ТПП

Мы рисуем осень – 9ч

Мое лето

И.Репин  Стрекоза.

2аб

2вг

11.09

12.09

2

ТПП

И снова осень к нам пришла

Входной контроль. Тестирование.

2аб

2вг

18.09

19.09

3

Н

Осень – пора грибная.

Грибы родного края.

2аб

2вг

25.09

26.09

4

К

 «Сыплются с неба листья поблекшие»

2аб

2вг

2.10

3.10

5

Д

Осень. Музыка дождя.

2аб

2вг

9.10

10.10

6

Н

Красота обычных вещей. Цилиндр.

2аб

2вг

16.10

17.10

7

Н

Осенние подарки природы.

И. Машков   Натюрморт

2аб

2вг

23.10

24.10

8

Н

Осенний натюрморт.

2аб

2вг

30.10

31.10

9

Д

Мы рисуем сказочную веточку.

2аб

2вг

13.11

14.11

10

Д

Мы рисуем сказку – 7ч

Веселые узоры

2аб

2вг

20.11

21.11

11

ТПП

Сказка про осень.

2аб

2вг

27.11

28.11

12

ТПП

Мы готовимся к рисованию сказки.

В.Ватагин  Белый медведь.

2аб

2вг

4.12

5.12

13

ТПП

Мы рисуем сказку.

2аб

2вг

11.12

12.12

14

Д

Мы рисуем сказочную птицу.

2аб

2вг

18.12

19.12

15

Л

Архангельский рождественский пряник.

2аб

2вг

25.12

26.12

16

ТПП

Готовимся к встрече сказки – праздника Нового года.

2аб

2вг

15.01

16.01

17

ТПП

Мои друзья – 10ч

Зимние развлечения с друзьями (пейзаж)

2аб

2вг

22.01

23.01

18

ТПП

Зимние развлечения с друзьями (фигуры детей)

2аб

2вг

29.01

30.01

19

Л

Богородская игрушка.

2аб

2вг

05.02

06.02

20

Н

Наши друзья – животные.

Животные родного края.

2аб

2вг

12.02

13.02

21

Л

Любимые сказки моих друзей.

Ф.дю Пигодо Китайские тени. Кролик.

2аб

2вг

19.02

20.02

22

Н

Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед.

2аб

2вг

26.02

27.02

23

ТПП

Защитники земли Русской.

В.Васнецов Богатыри

2аб

2вг

05.03

06.03

24

Л

Красота обычных вещей. Конус.

2аб

2вг

12.03

23.03

25

ТПП

Моя семья – забота и любовь.

2аб

2вг

19.03

20.03

26

Л

Мои друзья – птицы.  Пернатые друзья  Смоленщины.

2аб

2вг

02.04

03.04

27

Б

С чего начинается Родина – 8ч

Главные художественные музеи страны.

 

2аб

2вг

09.04

10.04

28

Д

Весенний солнечный день.

К.Юон. День Благовещения.

2аб

2вг

16.04

17.04

29

ТПП

Мы готовимся к рисованию сказки.

В.Васнецов Аленушка

2аб

2вг

23.04

24.04

30

ТПП

Мы рисуем русскую народную сказку.

2аб

2вг

30.04

08.05

31

Н

Красота окружающего мира. Насекомые родного края.

2аб

2вг

07.05

15.05

32

Д

 Цветы нашей Родины.

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.

2аб

2вг

14.05

22.05

33

К

Проект детской площадки.

 

2аб

2вг

21.05

22.05

34

Д

«С чего начинается Родина»

 

 

Календарно-тематический план

3абвг классы

Часов в неделю — 1, в год-34

 

Дата/

план

Дата/

факт

№ по теме/

разделу

Тема урока

3вг

3аб

06.09

07.09

1

ТПП

В гостях у красавицы осени – 11ч

Мой прекрасный сад.

3вг

3аб

13.09

14.09

2

Н

Летние травы. Натюрморт.

Входной контроль. Тестирование.

3вг

3аб

20.09

21.09

3

К

Прощание с летом.

 

3вг

3аб

27.09

28.09

4

Н

Дивный сад на подносах.

3вг

3аб

04.10

05.10

5

Л

Осенние фантазии.

Ф. Малявин. Вихрь

3вг

3аб

11.10

12.10

6

Н

Осенний букет.

Ван Гог. Подсолнухи

3вг

3аб

18.10

19.10

7

ТПП

Линии и пространство.

3вг

3аб

25.10

26.10

8

Н

Рисуем букет красавицы осени.

3вг

3аб

01.11

02.11

9

ТПП

Дорогие сердцу места. Памятные места Рославля.

3вг

3аб

15.11

16.11

10

Н

Машины на службе человека.

3вг

3аб

22.11

23.11

11

Л

Труд людей осенью.

Т.Яблонская. Хлеб

3вг

3аб

29.11

30.11

12

ТПП

В мире сказок.

Мы рисуем животных.

3вг

3аб

06.12

07.12

13

Л

Лепка животных.

3вг

3аб

13.12

14.12

14

ТПП

Животные на страницах книг.

3вг

3аб

20.12

21.12

15

ТПП

Где живут сказочные герои.

3вг

3аб

27.12

28.12

16

Д

Сказочные кони.

3вг

3аб

17.01

11.01

17

ТПП

По дорогам сказки.

3вг

3аб

24.01

18.01

18

ТПП

Сказочное перевоплощение.

 

3вг

3аб

31.01

25.01

19

ТПП

Красота в умелых руках – 9ч

Дорогая моя столица.

3вг

3аб

07.02

01.02

20

ТПП

Звери и птицы в городе. Зимующие птицы Смоленщины.

3вг

3аб

14.02

08.02

21

ТПП

«Видит терем расписной»

3вг

3аб

21.02

15.02

22

Д

Создаем декорации.

