Автор: Чахоткина Наталия Владимировна
Лего -технология в процессе развития детей с нарушением зрения
Автор: Чахоткина Наталия Владимировна
Лего -технология в процессе развития детей с нарушением зрения
Автор: Атласова Луиза Ивановна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кюпская средняя общеобразовательная школа имени Е.И. Апросимова»
«Рассмотрено»: «Согласовано»: «Утверждаю»:
Руководитель МО нач.кл. Зам. директора по УВР Директор школы
___________________ ___________________ _______________
Атласова Л.И. Атласова ЭН Дьячковская Г.Н.
« »сентября 2018г. « » сентября 2018г. « » сентября 2018 г.
Рабочая программа внеурочного курса
«Родной край»
для 2 класса.
Составитель Атласова ЛИ
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
· систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),
· экологическое мышление,
· культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
· культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Программа «Голубая планета» разработана для детей 7-10 лет на основе авторской программы Алексеевой С.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования и учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
· Учить детей быть ответственными за свои поступки.
· Формировать культуру поведения в природе.
· Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
· Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
· Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
· Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Актуальность программы
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Опыт работы с предыдущим классом показывает , что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Планируемые результаты
В процессе изучения учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностныерезультаты изучения факультативного курса «Голубая планета»
У выпускника будут сформированы:
· положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
· готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
· осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
· понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
· осознание себя как гражданинасвоего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
· умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
· навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
· осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
· понимание важности здорового образа жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
· принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
· планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
· действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
· контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
· оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
· осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
· понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
· применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
· подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
· наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
· использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
· осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
· вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
· находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
· вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
· выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
· использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
· исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
· измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
· выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Содержание программы
Курс программы состоит из 9 разделов.
1 раздел – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – “Братья наши меньшие ”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – “Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – “О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.
Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными, занесенными в Красную книгу.
6 раздел – “Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – “Цветы на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
8 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать рассаду цветов в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, в интересной игровой форме узнают о редких видах растительного и животного мира, формируется экологическая культура детей.
Содержание
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Тема | Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения | Кол-во часов | Дата | |
Теорет. | Практ. |
| |||||
1 | Введение в экологию | 1 | 1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? | Беседа «Экологическая ситуация Игра «Почемучки» | 1 |
|
|
2 | Братья наши меньшие | 2 | 1. Наблюдения за домашними и дикими животными. Кто живет в нашем доме и в лесу? | Беседа о домашних и диких животных. Выставка рисунков «Наши братья меньшие». | 1 |
|
|
2. Мой питомец | Рассказ-описание «Мой любимец». |
| 1 |
| |||
3 | Пернатые друзья | 3 | 1. «Мы – друзья птиц». | Беседа о птицах. | 1 |
|
|
2.Перелетные птицы. | Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц» |
| 1 |
| |||
3. Зимующие птицы. | Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки» |
| 1 |
| |||
4 | О чем говорят деревья | 4 | 1. Этажи леса. | Беседа. Знакомство с разными видами растений. | 1 |
|
|
2. Заочная экскурсия «По тропинке в лес пойдем» | Наблюдение за деревьями |
| 1 |
| |||
3. Сезонные изменения у растений. | Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов. |
| 1 |
| |||
4.Мы – художники. | Рисование дерева в разные времена года |
| 1 |
| |||
5 | Загадки животного мира | 5 | 1. Зимовье зверей
| Беседа «Как звери проводят зиму»; «Санитары леса» Викторина «Знакомые незнакомцы». | 1 | 2 |
|
2. Экскурсия | Наблюдения «Внешний вид животных» |
| 1 |
| |||
3. Любопытные факты о живой природе | Интересные сведения о жизни животных |
| 1 |
| |||
6 | Секреты неживой природы
| 5 | 1. Природа – наш общий дом | Беседа. Дидактическая игра «Мир , в котором хотелось бы жить» | 1 | 1 |
|
2. Времена года. | Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. |
| 2 |
| |||
3. Наблюдения за водой, снегом, льдом. | Проведение опыта со льдом, снегом, водой. |
| 1 |
| |||
7 | Цветы на окне | 5 | 1. Происхождение комнатных растений | Знакомство с видами комнатных растений, их происхождением. Уход за растениями. | 1 | 1 |
|
2. Любители света и тени, влаги и тепла. | Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа. |
| 2 |
| |||
3.Аптека на окне
| Знакомство с растениями-целителями. |
| 1 |
| |||
8. | Человек – часть живой природы | 5 | 1. Люди разные нужны, люди всякие важны. | Знакомство с профессиями людей. | 1 |
|
|
2. Выращивание рассады в домашних условиях. | Посадка рассады цветов , овощей в классе. Уход за ним. |
| 1 |
| |||
3.Посадка овощей | Знакомство с условиями выращивания. |
| 2 |
| |||
4. Человек! Будь природе другом! | Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок о природе. |
| 2 |
| |||
9
| Охрана природы. | 3 | 1. Красная книга Якутии – | Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 1 |
|
2. Охраняемые животные и растения нашей местности. ООПТ «Кюпский» | Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки. |
| 1 |
| |||
|
| 34ч |
|
|
|
|
|
Автор: Айзенберг Алла Альтеровна
Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Омской области».
