Программа ВУД

Автор: Атласова Луиза Ивановна

      

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кюпская средняя общеобразовательная школа имени Е.И. Апросимова»

 

                                  

«Рассмотрено»:                                                         «Согласовано»:                                                                      «Утверждаю»:

Руководитель  МО нач.кл.                                      Зам. директора по УВР                                                           Директор школы

___________________                                           ___________________                                                             _______________

                               Атласова Л.И.                                                             Атласова ЭН                                                                              Дьячковская Г.Н.   

«   »сентября 2018г.                                                 «   » сентября 2018г.                                                              «   » сентября 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочного курса

«Родной край»

для  2   класса.

 

                

 

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                             

                                                                                             Составитель      Атласова ЛИ      

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

  Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

· систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),

· экологическое мышление,

· культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),

· культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

   Программа «Голубая планета» разработана для детей 7-10 лет на основе авторской программы Алексеевой  С.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования и  учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе

Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи программы:

Обучающие:

· Учить детей быть ответственными за свои поступки.

· Формировать культуру поведения в природе.

· Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

· Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

· Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

· Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

· Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

                                               Актуальность программы

         Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

         Опыт работы с предыдущим классом показывает , что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

        Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научит  их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

Планируемые результаты

В процессе изучения  учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностныерезультаты изучения факультативного курса «Голубая планета»

У выпускника будут сформированы:

· положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

· готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

· осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

·   понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

· осознание себя как гражданинасвоего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

· умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

·   навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

· осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

· понимание важности здорового образа жизни.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

· принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

· планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

· действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

· контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

· оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

· осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

· понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

· применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

· подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

· наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

· использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

· осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

· аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

· вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

· находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

·   вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

·   выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

·   использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

·   исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

·   измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

·   выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Содержание программы

Курс программы состоит из 9  разделов.

1 раздел – “Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – “Братья наши меньшие ”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

3 раздел – “Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.

4 раздел – “О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – “Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными, занесенными в Красную книгу.

6 раздел – “Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

7 раздел – “Цветы на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

8 раздел – “Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать рассаду цветов в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

9 раздел – “Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, в интересной игровой форме узнают о редких видах растительного и животного мира, формируется экологическая культура детей.

 

Содержание

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения

Кол-во часов

Дата

Теорет.

Практ.

 

1

Введение в

экологию

1

1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим  слово «Экология»?                                                               

Беседа «Экологическая ситуация

Игра «Почемучки»

1

 

 

2

Братья наши меньшие

2

1. Наблюдения за домашними  и дикими животными. Кто живет в нашем доме и в лесу?

Беседа о домашних и диких  животных. Выставка рисунков «Наши братья меньшие».

1

 

 

2. Мой питомец

Рассказ-описание «Мой любимец».  

 

1

 

3

Пернатые друзья

3

1. «Мы – друзья птиц».

Беседа о птицах.

1

 

 

2.Перелетные птицы.

Беседа «Почему птицы улетают?»  Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

 

1

 

3. Зимующие птицы.

Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

 

1

 

4

О чем говорят деревья

4

1. Этажи леса.

Беседа. Знакомство с разными видами растений.

1

 

 

2. Заочная экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

Наблюдение за деревьями

 

1

 

3. Сезонные изменения у растений.

Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

 

1

 

4.Мы – художники.

Рисование дерева в разные времена года

 

1

 

5

Загадки животного мира

5

 1. Зимовье зверей

 

Беседа «Как звери проводят зиму»; «Санитары леса»

Викторина «Знакомые незнакомцы».

1

2

 

2. Экскурсия 

Наблюдения «Внешний вид животных»

 

1

 

3. Любопытные факты о живой природе

Интересные сведения о жизни животных

 

1

 

6

Секреты неживой природы

 

 

 

5

1. Природа – наш общий дом

Беседа. Дидактическая игра «Мир , в котором хотелось бы жить»

1

1

 

2. Времена года.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года.

 

2

 

3. Наблюдения  за водой, снегом, льдом.

Проведение опыта со льдом, снегом, водой.

 

1

 

7

Цветы  на окне

5

1. Происхождение комнатных растений

Знакомство с видами комнатных растений, их происхождением. Уход за растениями.

1

1

 

2. Любители света и тени, влаги и тепла.

Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

 

2

 

3.Аптека на окне

 

Знакомство с растениями-целителями.

 

1

 

8.

Человек – часть живой природы

5

1. Люди разные нужны, люди всякие важны.

Знакомство с профессиями людей.

1

 

 

2. Выращивание рассады в домашних условиях.

Посадка рассады цветов , овощей в классе. Уход за ним.

 

1

 

3.Посадка   овощей

Знакомство с условиями выращивания.

 

2

 

4. Человек! Будь природе другом!

Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок о природе.

 

2

 

9

 

Охрана природы.

3

1. Красная книга Якутии –   

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей.

1

1

 

2. Охраняемые животные и растения нашей местности. ООПТ «Кюпский»

Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.

 

1

 

 

 

34ч

 

 

 

 

 

 

организация внеурочной деятельности по русскому языку с использованием раздела «Фразеология»

Автор: Айзенберг Алла Альтеровна

Бюджетное образовательное учреждение

              дополнительного профессионального образования

             «Институт развития образования Омской области».

                     Кафедра лингвистического образования

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Организация внеурочной деятельности по русскому языку   

              с  использованием раздела «Фразеология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Выполнила        Айзенберг Алла Альтеровна

                                               МОУ «СОШ № 123 с УИОП им. О.И.Охрименко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Омск – 2016

 

                                      

 

                                            Литература

 

 

   1.  Л.А.Аксенова. Фразеологизмы. Дидактический материал. 5-6 классы.

Русский язык. Первое сентября   №14, 2005,с.17-24.

  2.  Л.А. Аксенова. Дидактический материал по теме  «Фразеологизмы». 7-8 классы.  Русский язык. Первое сентября . №17, 2005, с. 36-42.

   3.  А.Б. Аникина, Н.А.Каламова, И.К.Калинина.  Современный русский язык. Контрольные упражнения по лексике. М.: Высшая школа, 1983.

   4.  Т.П. Астапенко. Лексический марафон. Лексика. Фразеология. 10 класс.

Русский язык. Первое сентября. № 9, 2006, с.9-10.

   5.  Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина, Крылатые слова, М.: Правда, 1987.

   6. Э.А.Вартаньян, Путешествие в слово, М.: Советская Россия, 1975.

   7. В.Волина, Веселая грамматика, М.: Знание, 1995.

   8.  М.М. Казбек-Казиева, Школьные олимпиады по русскому языку. 5-11 классы , М.: Айрис-пресс, 2004.

   9. Д. Кобяков. Бессмертный дар , Барнаул, 1975.

   10. В.В.Одинцов, Лингвистические парадоксы, М.: Просвещение,  1976.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              2 –

 

 

 

 

 

                                 Оглавление

 

1. Введение………………………………………………………………  3

2. Глава 1………………………………………………………………….  4

3. Глава 2…………………………………………………………………  7

4. Глава 3…………………………………………………………………  7

5. Литература…………………………………………………………….  10

6. Приложение……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             -3-

                                     Введение.

 

 

         В последние годы со всей очевидностью стали видны последствия того, что дети гораздо меньше читают. Увлечение компьютером, телевидением, увеличение объема информации привело к существенному обнищанию словарного запаса учеников. Наиболее ярко этот процесс проявляется на примере употребления в речи фразеологизмов. Дети не понимают значения многих выражений, не знают их происхождения, поэтому не умеют употреблять фразеологизмы в речи, отчего язык становится скудным, невыразительным, неэмоциональным. Умелое употребление идиом в речи говорит и об общей культуре человека, уровне его развития. Современная молодежь нехватку лексического запаса восполняет за счет жаргонизмов, непечатной лексики, что только усугубляет общее плачевное положение вещей.

       Выход видится в работе над совершенствованием употребления фразеологизмов в речи учащихся  как в урочное, так и во внеурочное время.

        В ряде изданий, посвященных внеклассной работе по русскому языку, в сборниках книг, журналах появляются статьи, разработки уроков и внеурочных мероприятий, посвященных изучению и актуализации темы «Фразеология».

        Задачи данной работы:

1  выяснить, какими средствами в разных возрастных группах можно заинтересовать учащихся темой «Фразеология»

2  показать на основе конкретных внеклассных мероприятий, как можно вызвать интерес к данной теме.