3вг

3аб

28.02

22.02

23

ТПП

Великие полководцы России.

Проект. Мой любимый художник.

3вг

3аб

07.03

01.03

24

Д

Красота в умелых руках.

3вг

3аб

14.03

15.03

25

ТПП

Самая любимая.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна

3вг

3аб

21.03

22.03

26

Д

Подарок маме – открытка.

В.Тропинин. Кружевница

3вг

3аб

04.04

05.04

27

ТПП

Забота человека о животных.

3вг

3аб

11.04

12.04

28

ТПП

Полет на другую планету. Полет  Ю.А.Гагарина в космос.

3вг

3аб

18.04

19.04

29

Д

Головной убор русской красавицы.

К.Маковский. Русская красавица

 

3вг

3аб

25.04

26.04

30

ТПП

Рисуем сказки А.С.Пушкина.

3вг

3аб

02.05

03.05

31

Н

Весенняя веточка.

И.Левитан Цветущие яблони

3вг

3аб

16.05

17.05

32

Д

Праздничный салют.

В.Штраних. Салют Победы.

3вг

3аб

23.05

24.05

33

К

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. Родная природа. Облака.

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 4абвг классы

Часов в неделю — 1, в год-34

 

Дата/

план

Дата/

факт

№ по теме/

разделу

Тема урока

4абв

03.09

07.09

1

ТПП

Осень на пороге – 11ч

Путешествуя по земному шару.

4абв

10.09

14.09

2

Н

Овощи и фрукты. Входной  контроль. Тестирование.

4абв

17.09

21.09

3

Н

Конструкция предметов. Ваза. И.Хруцкий.Цветы и плоды.

4абв

24.09

28.09

4

Л

Чудо – кувшины.

4абв

01.10

05.10

5

Д

Дивный сад хозяйки Медной горы.

4абв

08.10

12.10

6

ТПП

Соединение искусства и природы.

4абв

15.10

19.10

7

Н

Мир любимых вещей. Цифровая фотография. ИКТ.

4абв

22.10

26.10

8

ТПП

Дверь, ведущая в сказку. Проект.

4абв

29.10

02.11

9

Н

«И посуда убежала».

4абв

12.11

16.11

10

Н

Красота обычных вещей.

4абв

19.11

23.11

11

ТПП

Странные лица.

4абв

26.11

30.11

12

Д

Город чудный. Город славный.

Красота моего города.

4абв

03.12

07.12

13

Б

Утро.День.Вечер.Проект. Мой любимый художник.

4абв

10.12

14.12

14

Д

Сказочный лес.

4абв

17.12

21.12

15

Д

Старинные города России. Смоленск.

4абв

24.12

28.12

16

Н

Городской пейзаж. Видеозапись. Красота моего города. ИКТ.

4абв

14.01

11.01

17

ТПП

Построй свой дом.

4абв

21.01

18.01

18

Д

Праздничный наряд моего города.

4абв

28.01

25.01

19

Н

Автопортрет. Картины Рембранта.

4абв

04.02

01.02

20

Н

Вглядываясь в человека. Портреты А.С.Пушкина.

4абв

11.02

08.02

21

ТПП

Рисунки мастеров слова.

4абв

18.02

15.02

22

Б

Литература. Музыка. Театр. Выдающиеся люди Смоленщины.

4абв

25.02

22.02

23

ТПП

Образы балета. Элементы мультипликации. ИКТ.

4абв

04.03

01.03

24

ТПП

Образы балета. Роль изобразительного искусства в жизни человека.

4абв

11.03

15.03

25

Л

Лепим героев сказки. Скульптура.

4абв

18.03

22.03

26

Д

Сказки на шкатулках. Народные промыслы.

4абв

01.04

05.04

27

Б

Ландшафтная архитектура. Художественное конструирование.

4абв

08.04

12.04

28

ТПП

Наш красивый дом.

Проект.Города будущего.

4абв

15.04

19.04

29

Д

Интерьер – образ эпохи.

4абв

22.04

26.04

30

Д

Удобство и красота. Культура родного края.

4абв

29.04

03.05

31

ТПП

«Этот день Победы». Беседа. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.

4абв

06.05

17.05

32

К

Промежуточная аттестация.  Итоговое тестирование.

4абв

13.05

24.05

33

Д

Печка.

Мы в ответе за тех кого приручили.

4абв

20.05

34

ТПП

Мы в ответе за тех кого приручили.

 

К вопросу расширения педагогического репертуара в классе специального фортепиано

Автор: Латыпова Наиля Галимзяновна, Кулеева Лилия Ахметовна

Преподаватели МБУДО г.Казани

«Детская музыкальная школа № 1
им. П.И.Чайковского»

Латыпова Н.Г. (преподаватель
фортепиано

 высшей квалификационной категории),

Кулеева Л. А. (преподаватель
фортепиано

 высшей квалификационной категории)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К ВОПРОСУ РАСШИРЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРПТУРА

В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка
выдающегося русского композитора В.Гаврилина очень яркая, самобытная, занимает
достойное место в истории нашей культуры и, конечно же, заслуживает большего
внимания и изучения ее на начальном этапе музыкального образования, т.е. в
репертуаре ДМШ. Хотим обратить внимание на циклы: «Деревенские эскизы»,
«Портреты», «Танцы», включенные в сборник «Пьесы для фортепиано», изданный в
1976г.

Все
пьесы программны: точные названия дают дополнительную возможность для пробуждения
фантазии, понимания, более точного образного представления. Музыка очень интересная,
талантливая, самобытная, яркая и очень понятная, несмотря на все сложности музыкального
языка, который очень богат и разнообразен.