Кафедра лингвистического образования
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
с использованием раздела «Фразеология»
Выполнила Айзенберг Алла Альтеровна
МОУ «СОШ № 123 с УИОП им. О.И.Охрименко»
Омск – 2016
Литература
1. Л.А.Аксенова. Фразеологизмы. Дидактический материал. 5-6 классы.
Русский язык. Первое сентября №14, 2005,с.17-24.
2. Л.А. Аксенова. Дидактический материал по теме «Фразеологизмы». 7-8 классы. Русский язык. Первое сентября . №17, 2005, с. 36-42.
3. А.Б. Аникина, Н.А.Каламова, И.К.Калинина. Современный русский язык. Контрольные упражнения по лексике. М.: Высшая школа, 1983.
4. Т.П. Астапенко. Лексический марафон. Лексика. Фразеология. 10 класс.
Русский язык. Первое сентября. № 9, 2006, с.9-10.
5. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина, Крылатые слова, М.: Правда, 1987.
6. Э.А.Вартаньян, Путешествие в слово, М.: Советская Россия, 1975.
7. В.Волина, Веселая грамматика, М.: Знание, 1995.
8. М.М. Казбек-Казиева, Школьные олимпиады по русскому языку. 5-11 классы , М.: Айрис-пресс, 2004.
9. Д. Кобяков. Бессмертный дар , Барнаул, 1975.
10. В.В.Одинцов, Лингвистические парадоксы, М.: Просвещение, 1976.
— 2 –
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………… 3
2. Глава 1…………………………………………………………………. 4
3. Глава 2………………………………………………………………… 7
4. Глава 3………………………………………………………………… 7
5. Литература……………………………………………………………. 10
6. Приложение……………………………………………………………
-3-
Введение.
В последние годы со всей очевидностью стали видны последствия того, что дети гораздо меньше читают. Увлечение компьютером, телевидением, увеличение объема информации привело к существенному обнищанию словарного запаса учеников. Наиболее ярко этот процесс проявляется на примере употребления в речи фразеологизмов. Дети не понимают значения многих выражений, не знают их происхождения, поэтому не умеют употреблять фразеологизмы в речи, отчего язык становится скудным, невыразительным, неэмоциональным. Умелое употребление идиом в речи говорит и об общей культуре человека, уровне его развития. Современная молодежь нехватку лексического запаса восполняет за счет жаргонизмов, непечатной лексики, что только усугубляет общее плачевное положение вещей.
Выход видится в работе над совершенствованием употребления фразеологизмов в речи учащихся как в урочное, так и во внеурочное время.
В ряде изданий, посвященных внеклассной работе по русскому языку, в сборниках книг, журналах появляются статьи, разработки уроков и внеурочных мероприятий, посвященных изучению и актуализации темы «Фразеология».
Задачи данной работы:
1 выяснить, какими средствами в разных возрастных группах можно заинтересовать учащихся темой «Фразеология»
2 показать на основе конкретных внеклассных мероприятий, как можно вызвать интерес к данной теме.