       Объект исследования – процесс изучения фразеологизмов в  школе.

       Предмет исследования – возможности внеклассной работы для актуализации изучаемой темы, расширение области знаний.

        Гипотеза: чем чаще мы обращаемся на уроках и во внеурочное время к фразеологизмам, тем активнее дети вводят идиомы в собственную речь, правильнее используют фразеологизмы, расширяют общекультурный кругозор. Кроме повышения общеречевой культуры, работа над фразеологизмами имеет и узкую прикладную цель – выполнение заданий по данному разделу программы в аттестационных работах 9 и 11 классов.

     Предлагаем  следующие мероприятия по фразеологии в разных возрастных группах:

5- 6 классы – Игра «Это интересно узнать».

7 класс – выступление на конференции « Великий и могучий русский язык»

8-9 класс – олимпиада по фразеологии.

 

 

 

 

 

                                     — 4 –

                                      Глава 1

              Классный час – игра «Это надо знать».

 

                               Подготовительный этап.

Класс делится на 2 команды по 7 человек. Остальные учащиеся – на две группы зрителей, поддерживающих свои команды.

Жюри формируется из учащихся старших классов. Оцениваются конкурсы по пятибалльной системе.

Ведет игру учитель.

Ребята  получают домашнее задание: приготовить название команды, девиз, домашнее задание для команды противника.

Задание 1. Инсценировать задуманный фразеологизм так, чтобы противник его отгадал.

Задание 2. Рассказать об истории происхождения данных фразеологизмов.

1 команда: ноев ковчег, лезть на рожон.

2 команда: всемирный потоп, филькина грамота.

                                        Начало игры.

Ведущий:

        Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. В языке их великое множество. Такие выражения, если их сравнить со словами- синонимами, создают более яркий образ, особую выразительность. Сравните: калачом не заманишь – никакими средствами не уговоришь прийти; звезд с неба не хватает – ничем не выдающийся, средних способностей.

         Многие устойчивые обороты обогащают книжную, газетную речь, не говоря уже о разговорной. Умение пользоваться фразеологизмами говорит о чуткости говорящего к слову, эмоциональности речи. А мы умеем владеть фразеологизмами? Что мы о них знаем? Это и выяснит наша игра.

Задание 1.   Представление команд. 

Задание 2.   (выдается на карточках)

Какое словосочетание не является фразеологизмом? Почему?

1 команда.                                              2 команда

Золотое дно                                            белый танец

Золотые серьги                                      белый стих

Золотые горы                                         белое вино

Золотая свадьба                                     белая рубашка

 

Задание 3. Найдите и выпишите  устойчивые выражения.

Текст читается 1 раз.

— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама.

А Саша стучит.

— Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит…

 

                                                                                                                       

                                             — 5 —

— Как об стенку горох, — говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое…  Отберу молоток!..

Стучит.

— Сказано – сделано! – Бабушка взяла молоток и унесла прочь.

— Отдай!

— Завтра. А сейчас не видать тебе молотка как своих ушей!

Саша заплакал.

— Я машину чиню…

А бабушка:

— Всему свое время.

— Зачем молоток унесла?

— Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с луны свалился, Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

 

Задание 4. Объясните смысл пословиц

1 команда

Авось да  как-нибудь до добра не доведут.

2 команда

Делано наспех – сделано на смех.

 

Задание 5.

Конкурс капитанов

1. Какие словари крылатых слов вам известны?

2. Восстановите текст, заменяя рисунок устойчивым сочетанием.

(Ответы записываются на бумагу и передаются в жюри, для зрителей текст читается вслух)

 

Задание 6 (болельщикам)

Демонстрируются рисунки.

Какие ошибки совершил художник, почему? Восстановите фразеологизм.

 

Задание 7.

Запишите как можно больше устойчивых оборотов со словом

1 команде – голова

2 команде —  ухо.

(Болельщики помогают при необходимости командам.)

 

Задание 8.

Выдаются карточки с заданием вставить необходимое, продолжив фразеологизм.

1 команда                                                  2 команда

Голоден, как …                                        надут, как…

Изворотлив, как …                                  труслив, как …

Упрям, как …                                           здоров, как …

Хитер, как …                                            колючий, как…

 

                                       — 6 –

Задание 9.