В
музыке циклов явно ощущается два стилевых направления творчества В.Гаврилина: к
первому направлению относятся произведения, близкие по содержанию, по
интонационному строю русской народной музыке, произведения очень русские по
духу. Здесь важно отметить то, что эта связь не исключает использование
современных средств музыкального языка, а наоборот, возникает при помощи этих
средств («Деревенские эскизы»); ко второму направлению относятся произведения,
очень современные и по содержанию, и по музыкальному языку, в них В.Гаврилин
использует самые новейшие приемы письма («Портреты»).

В
мелодиях многих пьес слышна живая интонация человеческого голоса, для этих пьес
характерна вокальная фразировка. Каждая интонация очень выразительная, выпуклая,
говорящая. Это относится в первую очередь к «Деревенским эскизам». В пьесах
цикла «Портреты», рисующих конкретные, реальные характеры, преобладает
инструментальность. Для всех пьес характерны метро-ритмическое многообразие,
(однако частые смены метра не нарушают единства, цельности), современные
гармонии, наложение одной гармонии на другую, приемы политональности, красочное
использование педали, широкое и смелое использование всей клавиатуры. Музыка
полна искренности, проникновенности, очень выразительна. Она трогает, вызывает
отклик у исполнителя и слушателя. Очень ценна авторская редакция. Тщательно и
подробно показана фразировка; многочисленные авторские ремарки, разнообразные
динамика, штрихи – все это очень помогает педагогу и ученику понять замысел
композитора. Пьесы могут быть включены в репертуар средних и старших классов
ДМШ.

 

ЦИКЛ
«ДЕРЕВЕНСКИЕ ЭСКИЗЫ»

 

В
цикле четыре пьесы. В музыке явно чувствуется народный русский дух, да и само
название подчеркивает это. В каждой пьесе цикла совершенно очевидно ощущается
близость к русской песне. Композитор здесь использует все средства
выразительности современного музыкального языка: многообразие метро-ритмов,
разнообразие гармоний, приемы политональности. Мелодия очень свободная, гибкая,
интонационно очень выразительная, вокального происхождения. Такты имеют чисто
формообразующее значение, мелодия и гармония развиваются очень свободно,
«ломая» границы такта. Но, несмотря на все эти сложности, музыка очень ясная и
понятная, потому что все подчинено раскрытию содержания этой очень русской
музыки. Во всем цикле прослеживается сквозная сюжетная линия развития, что
подтверждается не только общим содержанием, но и интонационным и гармоническим
единством: через весь цикл проходят общие интонации, гармонии, ритмы, приемы
письма. Каждая пьеса как бы рождается из предыдущей и продолжает ее образное
содержание. При работе над циклом мы пользовались определенной программой, при
составлении которой отталкивались в первую очередь, конечно, от самой музыки и
от связи ее с вокальным циклом автора на военную тематику, что помогает ученику
лучше понять содержание музыки.

«В старом доме» — самая светлая по настроению и содержанию пьеса.
Очень выразительна мелодия, для нее характерна вокальная фразировка ­­– отсюда
очень живая, говорящая интонация, что свойственно для мелодического языка всего
цикла; живой человеческий голос

слышится
в каждой пьесе. С первых же тактов мелодии звучат интонации секунды, которые
пройдут через весь цикл и в последующей пьесе превратятся в интонации плача,
стона. Интересен гармонический язык пьесы – диссонирующие гармонии с
несколькими секундами на одной педали, наслаиваясь одна на другую, звучат очень
светло, красочно. Это красочное
ostinato
создает ощущение света, тепла, надежности, чего-то очень родного и близкого.
Возможно это светлые воспоминания детства, которое прошло в старом доме. Очень
интересно соединение независимых партий обеих рук: мелодии и сопровождения. Они
несут в себе два начала: в сопровождении — это  
светлое настроение, а в мелодии, также очень светло звучащей, нисходящие
интонации секунды – интонации грусти, которые получат развитие в последующих
пьесах цикла. И ритмическое оформление этих двух линий очень своеобразное и
интересное: в сопровождении абсолютно не ощущается тактового деления, а мелодия
– очень свободная, гибкая, длинная, льющаяся на большом дыхании, в структурном
отношении ясно членится на мотивы, которые, в основном, располагаются в рамках
такта. Заканчивается пьеса в левой руке Ре мажорной квинтой, а в мелодии – си минорным
квартсекстаккордом. От всей пьесы веет настроением тихой, светлой грусти.

«Баю-баю-
баюшки»
— дальнейшее образное
развитие цикла. Мы представили, что это последняя ночь, последняя колыбельная
перед разлукой, поэтому интонации малой нисходящей секунды – интонации печали,
грусти занимают большое место в первой половине пьесы. Во второй половине
хроматические интервалы уступают место диатоническим (из окончания пьесы «В
старом доме») – просветляется характер, хотя вдруг неожиданно дважды врывается
аккорд из восьми малых секунд как тревожное предчувствие грядущей беды.
Заканчивается светлым До мажором, но с секундой си-до. Довольно сложный размер
семь четвертей, но это легко, удобно ложится на слова баю-баю-баюшки.

«Частушка»
— драматический центр цикла. Мы слышим здесь диалог, разговор при расставании,
можно представить картину прощания. Здесь, опять-таки, чисто вокальная мелодия,
в ней явно слышится диалог двух голосов. В сопровождении – непрерывное
ostinato, которое придает тревожный, беспокойный, трепетный
характер. Благодаря непрерывности этого
ostinato вся пьеса исполняется как бы на одном дыхании.
Музыка «Частушки» очень глубока, серьезна, искренна, очень печальна.
Заканчивается пьеса повисающим доминантовым звуком, звучащим очень одиноко,
вопросительно.