Объект исследования – процесс изучения фразеологизмов в школе.
Предмет исследования – возможности внеклассной работы для актуализации изучаемой темы, расширение области знаний.
Гипотеза: чем чаще мы обращаемся на уроках и во внеурочное время к фразеологизмам, тем активнее дети вводят идиомы в собственную речь, правильнее используют фразеологизмы, расширяют общекультурный кругозор. Кроме повышения общеречевой культуры, работа над фразеологизмами имеет и узкую прикладную цель – выполнение заданий по данному разделу программы в аттестационных работах 9 и 11 классов.
Предлагаем следующие мероприятия по фразеологии в разных возрастных группах:
5- 6 классы – Игра «Это интересно узнать».
7 класс – выступление на конференции « Великий и могучий русский язык»
8-9 класс – олимпиада по фразеологии.
— 4 –
Глава 1
Классный час – игра «Это надо знать».
Подготовительный этап.
Класс делится на 2 команды по 7 человек. Остальные учащиеся – на две группы зрителей, поддерживающих свои команды.
Жюри формируется из учащихся старших классов. Оцениваются конкурсы по пятибалльной системе.
Ведет игру учитель.
Ребята получают домашнее задание: приготовить название команды, девиз, домашнее задание для команды противника.
Задание 1. Инсценировать задуманный фразеологизм так, чтобы противник его отгадал.
Задание 2. Рассказать об истории происхождения данных фразеологизмов.
1 команда: ноев ковчег, лезть на рожон.
2 команда: всемирный потоп, филькина грамота.
Начало игры.
Ведущий:
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. В языке их великое множество. Такие выражения, если их сравнить со словами- синонимами, создают более яркий образ, особую выразительность. Сравните: калачом не заманишь – никакими средствами не уговоришь прийти; звезд с неба не хватает – ничем не выдающийся, средних способностей.
Многие устойчивые обороты обогащают книжную, газетную речь, не говоря уже о разговорной. Умение пользоваться фразеологизмами говорит о чуткости говорящего к слову, эмоциональности речи. А мы умеем владеть фразеологизмами? Что мы о них знаем? Это и выяснит наша игра.
Задание 1. Представление команд.
Задание 2. (выдается на карточках)
Какое словосочетание не является фразеологизмом? Почему?
1 команда. 2 команда
Золотое дно белый танец
Золотые серьги белый стих
Золотые горы белое вино
Золотая свадьба белая рубашка
Задание 3. Найдите и выпишите устойчивые выражения.
Текст читается 1 раз.
— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама.
А Саша стучит.
— Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит…
— 5 —
— Как об стенку горох, — говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Отберу молоток!..
Стучит.
— Сказано – сделано! – Бабушка взяла молоток и унесла прочь.
— Отдай!
— Завтра. А сейчас не видать тебе молотка как своих ушей!
Саша заплакал.
— Я машину чиню…
А бабушка:
— Всему свое время.
— Зачем молоток унесла?
— Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с луны свалился, Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
Задание 4. Объясните смысл пословиц
1 команда
Авось да как-нибудь до добра не доведут.
2 команда
Делано наспех – сделано на смех.
Задание 5.
Конкурс капитанов
1. Какие словари крылатых слов вам известны?
2. Восстановите текст, заменяя рисунок устойчивым сочетанием.
(Ответы записываются на бумагу и передаются в жюри, для зрителей текст читается вслух)
Задание 6 (болельщикам)
Демонстрируются рисунки.
Какие ошибки совершил художник, почему? Восстановите фразеологизм.
Задание 7.
Запишите как можно больше устойчивых оборотов со словом
1 команде – голова
2 команде — ухо.
(Болельщики помогают при необходимости командам.)
Задание 8.
Выдаются карточки с заданием вставить необходимое, продолжив фразеологизм.
1 команда 2 команда
Голоден, как … надут, как…
Изворотлив, как … труслив, как …
Упрям, как … здоров, как …
Хитер, как … колючий, как…
— 6 –
Задание 9.
Домашнее задание.