Домашнее задание.

Команды рассказывают о происхождении фразеологизмов.

Показывают приготовленные инсценировки.

Задание 10.

Решите пропорции

1 команде

а) ставить на кон     =   сгущать краски

    ставить на карту                  ?

 

б)  видимо – невидимо =  по щучьему велению

                     ?                       как по волшебству

2 команде

а) в мгновение ока   =   ______?________

     в два счета                  с гулькин нос

 

б) с места в карьер   =    голова –  два уха

                     ?                   медный лоб

 

                                       Итог игры.

Жюри подводит итоги.

Ведущий:

    Надеемся, что сегодня вы стали немного умнее и теперь про вас можно сказать, что вы на фразеологизмах собаку съели. Желаем вам в учебе ни пуха, ни пера, и надеемся, что среди вас не будет тех, кто бьет баклуши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       

                                                — 7 –

                                 Глава 2

 

           Материалы выступления на конференции «Великий и могучий русский язык», подготовленные учащимися 7-8 классов, смотрите в Приложении № 2.

 

 

                                 Глава 3

Материалы для проведения олимпиады (школьный тур) по фразеологии, проводится между учащимися 9-10 классов.

 

Задание 1. Назовите литературный источник этих выражений.

·       Растекаться мыслью по древу

·       Разбитое корыто

·       Человек в футляре

·       Птенцы гнезда петрова

·       Свежо предание, а верится с трудом

·       Принцесса на горошине

·       Царевна Несмеяна

·       Укрощение строптивой

 

Задание 2. Какие исторические события стоят за выражениями:

·       Филькина грамота

·       Пришел, увидел, победил

·       Перейти Рубикон

·       Потемкинские деревни

·       Положить в долгий ящик

·        

Задание 3. В каком из предложений нет фразеологизма.

·       Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже  без пяти минут врач.

·       Сию минуту верните мне мою сумочку!

·       Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.

·       На часах десять минут одиннадцатого.

 

Задание 4. Замените фразеологизмы синонимами, прояснив их значение.

·                   Тертый калач

·                   Камень преткновения

·                   Кануть в лету

·                   Развесистая клюква

·                   Косая сажень в плечах

·                   Мелкая сошка

                                                                                                                 

 

                                   — 8 —

Турусы на колесах

 

Задание 5. Восстановите общеупотребительный вид фразеологизма.

·       Ни к городу, и ни к селу –

Езжай, мой сын, в свою страну,-

В край – все краям наоборот!

·       Не продравши глаз –

В класс! в класс! в класс!

·       Он делал из мухи слона и потом устраивал охоту на слонов

·       В огромной картине нет места для малой детали, до последней ступицы пожарной колесницы.

·       Дитя мое… Мое? Ее –

Дитя! То самое былье

Которым порастает быль.

 

 

Задание 6. Определите, людьми каких профессий созданы данные фразеологизмы, укажите значения устойчивых выражений.

 

Чернильная крыса

Снять стружку

Антонов огонь

На живую нитку

Отдать концы

Войти в роль

Стричь под одну гребенку

 

Задание 7 Вспомните и запишите как можно больше выражений – синонимов со значением «умереть».

 

Задание 8. Приведите как можно больше идиом, в которых употребляется слово вода.

 

Задание 9. Какие виды фразеологизмов вы знаете? Приведите примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           — 9 –

                                   Заключение.

 

       Итак, мы показали и на практике проверили разные форы работы, при помощи которых можно пробудить интерес учащихся к данному разделу русского языка, расширить их кругозор, показать разнообразие фразеологизмов и источники их возникновения.

 

 

 

 

занятие по рисованию

Автор: Волкова Наталья

Дата проведения: 22.01.19г.

Образовательная область: ХЭР рисование.

Тема: «Мышка и мишка»

Задачи:

  • Формировать умение у детей выделять в сказке эпизод и создавать простую сюжетную композицию.
  • Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: разводить до густоты сметаны, смешивать два цвета, чтоб получился новый цвет (белы и черный получится серый).

Материалы, инструменты: 

  • лист белой бумаги,
  • гуашевые краски,
  • кисти,
  • стаканчики с водой,
  • палитра,
  • клеенка на стол,
  • салфетка,
  • игрушка мишка и мышка.