«Загрустили парни». В музыке этой пьесы много экспрессии. Вступление Appassionato передает
взволнованную, напряженную атмосферу. В основной части
Lamento в
сопровождении — вновь
ostinato,
в мелодии настойчиво повторяются секундовые интонации плача, жалобы, стона, тот
же размер 5/8. Здесь ощущается явная интонационная, гармоническая и ритмическая
связь с предыдущими пьесами и особенно с первой – «В старом доме». Загрустили
парни, оторванные от родного дома, по родным и близким.  После кульминационного третьего предложения
Lamento следует
просветленный Ре мажор (опять-таки с секундой) – из окончания первой пьесы. Но
в конце вновь возвращается
ostinato
и трижды повторяются секундовые интонации скорби. Заканчивается си минорным
секстаккордом. Остается ощущение незавершенности, недосказанности и это
характерно для окончаний всех пьес цикла. Интонационная, гармоническая,
ритмическая связь между пьесами, и особенно между первой и последней, обрамляет
весь цикл и придает стройную, неразрывную форму всему циклу.

Данная трактовка, конечно, субъективна, но музыка
цикла, как нам кажется, дает возможность так ее понимать.

ЦИКЛ «ПОРТРЕТЫ»

 

Цикл
состоит из трех пьес: «Капризная», «Мальчик гуляет, мальчик зевает…» и «Беззаботный».

«Мальчик
гуляет, мальчик зевает…»

— веселый, игривый марш, написанный в трехчастной форме с небольшим вступлением
и заключением. Музыка марша очень хорошо передает радостное, приподнятое
настроение мальчика во время прогулки. В гармоническом и ритмическом плане все
ясно и просто. Несколько сложнее в ритмическом отношении середина, где
происходят неожиданные смены ритма (видимо, какое-то небольшое приключение).

        «Беззаботный» — очень интересная
пьеса. Здесь смелые, диссонирующие гармонии, постоянная смена метра: 4/4, 3/4,
3/8, 5/8, 6/8, 12/8, 7/8, 4/8; разнообразные ритмы, неожиданные акценты,
синкопы создают образ беззаботного, веселого, шаловливого мальчишки, с удовольствием
откликающегося на неожиданные события, происходящие с ним. Для исполнения пьесы
необходимо очень смелое и свободное владение всей клавиатурой, гибкость и
быстрое переключение при неожиданных сменах метро-ритма.

 

 

ЦИКЛ «ТАНЦЫ»

 

Цикл
состоит из четырех пьес. Обратимся к двум танцам: «Воспоминание о вальсе» и
«Последний танец». Образы этих танцев близки друг другу по некоторой своей
утонченности, изысканности, при этом, музыкальный язык понятен и доступен.

       «Воспоминание о вальсе». Пьеса
написана в трехчастной форме. В крайних частях как бы всплывают в памяти
интонации легкого, хрупкого вальса – в мелодии повисают короткие, незавершенные,
ностальгические мотивы. Необычно построение мелодической линии (при сохранении
обычной вальсовой трехдольности) – интересно применена синкопа — мотив начинается
со   третьей доли, автор подчеркивает ее
знаком – (
tenuto), а заканчивается,
повисает на первой доле. Музыкальная ткань, составленная из большого количества
мелких мотивов и пауз, использование широкого диапазона клавиатуры в мелодии и
в сопровождении создает впечатление воздушности, пространства, ощущение
некоторой нереальности.

Трудность
пьесы – в обилии коротких мотивов, которые не должны дробить, разрывать мелодическую
линию.  В среднем разделе появляется
реальный вальс, светлый и мечтательный, для которого автор, после
ностальгического до# минора, переводит действие в параллельный Ми мажор.
Довольно трудна в фактурном плане середина; левая рука, партия которой написана
на двух строчках, должна свободно владеть клавиатурой широкого диапазона.

 «Последний танец»  этой пьесой завершается цикл «Танцы».
Характер пьесы печален и трагичен. Музыка танца соответствует его названию.
Именно – последний танец. По музыкальному языку довольно близок «Воспоминанию о
вальсе» — те же короткие, незавершенные, повисающие интонации, в которых
слышится обреченность. Снова мы встречаемся с широким использованием всей
клавиатуры, с очень свободной сменой метра, почти через каждые 1-2 такта
меняются размеры: 4/4, 5/4, 3/4, 6/4, 3/2 и только в последних шести тактах
устанавливается последний размер 4/4, что подчеркивает какую-то определенность.
Несмотря на частые смены метра, внешнюю раздробленность музыкальной ткани,
должно сохраниться единое движение танца.

 

В
заключение хочется отметить, что анализ представленных пьес явился результатом
практической работы авторов, в классах которых данные пьесы с удовольствием
исполнялись их учениками на уроках по специальности, а также в различных
концертных выступлениях

 

К вопросу расширения педагогического репертуара в классе специального фортепиано

Автор: Латыпова Наиля Галимзяновна, Кулеева Лилия Ахметовна

Преподаватели МБУДО г.Казани

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

Латыпова Н.Г. (преподаватель фортепиано

 высшей квалификационной категории),

Кулеева Л. А. (преподаватель фортепиано

 высшей квалификационной категории)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К ВОПРОСУ РАСШИРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРПТУРА

В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка выдающегося русского композитора В.Гаврилина очень яркая, самобытная, занимает достойное место в истории нашей культуры и, конечно же, заслуживает большего внимания и изучения ее на начальном этапе музыкального образования, т.е. в репертуаре ДМШ. Хотим обратить внимание на циклы: «Деревенские эскизы», «Портреты», «Танцы», включенные в сборник «Пьесы для фортепиано», изданный в 1976г.

Все пьесы программны: точные названия дают дополнительную возможность для пробуждения фантазии, понимания, более точного образного представления. Музыка очень интересная, талантливая, самобытная, яркая и очень понятная, несмотря на все сложности музыкального языка, который очень богат и разнообразен.