Команды рассказывают о происхождении фразеологизмов.
Показывают приготовленные инсценировки.
Задание 10.
Решите пропорции
1 команде
а) ставить на кон = сгущать краски
ставить на карту ?
б) видимо – невидимо = по щучьему велению
? как по волшебству
2 команде
а) в мгновение ока = ______?________
в два счета с гулькин нос
б) с места в карьер = голова – два уха
? медный лоб
Итог игры.
Жюри подводит итоги.
Ведущий:
Надеемся, что сегодня вы стали немного умнее и теперь про вас можно сказать, что вы на фразеологизмах собаку съели. Желаем вам в учебе ни пуха, ни пера, и надеемся, что среди вас не будет тех, кто бьет баклуши.
— 7 –
Глава 2
Материалы выступления на конференции «Великий и могучий русский язык», подготовленные учащимися 7-8 классов, смотрите в Приложении № 2.
Глава 3
Материалы для проведения олимпиады (школьный тур) по фразеологии, проводится между учащимися 9-10 классов.
Задание 1. Назовите литературный источник этих выражений.
· Растекаться мыслью по древу
· Разбитое корыто
· Человек в футляре
· Птенцы гнезда петрова
· Свежо предание, а верится с трудом
· Принцесса на горошине
· Царевна Несмеяна
· Укрощение строптивой
Задание 2. Какие исторические события стоят за выражениями:
· Филькина грамота
· Пришел, увидел, победил
· Перейти Рубикон
· Потемкинские деревни
· Положить в долгий ящик
·
Задание 3. В каком из предложений нет фразеологизма.
· Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.
· Сию минуту верните мне мою сумочку!
· Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.
· На часах десять минут одиннадцатого.
Задание 4. Замените фразеологизмы синонимами, прояснив их значение.
· Тертый калач
· Камень преткновения
· Кануть в лету
· Развесистая клюква
· Косая сажень в плечах
· Мелкая сошка
— 8 —
Турусы на колесах
Задание 5. Восстановите общеупотребительный вид фразеологизма.
· Ни к городу, и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну,-
В край – все краям наоборот!
· Не продравши глаз –
В класс! в класс! в класс!
· Он делал из мухи слона и потом устраивал охоту на слонов
· В огромной картине нет места для малой детали, до последней ступицы пожарной колесницы.
· Дитя мое… Мое? Ее –
Дитя! То самое былье
Которым порастает быль.
Задание 6. Определите, людьми каких профессий созданы данные фразеологизмы, укажите значения устойчивых выражений.
Чернильная крыса
Снять стружку
Антонов огонь
На живую нитку
Отдать концы
Войти в роль
Стричь под одну гребенку
Задание 7 Вспомните и запишите как можно больше выражений – синонимов со значением «умереть».
Задание 8. Приведите как можно больше идиом, в которых употребляется слово вода.
Задание 9. Какие виды фразеологизмов вы знаете? Приведите примеры.
— 9 –
Заключение.
Итак, мы показали и на практике проверили разные форы работы, при помощи которых можно пробудить интерес учащихся к данному разделу русского языка, расширить их кругозор, показать разнообразие фразеологизмов и источники их возникновения.
Автор: Дзедаева Ирина Харитоновна
Внеклассное мероприятие «Разноцветная красавица Осень в Северной Осетии»
Автор: Волкова Наталья
Дата проведения: 22.01.19г.
Образовательная область: ХЭР рисование.
Тема: «Мышка и мишка»
Задачи:
Материалы, инструменты:
ХОД НОД:
В.: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами на занятии присутствуют гости из русской народной сказки. Знакомьтесь, это Лесной Мишка и Проказница Мышка. Предлагаю вам прочитать русскую народную сказку, которая так и называется «Лесной Мишка и Проказница Мышка». Воспитатель читает детям русскую народную сказку «Лесной Мишка и Проказница Мышка».
В.: Вам понравилась сказка? Предлагаю вам нарисовать главных героев этой сказки. Скажите мне, пожалуйста, кто же главные герои этой сказки?!
Дети: ответы детей.
В.: Молодцы! Главные герои сказки Лесной Мишка и Проказница Мышка Дети, какой момент из сказки можно передать на рисунке.