ХОД НОД:

В.: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами на занятии присутствуют гости из русской народной сказки. Знакомьтесь, это Лесной Мишка и Проказница Мышка. Предлагаю вам прочитать русскую народную сказку, которая так и называется «Лесной Мишка и Проказница Мышка». Воспитатель читает детям русскую народную сказку «Лесной Мишка и Проказница Мышка».

В.: Вам понравилась сказка? Предлагаю вам нарисовать главных героев этой сказки. Скажите мне, пожалуйста, кто же главные герои этой сказки?!

Дети: ответы детей.

В.: Молодцы! Главные герои сказки Лесной Мишка и Проказница Мышка Дети, какой момент из сказки можно передать на рисунке.

В.: Ребята, кто из вас расскажет кратко сюжет сказки?

Дети: ответы детей.

В.: Да, правильно! Мишка спит в своей берлоге, рядом в норке спит мышка.

Мышка попала в Мишкино ухо. Мышка сидит на лапе у медведя. Они разговаривают. Проказница Мышка в гостях у Лесного Мишки. Предлагаю вам приступить к работе, но сначала посмотрите на инструменты которыми мы будем с вами работать.

Воспитатель показывает детям разные кисточки (например, №1и №3 или №3и №5) и спрашивает, какой кистью лучше нарисовать мишку, а какой — мышку. Дети находят кисточки, которыми они будут рисовать и показывают их воспитателю.

В.: Ребята, каким цветом мы с вами нарисуем Лесного Мишку? А каким цветом нарисуем Проказницу Мышку?

Дети: ответы детей.

В.: Правильно! Давайте смешаем краски, чтоб получился серый цвет. Нужно поэкспериментировать, с белой краской, добавляя к ней капельки других цветов в поисках «рецепта» серого цвета.

Дети: ответы детей.

В.: Правильно, серый цвет получится путем смешивания белой и черной краски. Прежде чем мы с вами приступим к рисованию героев сказки, немного отдохнем и проведем физминутку.

Физминутка

Рано утором в парк ходили    (ходьба на месте)

Там снеговика лепили           («лепим» руками комочки)

А потом с горы катились           (Волнообразные движения руками)

Веселились и резвились           (прыжки на месте)

Холодно гулять зимой               (киваем головой)

Побежим скорей домой           (возвращаемся на места)

Затем дети рисую иллюстрации к сказке «Лесной Мишка и Проказница Мышка».

В.: Молодцы, отдохнули! Приступаем к работе.

Напоминаю, технику рисования кончик кисти опускаем в баночку с водой, лишнюю воду убираю примакиванием о салфеточку. Затем на кончик кисти набираем гуашь и рисуем.

Воспитатель помогает детям, испытывающим затруднения в процессе изобразительной деятельности. По окончании работы дети показывают свои результаты друг другу и вывешивают на стенд «Наше творчество».

В.: Ребята, вы – молодцы! Какие же красивые у вас получились рисунки.

После НОД оформляется выставка иллюстраций.

Чтение стихотворений В. Шипуновой:

Мишка

В теплой берлоге спит медвежонок,

Снится топтыге меда бочонок,

Рыб серебряные спины и корзиночка малины,

Шишек кедровых мешок и березок сладкий сок.

Мишка чмокает, сопит- до весны он лапой сыт.

 

Мышка

Мышке в норке сладко спится,

Мышке остров сырный снится.

Будто там она живет- в сыре дырочки грызет,

Заедает крендельком, запивает молоком.

А пушистый белый кот ей салфетку подает

И мурлычет: «Рад стараться!» Даже жалко просыпаться.

Рефлексия.

Классный час «защита детей от компьютерной агрессии»

Автор: Григоренко Евгения Сергеевна

 

 

 

 

 

Классный час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель информатики

 

МБОУ СОШ№22 с.Обильного

 

Григоренко Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

Сегодня мы поговорим об Интернете, о проблемах и опасностях, с которыми дети чаще всего сталкиваются в сети. Не зря говорят, что Интернет – это большая свалка. К сожалению, на просторах Интернета мы не только общаемся с друзьями, знакомыми или находим полезную информацию. Имеется достаточно много интернет-угроз.

 

Выходя на различные сайты, можно столкнуться с вирусными атаками, спамом, кибердеятельностью, которая может включать в себя мошенничество, направленное на хищение личных данных (например, сведений о банковском счете, номере кредитной карточки или паролей).