В музыке циклов явно ощущается два стилевых направления творчества В.Гаврилина: к первому направлению относятся произведения, близкие по содержанию, по интонационному строю русской народной музыке, произведения очень русские по духу. Здесь важно отметить то, что эта связь не исключает использование современных средств музыкального языка, а наоборот, возникает при помощи этих средств («Деревенские эскизы»); ко второму направлению относятся произведения, очень современные и по содержанию, и по музыкальному языку, в них В.Гаврилин использует самые новейшие приемы письма («Портреты»).

В мелодиях многих пьес слышна живая интонация человеческого голоса, для этих пьес характерна вокальная фразировка. Каждая интонация очень выразительная, выпуклая, говорящая. Это относится в первую очередь к «Деревенским эскизам». В пьесах цикла «Портреты», рисующих конкретные, реальные характеры, преобладает инструментальность. Для всех пьес характерны метро-ритмическое многообразие, (однако частые смены метра не нарушают единства, цельности), современные гармонии, наложение одной гармонии на другую, приемы политональности, красочное использование педали, широкое и смелое использование всей клавиатуры. Музыка полна искренности, проникновенности, очень выразительна. Она трогает, вызывает отклик у исполнителя и слушателя. Очень ценна авторская редакция. Тщательно и подробно показана фразировка; многочисленные авторские ремарки, разнообразные динамика, штрихи – все это очень помогает педагогу и ученику понять замысел композитора. Пьесы могут быть включены в репертуар средних и старших классов ДМШ.

 

ЦИКЛ «ДЕРЕВЕНСКИЕ ЭСКИЗЫ»

 

В цикле четыре пьесы. В музыке явно чувствуется народный русский дух, да и само название подчеркивает это. В каждой пьесе цикла совершенно очевидно ощущается близость к русской песне. Композитор здесь использует все средства выразительности современного музыкального языка: многообразие метро-ритмов, разнообразие гармоний, приемы политональности. Мелодия очень свободная, гибкая, интонационно очень выразительная, вокального происхождения. Такты имеют чисто формообразующее значение, мелодия и гармония развиваются очень свободно, «ломая» границы такта. Но, несмотря на все эти сложности, музыка очень ясная и понятная, потому что все подчинено раскрытию содержания этой очень русской музыки. Во всем цикле прослеживается сквозная сюжетная линия развития, что подтверждается не только общим содержанием, но и интонационным и гармоническим единством: через весь цикл проходят общие интонации, гармонии, ритмы, приемы письма. Каждая пьеса как бы рождается из предыдущей и продолжает ее образное содержание. При работе над циклом мы пользовались определенной программой, при составлении которой отталкивались в первую очередь, конечно, от самой музыки и от связи ее с вокальным циклом автора на военную тематику, что помогает ученику лучше понять содержание музыки.

«В старом доме» — самая светлая по настроению и содержанию пьеса. Очень выразительна мелодия, для нее характерна вокальная фразировка ­­– отсюда очень живая, говорящая интонация, что свойственно для мелодического языка всего цикла; живой человеческий голос

слышится в каждой пьесе. С первых же тактов мелодии звучат интонации секунды, которые пройдут через весь цикл и в последующей пьесе превратятся в интонации плача, стона. Интересен гармонический язык пьесы – диссонирующие гармонии с несколькими секундами на одной педали, наслаиваясь одна на другую, звучат очень светло, красочно. Это красочное ostinato создает ощущение света, тепла, надежности, чего-то очень родного и близкого. Возможно это светлые воспоминания детства, которое прошло в старом доме. Очень интересно соединение независимых партий обеих рук: мелодии и сопровождения. Они несут в себе два начала: в сопровождении — это   светлое настроение, а в мелодии, также очень светло звучащей, нисходящие интонации секунды – интонации грусти, которые получат развитие в последующих пьесах цикла. И ритмическое оформление этих двух линий очень своеобразное и интересное: в сопровождении абсолютно не ощущается тактового деления, а мелодия – очень свободная, гибкая, длинная, льющаяся на большом дыхании, в структурном отношении ясно членится на мотивы, которые, в основном, располагаются в рамках такта. Заканчивается пьеса в левой руке Ре мажорной квинтой, а в мелодии – си минорным квартсекстаккордом. От всей пьесы веет настроением тихой, светлой грусти.

«Баю-баю- баюшки» — дальнейшее образное развитие цикла. Мы представили, что это последняя ночь, последняя колыбельная перед разлукой, поэтому интонации малой нисходящей секунды – интонации печали, грусти занимают большое место в первой половине пьесы. Во второй половине хроматические интервалы уступают место диатоническим (из окончания пьесы «В старом доме») – просветляется характер, хотя вдруг неожиданно дважды врывается аккорд из восьми малых секунд как тревожное предчувствие грядущей беды. Заканчивается светлым До мажором, но с секундой си-до. Довольно сложный размер семь четвертей, но это легко, удобно ложится на слова баю-баю-баюшки.

«Частушка» — драматический центр цикла. Мы слышим здесь диалог, разговор при расставании, можно представить картину прощания. Здесь, опять-таки, чисто вокальная мелодия, в ней явно слышится диалог двух голосов. В сопровождении – непрерывное ostinato, которое придает тревожный, беспокойный, трепетный характер. Благодаря непрерывности этого ostinato вся пьеса исполняется как бы на одном дыхании. Музыка «Частушки» очень глубока, серьезна, искренна, очень печальна. Заканчивается пьеса повисающим доминантовым звуком, звучащим очень одиноко, вопросительно.

«Загрустили парни». В музыке этой пьесы много экспрессии. Вступление Appassionato передает взволнованную, напряженную атмосферу. В основной части Lamento в сопровождении — вновь ostinato, в мелодии настойчиво повторяются секундовые интонации плача, жалобы, стона, тот же размер 5/8. Здесь ощущается явная интонационная, гармоническая и ритмическая связь с предыдущими пьесами и особенно с первой – «В старом доме». Загрустили парни, оторванные от родного дома, по родным и близким.  После кульминационного третьего предложения Lamento следует просветленный Ре мажор (опять-таки с секундой) – из окончания первой пьесы. Но в конце вновь возвращается ostinato и трижды повторяются секундовые интонации скорби. Заканчивается си минорным секстаккордом. Остается ощущение незавершенности, недосказанности и это характерно для окончаний всех пьес цикла. Интонационная, гармоническая, ритмическая связь между пьесами, и особенно между первой и последней, обрамляет весь цикл и придает стройную, неразрывную форму всему циклу.

Данная трактовка, конечно, субъективна, но музыка цикла, как нам кажется, дает возможность так ее понимать.

ЦИКЛ «ПОРТРЕТЫ»

 

Цикл состоит из трех пьес: «Капризная», «Мальчик гуляет, мальчик зевает…» и «Беззаботный».

«Мальчик гуляет, мальчик зевает…» — веселый, игривый марш, написанный в трехчастной форме с небольшим вступлением и заключением. Музыка марша очень хорошо передает радостное, приподнятое настроение мальчика во время прогулки. В гармоническом и ритмическом плане все ясно и просто. Несколько сложнее в ритмическом отношении середина, где происходят неожиданные смены ритма (видимо, какое-то небольшое приключение).

        «Беззаботный» — очень интересная пьеса. Здесь смелые, диссонирующие гармонии, постоянная смена метра: 4/4, 3/4, 3/8, 5/8, 6/8, 12/8, 7/8, 4/8; разнообразные ритмы, неожиданные акценты, синкопы создают образ беззаботного, веселого, шаловливого мальчишки, с удовольствием откликающегося на неожиданные события, происходящие с ним. Для исполнения пьесы необходимо очень смелое и свободное владение всей клавиатурой, гибкость и быстрое переключение при неожиданных сменах метро-ритма.

 

 

ЦИКЛ «ТАНЦЫ»

 

Цикл состоит из четырех пьес. Обратимся к двум танцам: «Воспоминание о вальсе» и «Последний танец». Образы этих танцев близки друг другу по некоторой своей утонченности, изысканности, при этом, музыкальный язык понятен и доступен.

       «Воспоминание о вальсе». Пьеса написана в трехчастной форме. В крайних частях как бы всплывают в памяти интонации легкого, хрупкого вальса – в мелодии повисают короткие, незавершенные, ностальгические мотивы. Необычно построение мелодической линии (при сохранении обычной вальсовой трехдольности) – интересно применена синкопа — мотив начинается со   третьей доли, автор подчеркивает ее знаком – (tenuto), а заканчивается, повисает на первой доле. Музыкальная ткань, составленная из большого количества мелких мотивов и пауз, использование широкого диапазона клавиатуры в мелодии и в сопровождении создает впечатление воздушности, пространства, ощущение некоторой нереальности.

Трудность пьесы – в обилии коротких мотивов, которые не должны дробить, разрывать мелодическую линию.  В среднем разделе появляется реальный вальс, светлый и мечтательный, для которого автор, после ностальгического до# минора, переводит действие в параллельный Ми мажор. Довольно трудна в фактурном плане середина; левая рука, партия которой написана на двух строчках, должна свободно владеть клавиатурой широкого диапазона.

 «Последний танец»  этой пьесой завершается цикл «Танцы». Характер пьесы печален и трагичен. Музыка танца соответствует его названию. Именно – последний танец. По музыкальному языку довольно близок «Воспоминанию о вальсе» — те же короткие, незавершенные, повисающие интонации, в которых слышится обреченность. Снова мы встречаемся с широким использованием всей клавиатуры, с очень свободной сменой метра, почти через каждые 1-2 такта меняются размеры: 4/4, 5/4, 3/4, 6/4, 3/2 и только в последних шести тактах устанавливается последний размер 4/4, что подчеркивает какую-то определенность. Несмотря на частые смены метра, внешнюю раздробленность музыкальной ткани, должно сохраниться единое движение танца.

 

В заключение хочется отметить, что анализ представленных пьес явился результатом практической работы авторов, в классах которых данные пьесы с удовольствием исполнялись их учениками на уроках по специальности, а также в различных концертных выступлениях

Сценарий мероприятия «Фестиваль национальной кухни»

Автор: Аскарова Гульемеш Габидулловна

Сценарий мероприятия «Фестиваль национальной кухни» предназначен для школ основного общего образования. В сценарии представлены такие страны, как Франция, Чехия, Испания, Италия, Великобритания. Праздник не только раскрывает и показывает кухню этих стран, но и знакомит с традициями.

урок русского языка во 2 классе Пишу письмо

Автор: Щербицкая Наталья Ивановна

Тема: Пишем письмо

Цель: Познакомить учащихся с понятием «письмо», со структурой письма и его стилистическими особенностями; овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств; обучение написанию письма Деду Морозу; расширять лингвистический кругозор детей;

Познавательные УУД: 

 формировать умения самостоятельно и осознанно находить необходимую информацию опираясь на полученные знания;

— самостоятельно создавать алгоритм своей деятельности при решении проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД: 

— формируем умение слушать и понимать других;

 формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы стекстом;

 формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

 формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Личностные УУД:

 формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

 формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



Оборудование: интерактивная доска, презентация, тексты  писем, таблица в помощь написания письма Деду Морозу

 

 

 

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

II. Мотивация к учебной деятельности.

— Я начну, а вы продолжайте, хором стих мой повторяйте. И узнаете, о чем сегодня пойдет речь.

На дворе снежок идет,

Скоро праздник…(Новый год)

 

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от… (ёлки)

 

Ветви слабо шелестя,

Бусы яркие… (блестят)

БЕСЕДА

— Очень скоро придёт самый любимый праздник и взрослых и детей – Новый год. Нас ждут весёлые утренники, волшебные фейерверки и конечно же сказочные подарки. Подарки готовит и приносит Дед Мороз. Но откуда же он узнает, о чём мы мечтаем, что хотим получить в подарок?

 

— Ответы детей (-НАПИШЕМ ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ  )  (СЛАЙД 1)

 

Определение темы урока.

Тема сегодняшнего урока : ПИСЬМО    ( Слайд  2)

— Цель : Написть письмо

План нашего урока :

— Что такое письмо?

— Какие бывают виды писем?

— Из каких частей состоит письмо?

— Самим научиться писать письма.

 

1. Что такое письмо? Где мы об этом можем узнать?

— В словаре. ( СЛАЙД 3 )

— Обратимся к словарю С.И. Ожегова : Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

2. Какие бывают письма ?

— Несмотря на смену времен, традиций, эпох до наших дней сохраняется деление писем на группы. ( виды писем)

— Письма бывают деловые, бывают личные. А личных писем существует более 10 видов. Мы же на уроке разберем только некоторые из них.

-В зависимости от того  к кому обращены письма, их подразделяют на группы:

Письмо – информация

Письмо пожелание

Благодарственное письмо

Письмо – поздравление

 

РАБОТА В ГРУППАХ

— Вспомним правила работы в группе,  розовые листочки  ( СЛАЙД 3 )

— Предлагаю вам поработать в группах и определить к какому виду относятся данные письма.

 

Уважаемые Иван Сергеевич и Анна Ивановна!

Администрация школы благодарит вас за воспитание сына Сергея.

 

Директор школы: Тимофеев К.П.

30.05. 2017 год.

Это благодарственное письмо

Добрый день, мамочка!

         Пишу тебе из летнего лагеря «Волна». У меня всё хорошо. Я каждый день купаюсь, загораю.

Целую. Твоя дочь Лена.

16. 07. 2017 год.

Это письмо — информация

Дорогой Иа-Иа!
Поздравляю с Новым годом!
Желаю всего – всего хорошего.
Желаю много – много счастья.
Шлю подарочек под ёлку – Очень Полезный Горшочек. Твой Пух.

— Это письмо – поздравление, в котором Вини-Пух поздравляет своего друга с Новым годом и шлёт ему свои пожелания.

Мои любимые ребята!
Желаю вам успехов в учёбе, отличного настроения, исполнения всех ваших желаний! Слушайтесь родителей и будьте здоровы! Не забывайте надевать варежки и шапку – на улице мороз
Ваша Снегурочка.

31.12.2018 г.

 Это письмо-пожелание. В нём Снегурочка желает вам всего хорошего.

ЗАЩИТА РАБОТЫ ГУПП

— Посмотрим как справились с заданием.

— Оцените работу вашей группы ( СМАЙЛИКИ)

-В зависимости от того  к кому обращены письма, их подразделяют на группы:

Письмо – информация

Письмо- пожелание

Благодарственное письмо

Письмо – поздравление

— Письма бывают разные. Можно ли письмо считать текстом ? Почему ?

Можно, потому, что предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.

         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  ( СЛАЙД )

 

Игра «Кто такой Дед Мороз?»

 

— Устали? Поиграем в игру «Кто такой Дед Мороз?».

-Встаем . Ваша задача в конце каждого предложения, если вы согласны говорить «ДА» и хлопать в ладоши, если не согласны говорить «НЕТ» и топать ножками.

Дед Мороз известен всем?

Он приходит ровно в семь?

Дед Мороз — старик хороший?

Носит шляпу и калоши?

Скоро Дед Мороз придет?

Он подарки принесет?

Дед Мороз боится стужи?

Со Снегурочкой он дружит?

Что ж ответы даны на вопросы,

Знаете вы всё про Деда Мороза.

 — Письмо – это текст. А каждый текст имеет свою структуру ( СЛАЙД )

1. ОБРАЩЕНИЕ  ( приветствие)

2. ПОЖЕЛАНИЕ (рассказ о себе, пожелание )

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ( благодарность,прощание )

РАБОТА В ПАРАХ

Прочитайте письмо девочки Лизы. (белый листочек) (СЛАЙД)

-Кому писала письмо девочка? (ответы детей)

-Почему это письмо «самое важное за весь год»? (ответы детей)

-Почему Дед Мороз улыбнулся? (ответы детей)

 Можно ли считать письмо текстом? Почему?
Найдите в тексте обращение, подчеркните его красным карандашом

— Найдите пожелания, подчеркните синим карандашом, а заключение –зеленым.

— Чья пара закончит работать руки домиком.

— Выслушаем …..

ВЫВОД : Письмо, как и любой текст имеет три части: ( СЛАЙД )

1. ОБРАЩЕНИЕ  ( приветствие)

2. ПОЖЕЛАНИЕ (рассказ о себе, пожелание )

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ( благодарность, прощание )

 

С какими видами письма мы сегодня познакомились ?

— Письмо девочки Лизы к какому из данных видов письма отнесем?

 — Почему?

Можем самостоятельно написать письмо Деду Морозу?

— Каким видом письма воспользуемся ? Почему?

 

Если успеем приступим к написанию письма, а если нет – дома напишем.

 

— Что нового узнали на уроке?  Чему научились ? 

ОЦЕННИТЕ СВОЮ РАБОТУ  (СЛАЙД )

 

— Поставьте в дневник  себе пятерки те, у кого сегодня смайлики все веселые.

 

 СПАСИБО ЗА РАБОТУ! МОЛОДЦЫ

«Адаптационный период студентов в условиях проживания в общежитии»

Автор: Павлова Христина Петровна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
text-align:justify;
text-indent:35.45pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

 «Адаптационный период студентов в условиях проживания в общежитии»

Цель работы: сравнение и изучение адаптации студентов в условиях проживания в общежитии.

Задачи: —  Сделать сравнительные диаграммы по контингентам, районам, успеваемости и правонарушениям студентов ЯКСТ, ЯКТиД и ЯККИ.

— Исследовать адаптационный период студентов ЯКСТ в условиях проживания в общежитии.

— Выявить трудности адаптационного периода.

Объект исследования: адаптационный период студентов ЯКСТ.

Предмет исследования:выявление особенностей адаптационного периода студентов ЯКСТ в условиях проживания в общежитии.

Актуальность:

Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в сузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом отношении, особенно в общежитиях, самостоятельная жизнь в городских условиях, недостаточное знание структур и принципов работы техникума и возможностей для самореализации в творчестве, спорте и общественной жизни.

В общежитии ЯИПК проживают студенты  разных учебных заведений. Для сравнения мы взяли ЯКСТ, ЯКТиД и ЯККИ. Сделали сравнительные диаграммы по контингентам, районам, успеваемости и правонарушениям. Выбранным заведениям выделено по 80 мест.

По контингенту выявлено, что все 80 студентов из малообеспеченной семьи, уделяется большое внимание сиротам и инвалидам, почти все проживают в общежитии. Представители малых народов Севера составляют 24 человека.

Большое преимущество у студентов северных улусов, из них 84 человека заселены в общежитии. На втором месте вилюйская группа районов, что составляет 66 человек, из заречных улусов 59 и центральные районы — 30 человек.

Успеваемость у студентов трех заведений почти на одном уровне, радует то, что отличники и хорошисты учебы составляют больше 50% от общего числа студентов. Это показывает, что в общежитии предоставлены все условия для подготовки самостоятельной работы, чтения книг.

Количество правонарушений взято по актам администрации общежития. Из диаграммы видно, что студенты, проживающие в общежитии пропускают занятия. По 5-6 обучающихся регулярно не посещают учебные занятия. По 2-3 студента из каждого заведения систематически уходят без расписки. Табакокурение строго запрещается и это видно из таблицы. Употребление алкоголя тоже запрещается, но тем не менее случаи бывают и это грозит выселением из общежития.

Определяющим воспитательным фактором в общежитии является в наличии благотворно влияющей среды, прежде всего, благоприятная психологическая атмосфера.

Для того чтобы выявить, является ли общежитие для студентов вторым домом, было проведено исследование, в котором приняли участие 76 студентов ЯКСТ,проживающих в общежитии.

На вопрос: «Трудно ли Вам далось первое время пребывания вдали от дома», — 70% опрошенных ответили, что «трудно», а 30% ответили: «трудно, но я быстро ко всему приспосабливаюсь». То есть начальный период пребывания в общежитии для всех является тяжелым. В комнатах студенты живут  с юношами и девушками с разных улусов. 80% студентов ответили, что у них с соседями по комнате очень хорошие приятельские отношения, 18% отметили просто хорошие отношения, и лишь 2% пришлось на тех, кому безразлична жизнь людей, с которыми они живут. Легко нашли контакт с соседями по комнате 65% опрошенных, 33% ответили «по-разному» и все те же 2% ответили — «трудно».

На вопрос об устойчивых привычках 90% опрошенных респондентов отметили лишь негативные привычки своих соседей, 10% не помнят никаких привычек своих соседей.

На самый главный вопрос — «Возникают ли у Вас с людьми, которыми вы рядом живете, конфликты», — 52% опрошенных респондентов ответили -«да», и  48% отметили, что «нет». Путем компромисса конфликты решает 25% опрошенных студентов, путем сотрудничества — 47%. С помощью приспособления – разрешают противоречия 20%, а средствами уклонения – 7% респондентов.

Свой быт в комнате 82% опрошенных студентов организует совместно, а 18% — каждый самостоятельно. Распределение обязанностей у 49% студентов — соседей происходит практически по принуждению, у 45% — по желанию, у 6% — по интересам.

Относительно внутриличностных изменений, произошедших с начала проживания в общежитии, 85% студентов отметили, что изменения у них произошли, а 15% студентов сказали, что не произошли. Из 85% студентов, у кого произошли изменения по части личностных характеристик, 54% отметили их улучшение, 31% отметили, что изменения произошли в плохую сторону. В целом жизнь в общежитии повлияла на 95% опрошенных. 22% опрошенных считают, что проживание в общежитии на студента влияет отрицательно, 32% предложили свой вариант влияния проживания на студента, и наконец, 45% студентов ответили, что проживание в общежитии на студента влияет положительно.

И в последней части анкеты на вопросы о правилах внутреннего распорядка, нормах, установленных в общежитии, 100% студентов ответили, что они ознакомлены с ними полностью. Согласны с ними 42% опрошенных респондентов, не согласны — 47%, и отчасти согласны — 11%. 35% студентов хотели бы улучшения социально — бытовых условий, 5% студентов хотели бы улучшения проведения досуга в общежитии. А на вопрос: «Хотели бы Вы переехать в другое место жительства при возможности», — 80% респондентов ответили — «да», а — 20% «нет».

Из данного исследования можно сделать небольшой вывод, что большинство студентов хоть и хотели бы переехать из общежития в другое место жительства, но все равно считают, что жизнь в общежитии в целом влияет на студента, на его личностные характеристики и дает какой-то положительный опыт в разрешении конфликтных ситуаций.

Мы знаем также, что период адаптации может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, а также возникновение ряда трудностей студентов, таких как:

— отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

— неумение регулировать поведение, усугубляемое отсутствием контроля со стороны родителей;

— отсутствием навыков самостоятельной работы;

— неумение конспектировать, писать лекции, работать с книгой;

— поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

— налаживание быта самообслуживания при переходе из домашних условий в условия общежития.

 

 

Павлова Христина Петровна, педагог-психолог ГБПОУ РС (Я) «Якутский коммунально-строительный техникум»