В.: Ребята, кто из вас расскажет кратко сюжет сказки?
Дети: ответы детей.
В.: Да, правильно! Мишка спит в своей берлоге, рядом в норке спит мышка.
Мышка попала в Мишкино ухо. Мышка сидит на лапе у медведя. Они разговаривают. Проказница Мышка в гостях у Лесного Мишки. Предлагаю вам приступить к работе, но сначала посмотрите на инструменты которыми мы будем с вами работать.
Воспитатель показывает детям разные кисточки (например, №1и №3 или №3и №5) и спрашивает, какой кистью лучше нарисовать мишку, а какой — мышку. Дети находят кисточки, которыми они будут рисовать и показывают их воспитателю.
В.: Ребята, каким цветом мы с вами нарисуем Лесного Мишку? А каким цветом нарисуем Проказницу Мышку?
Дети: ответы детей.
В.: Правильно! Давайте смешаем краски, чтоб получился серый цвет. Нужно поэкспериментировать, с белой краской, добавляя к ней капельки других цветов в поисках «рецепта» серого цвета.
Дети: ответы детей.
В.: Правильно, серый цвет получится путем смешивания белой и черной краски. Прежде чем мы с вами приступим к рисованию героев сказки, немного отдохнем и проведем физминутку.
Физминутка
Рано утором в парк ходили (ходьба на месте)
Там снеговика лепили («лепим» руками комочки)
А потом с горы катились (Волнообразные движения руками)
Веселились и резвились (прыжки на месте)
Холодно гулять зимой (киваем головой)
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)
Затем дети рисую иллюстрации к сказке «Лесной Мишка и Проказница Мышка».
В.: Молодцы, отдохнули! Приступаем к работе.
Напоминаю, технику рисования кончик кисти опускаем в баночку с водой, лишнюю воду убираю примакиванием о салфеточку. Затем на кончик кисти набираем гуашь и рисуем.
Воспитатель помогает детям, испытывающим затруднения в процессе изобразительной деятельности. По окончании работы дети показывают свои результаты друг другу и вывешивают на стенд «Наше творчество».
В.: Ребята, вы – молодцы! Какие же красивые у вас получились рисунки.
После НОД оформляется выставка иллюстраций.
Чтение стихотворений В. Шипуновой:
Мишка
В теплой берлоге спит медвежонок,
Снится топтыге меда бочонок,
Рыб серебряные спины и корзиночка малины,
Шишек кедровых мешок и березок сладкий сок.
Мишка чмокает, сопит- до весны он лапой сыт.
Мышка
Мышке в норке сладко спится,
Мышке остров сырный снится.
Будто там она живет- в сыре дырочки грызет,
Заедает крендельком, запивает молоком.
А пушистый белый кот ей салфетку подает
И мурлычет: «Рад стараться!» Даже жалко просыпаться.
Рефлексия.
Автор: Григоренко Евгения Сергеевна
Классный час
Подготовила учитель информатики
МБОУ СОШ№22 с.Обильного
Григоренко Е.С.
.
Сегодня мы поговорим об Интернете, о проблемах и опасностях, с которыми дети чаще всего сталкиваются в сети. Не зря говорят, что Интернет – это большая свалка. К сожалению, на просторах Интернета мы не только общаемся с друзьями, знакомыми или находим полезную информацию. Имеется достаточно много интернет-угроз.
Выходя на различные сайты, можно столкнуться с вирусными атаками, спамом, кибердеятельностью, которая может включать в себя мошенничество, направленное на хищение личных данных (например, сведений о банковском счете, номере кредитной карточки или паролей).
На некоторых страницах содержатся материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д. Все эти материалы составляются с помощью специалистов по психологии так, что чем больше человек вникает в их содержание, тем больше попадает под их влияние, становится более агрессивным, более зависимым.
Психологи всерьез говорят о росте количества детей, страдающих в той или иной степени настоящим расстройством здоровья – компьютерной зависимостью. Ею называют болезненное состояние, связанное с нарушением психологических и поведенческих функций.
Реальная жизнь довольно сложная и тяжелая: нужно делать уроки, выполнять домашние обязанности, нести ответственность за проступки. Компьютерная игра – это особый виртуальный мир, где люди чувствуют себя героями, способными совершить очень многое из того, что запрещено в реальном мире. При этом можно принимать любые решения и не бояться ответственности. Бегство в виртуальный мир вызывает серьезную деформацию личности. Если проводить там много времени, постепенно утрачивается чувство реальности. Пример.
Многие для общения используют различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т. д. Если не придерживаться определенных правил, вы можете столкнуться с серьёзными неприятностями.
Это может происходить следующим образом: незнакомцы представляются ровесниками и начинают общаться со школьниками.
Потом дети получают предложение встретиться, и если отказываются, то в их адрес летят оскорбления. Очень часто дети в процессе беседы успевают сообщить о себе довольно много личной информации и поздно ставят в известность своих родителей о том, что случилось. В результате избавиться от домогательств таких людей становится еще сложнее – преследования выходят за рамки интернет-общения (оскорбительные сообщения могут приходить уже на мобильный телефон).
Бывает и по-другому. В одном из фильмов, основанном на реальных событиях, девушка познакомилась по Интернету со сверстницей, с которой много общалась, много ей рассказывала о себе. Потом оказалось, что это взрослый мужчина, задумавший и впоследствии, благодаря полученным сведениям, осуществивший кражу ценных вещей и убийство.
В средствах массовой информации регулярно появляются шокирующие сообщения из области «компьютерного травматизма». В основном они касаются молодых людей, просиживающих за компьютерными играми или в чатах сутками без перерывов на сон и обед. Вполне закономерным результатом оказываются голодные обмороки, общее истощение и даже обезвоживание организма. Рассказывают о мальчике, который, просидев у компьютера 12 часов, умер.
Ещё одна жуткая история, широко обсуждавшаяся в прессе: мальчик в сети нашёл людей, которые его понимали, поддерживали. В реальной жизни у него таких друзей не было, он часто чувствовал себя одиноко, подавлено. Его новые «друзья» предлагали попробовать вещества, улучшающие самочувствие, настроение. Препараты нужно было делать по предлагаемым рецептам, принимать и описывать на сайте их действие. Это было интересно. В результате принятия препаратов и общения с сообществом так называемых «друзей» у мальчика изменились взгляды на жизнь, он рассорился с родителями, а однажды покончил с собой.
Вы должны это знать:
— При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.
— Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.
— Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.
— Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
Рекомендации
В Сети ты можешь встретить все, что угодно – от уроков истории и новостей до нелепых картинок. Но не стоит думать, что, раз информация появилась в Интернете, она является достоверной.
Чтобы разобраться, какой информации в Сети можно, а какой нельзя доверять, следуй простым советам:
— Относись к информации осторожно. То, что веб-сайт здорово сделан, еще ни о чем не говорит. Спроси себя: за что этот сайт выступает? В чем меня хотят убедить его создатели? Чего этому сайту не достает? Узнай об авторах сайта: зайди в раздел “О нас” или нажми на похожие ссылки на странице. Узнай, кто разместил информацию. Если источник надежный, например, университет, то, вполне возможно, что информации на сайте можно доверять.
— Следуй правилу трех источников. Проведи свое расследование и сравни три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять. Не забывай, что факты, о которых ты узнаешь в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если ты будешь использовать их в своей домашней работе.
— Как предоставлять достоверную информацию? Будь ответственным – и в реале, и в Сети. Простое правило: если ты не будешь делать что-то в реальной жизни, не стоит это делать в онлайне.
— Не занимайся плагиатом. То, что материал есть в Сети, не означает, что его можно взять без спроса. Если ты хочешь использовать его — спроси разрешения.
— Когда ты грубишь в Интернете, ты провоцируешь других на такое же поведение. Попробуй оставаться вежливым или просто промолчать. Тебе станет приятнее.
ПОМНИ:
Проверь хотя бы три источника информации, прежде чем ты решишь, что информация достоверна.
И в Интернете, и в реальной жизни соблюдай правила. Агрессия, кража, обман – запрещены. Сообщай о тех, кто ведет себя подобным образом.
Защищай себя – сейчас и в будущем. Подумай, прежде чем что-либо разместить в Интернете.
Не переходи по подозрительным ссылкам. Поддерживай дружбу только с теми, кого знаешь. Если во время общения в чате или переписке онлайн, какой-то незнакомец тебе угрожает, задает неприятные вопросы или уговаривает на встречу в реальной жизни, то план действий такой: ничего не отвечай и немедленно сообщи об этом родителям!
Автор: Соснина Наталья Владимировна
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения», формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Каково же значение сенсорного воспитания?
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее активен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.
Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето). Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.). Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок — это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства — картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
Дидактические игры по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.
Свет
Игра «Пляшущие тени»
Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.
Ход игры: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.
Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.
Цвет
Игра «Цветная вода»
Цель: знакомить детей с цветом.
Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Ход игры: в ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Предложите детям выбрать понравившуюся краску, взять кисточку. Пусть они сами попробуют развести краску в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.
На следующих занятиях можно давать детям по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать несколько красок в одном стакане с целью получения нового цвета. Делать растворы разной консистенции, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.
Форма
Игра «Разложи фигурки по домикам»
Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.
Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться — вот так! А это квадрат. Его можно поставить».
Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.
Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
Величина
Игра «Спрячь в ладошке»
Цель: познакомить с понятием величины.
Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей.
Ход игры: сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет по одному предмету) .
Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».
Количество
Игра «Собираем шишки»
Цель: учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.
Материалы: две корзинки или две коробочки, шишки.
Ход игры: обратите внимание ребенка на разбросанные на палу шишки. Попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог: «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько шишек у меня? Мало».
Дидактические игры на расположение в пространстве
Игра «Возьми игрушку»
Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.
Материалы: различные предметы и игрушки.
Ход игры: предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев.
В следующий раз сначала положите игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.
В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки — теперь они близко и можно легко дотянуться до них».
Дидактические игры на целостный образ предмета
Игра «Найди свою игрушку»
Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.
Материалы: разнообразные игрушки.
Ход игры: раздайте детям по игрушке и предложите поиграть с ними (меняться игрушками в этой игре нельзя). Затем попросите малышей поставить игрушки на стол, добавьте к ним несколько новых предметов, перемешайте их и накройте салфеткой. Через минуту откройте игрушки и предложите детям найти среди них свои: кто найдет игрушку, может поиграть с ней (чужую игрушку брать нельзя)
Дети по одному подходят к столу и берут свои игрушки. При необходимости с помощью наводящих вопросов помогите малышам вспомнить, с какими игрушками они играли.
Можно также предложить детям найти свои игрушки в куче других на полу, среди расставленных на стеллаже игрушек, в шкафу, в большой коробке.
Развивая память можно отсрочить поиск игрушек и попросить детей найти их через 5 — 10 минут.
Дидактические игры на развитие слухового восприятия
Игра «Узнай по звуку»
Цель: развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Материалы: звучащие игрушки (погремушки, свистульки, колокольчики, трещотки, ширма.
Ход игры: покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки. Пока не научатся четко дифференцировать их на слух. Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у ребенка или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать её.
В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.
Дидактические игры на развитие осязания
Игра «Круглое квадратное»
Цель: развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы: коробка с отверстиями или мешочек; кубики и шарики.
Ход игры: в начале игры предложите детям ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточится на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем сложите предметы в коробку или мешочек и предложите детям поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.
В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.
Игра «Горячо — холодно»
Цель: развивать осязание.
Материалы: вода разной температуры, ведерки или миски.
Ход игры: в миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она — горячая или холодная.
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Автор: Тарасова Жанна Григорьевна
Мастер-класс «Новогодняя открытка, символ 2019 года»
Тарасова Жанна Григорьевна Воспитатель МБДОУ “Детский сад №162»
Автор: Федосенко Ирина Анатольевна
В статье дается анализ рынка труда в 2017-2018 гг. в Курской области
Автор: Березина Светлана Львовна
памятка родителям «Играя, развиваем речь детей»