 

На некоторых страницах содержатся материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д. Все эти материалы составляются с помощью специалистов по психологии так, что чем больше человек вникает в их содержание, тем больше попадает под их влияние, становится более агрессивным, более зависимым.

 

Психологи всерьез говорят о росте количества детей, страдающих в той или иной степени настоящим расстройством здоровья – компьютерной зависимостью. Ею называют болезненное состояние, связанное с нарушением психологических и поведенческих функций.

 

Реальная жизнь довольно сложная и тяжелая: нужно делать уроки, выполнять домашние обязанности, нести ответственность за проступки. Компьютерная игра – это особый виртуальный мир, где люди чувствуют себя героями, способными совершить очень многое из того, что запрещено в реальном мире. При этом можно принимать любые решения и не бояться ответственности. Бегство в виртуальный мир вызывает серьезную деформацию личности. Если проводить там много времени, постепенно утрачивается чувство реальности. Пример.

 

Многие для общения используют различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т. д. Если не придерживаться определенных правил, вы можете столкнуться с серьёзными неприятностями.

 

Это может происходить следующим образом: незнакомцы представляются ровесниками и начинают общаться со школьниками.

 

Потом дети получают предложение встретиться, и если отказываются, то в их адрес летят оскорбления. Очень часто дети в процессе беседы успевают сообщить о себе довольно много личной информации и поздно ставят в известность своих родителей о том, что случилось. В результате избавиться от домогательств таких людей становится еще сложнее – преследования выходят за рамки интернет-общения (оскорбительные сообщения могут приходить уже на мобильный телефон).

 

Бывает и по-другому. В одном из фильмов, основанном на реальных событиях, девушка познакомилась по Интернету со сверстницей, с которой много общалась, много ей рассказывала о себе. Потом оказалось, что это взрослый мужчина, задумавший и впоследствии, благодаря полученным сведениям, осуществивший кражу ценных вещей и убийство.

 

В средствах массовой информации регулярно появляются шокирующие сообщения из области «компьютерного травматизма». В основном они касаются молодых людей, просиживающих за компьютерными играми или в чатах сутками без перерывов на сон и обед. Вполне закономерным результатом оказываются голодные обмороки, общее истощение и даже обезвоживание организма. Рассказывают о мальчике, который, просидев у компьютера 12 часов, умер.

 

Ещё одна жуткая история, широко обсуждавшаяся в прессе: мальчик в сети нашёл людей, которые его понимали, поддерживали. В реальной жизни у него таких друзей не было, он часто чувствовал себя одиноко, подавлено. Его новые «друзья» предлагали попробовать вещества, улучшающие самочувствие, настроение. Препараты нужно было делать по предлагаемым рецептам, принимать и описывать на сайте их действие. Это было интересно. В результате принятия препаратов и общения с сообществом так называемых «друзей» у мальчика изменились взгляды на жизнь, он рассорился с родителями, а однажды покончил с собой.

 

 

 

Вы должны это знать:

 

— При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.

 

— Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.

 

— Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.

 

— Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.

 

Рекомендации

 

В Сети ты можешь встретить все, что угодно – от уроков истории и новостей до нелепых картинок. Но не стоит думать, что, раз информация появилась в Интернете, она является достоверной.

 

Чтобы разобраться, какой информации в Сети можно, а какой нельзя доверять, следуй простым советам:

 

— Относись к информации осторожно. То, что веб-сайт здорово сделан, еще ни о чем не говорит. Спроси себя: за что этот сайт выступает? В чем меня хотят убедить его создатели? Чего этому сайту не достает? Узнай об авторах сайта: зайди в раздел “О нас” или нажми на похожие ссылки на странице. Узнай, кто разместил информацию. Если источник надежный, например, университет, то, вполне возможно, что информации на сайте можно доверять.

 

— Следуй правилу трех источников. Проведи свое расследование и сравни три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять. Не забывай, что факты, о которых ты узнаешь в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если ты будешь использовать их в своей домашней работе.

 

— Как предоставлять достоверную информацию? Будь ответственным – и в реале, и в Сети. Простое правило: если ты не будешь делать что-то в реальной жизни, не стоит это делать в онлайне.

 

— Не занимайся плагиатом. То, что материал есть в Сети, не означает, что его можно взять без спроса. Если ты хочешь использовать его — спроси разрешения.

 

— Когда ты грубишь в Интернете, ты провоцируешь других на такое же поведение. Попробуй оставаться вежливым или просто промолчать. Тебе станет приятнее.

 

 

 

ПОМНИ:

 

Проверь хотя бы три источника информации, прежде чем ты решишь, что информация достоверна.

 

И в Интернете, и в реальной жизни соблюдай правила. Агрессия, кража, обман – запрещены. Сообщай о тех, кто ведет себя подобным образом.

 

Защищай себя – сейчас и в будущем. Подумай, прежде чем что-либо разместить в Интернете.

 

Не переходи по подозрительным ссылкам. Поддерживай дружбу только с теми, кого знаешь. Если во время общения в чате или переписке онлайн, какой-то незнакомец тебе угрожает, задает неприятные вопросы или уговаривает на встречу в реальной жизни, то план действий такой: ничего не отвечай и немедленно сообщи об этом родителям!

 

 

 

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Автор: Соснина Наталья Владимировна

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения», формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее активен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем  сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.),  времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето). Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.). Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.  В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок — это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства — картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Дидактические игры по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.

Свет

Игра  «Пляшущие тени»

Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.

Ход игры: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.

Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

Цвет

Игра  «Цветная вода»

Цель: знакомить детей с цветом.

Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход игры: в ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Предложите детям выбрать понравившуюся краску, взять кисточку. Пусть они сами попробуют развести краску в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.

На следующих занятиях можно давать детям по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать несколько красок в одном стакане с целью получения нового цвета. Делать растворы разной консистенции, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

Форма

Игра  «Разложи фигурки по домикам»

Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.

Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться — вот так! А это квадрат. Его можно поставить».

Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.

Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.

Величина

Игра  «Спрячь в ладошке»

Цель: познакомить с понятием величины.

Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей.

Ход игры: сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет по одному предмету) .

Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

Количество

Игра  «Собираем шишки»

Цель: учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.

Материалы: две корзинки или две коробочки, шишки.

Ход игры: обратите внимание ребенка на разбросанные на палу шишки. Попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог: «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько шишек у меня? Мало».

Дидактические игры на расположение в пространстве

Игра  «Возьми игрушку»

Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

Материалы: различные предметы и игрушки.

Ход игры: предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев.

В следующий раз сначала положите игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.

В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки — теперь они близко и можно легко дотянуться до них».

Дидактические игры на целостный образ предмета

Игра  «Найди свою игрушку»

Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.

Материалы: разнообразные игрушки.

Ход игры: раздайте детям по игрушке и предложите поиграть с ними (меняться игрушками в этой игре нельзя). Затем попросите малышей поставить игрушки на стол, добавьте к ним несколько новых предметов, перемешайте их и накройте салфеткой. Через минуту откройте игрушки и предложите детям найти среди них свои: кто найдет игрушку, может поиграть с ней (чужую игрушку брать нельзя)

Дети по одному подходят к столу и берут свои игрушки. При необходимости с помощью наводящих вопросов помогите малышам вспомнить, с какими игрушками они играли.

Можно также предложить детям найти свои игрушки в куче других на полу, среди расставленных на стеллаже игрушек, в шкафу, в большой коробке.

Развивая память можно отсрочить поиск игрушек и попросить детей найти их через 5 — 10 минут.

Дидактические игры на развитие слухового восприятия

Игра «Узнай по звуку»

Цель: развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Материалы: звучащие игрушки (погремушки, свистульки, колокольчики, трещотки, ширма.

Ход игры: покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки. Пока не научатся четко дифференцировать их на слух. Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у ребенка или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать её.

В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.

Дидактические игры на развитие осязания

Игра  «Круглое квадратное»

Цель: развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы: коробка с отверстиями или мешочек; кубики и шарики.

Ход игры: в начале игры предложите детям ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточится на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Затем сложите предметы в коробку или мешочек и предложите детям поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.

В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.

Игра  «Горячо — холодно»

Цель: развивать осязание.

Материалы: вода разной температуры, ведерки или миски.

Ход игры: в миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она — горячая или холодная.

 Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека.