организация внеурочной деятельности по русскому языку с использованием раздела «Фразеология»

Автор: Айзенберг Алла Альтеровна

Бюджетное образовательное учреждение

              дополнительного профессионального образования

             «Институт развития образования Омской области».

                     Кафедра лингвистического образования

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Организация внеурочной деятельности по русскому языку   

              с  использованием раздела «Фразеология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Выполнила        Айзенберг Алла Альтеровна

                                               МОУ «СОШ № 123 с УИОП им. О.И.Охрименко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Омск – 2016

 

                                      

 

                                            Литература

 

 

   1.  Л.А.Аксенова. Фразеологизмы. Дидактический материал. 5-6 классы.

Русский язык. Первое сентября   №14, 2005,с.17-24.

  2.  Л.А. Аксенова. Дидактический материал по теме  «Фразеологизмы». 7-8 классы.  Русский язык. Первое сентября . №17, 2005, с. 36-42.

   3.  А.Б. Аникина, Н.А.Каламова, И.К.Калинина.  Современный русский язык. Контрольные упражнения по лексике. М.: Высшая школа, 1983.

   4.  Т.П. Астапенко. Лексический марафон. Лексика. Фразеология. 10 класс.

Русский язык. Первое сентября. № 9, 2006, с.9-10.

   5.  Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина, Крылатые слова, М.: Правда, 1987.

   6. Э.А.Вартаньян, Путешествие в слово, М.: Советская Россия, 1975.

   7. В.Волина, Веселая грамматика, М.: Знание, 1995.

   8.  М.М. Казбек-Казиева, Школьные олимпиады по русскому языку. 5-11 классы , М.: Айрис-пресс, 2004.

   9. Д. Кобяков. Бессмертный дар , Барнаул, 1975.

   10. В.В.Одинцов, Лингвистические парадоксы, М.: Просвещение,  1976.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             —  2 –

 

 

 

 

 

                                 Оглавление

 

1. Введение………………………………………………………………  3

2. Глава 1………………………………………………………………….  4

3. Глава 2…………………………………………………………………  7

4. Глава 3…………………………………………………………………  7

5. Литература…………………………………………………………….  10

6. Приложение……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             -3-

                                     Введение.

 

 

         В последние годы со всей очевидностью стали видны последствия того, что дети гораздо меньше читают. Увлечение компьютером, телевидением, увеличение объема информации привело к существенному обнищанию словарного запаса учеников. Наиболее ярко этот процесс проявляется на примере употребления в речи фразеологизмов. Дети не понимают значения многих выражений, не знают их происхождения, поэтому не умеют употреблять фразеологизмы в речи, отчего язык становится скудным, невыразительным, неэмоциональным. Умелое употребление идиом в речи говорит и об общей культуре человека, уровне его развития. Современная молодежь нехватку лексического запаса восполняет за счет жаргонизмов, непечатной лексики, что только усугубляет общее плачевное положение вещей.

       Выход видится в работе над совершенствованием употребления фразеологизмов в речи учащихся  как в урочное, так и во внеурочное время.

        В ряде изданий, посвященных внеклассной работе по русскому языку, в сборниках книг, журналах появляются статьи, разработки уроков и внеурочных мероприятий, посвященных изучению и актуализации темы «Фразеология».

        Задачи данной работы:

1  выяснить, какими средствами в разных возрастных группах можно заинтересовать учащихся темой «Фразеология»

2  показать на основе конкретных внеклассных мероприятий, как можно вызвать интерес к данной теме.

       Объект исследования – процесс изучения фразеологизмов в  школе.

       Предмет исследования – возможности внеклассной работы для актуализации изучаемой темы, расширение области знаний.

        Гипотеза: чем чаще мы обращаемся на уроках и во внеурочное время к фразеологизмам, тем активнее дети вводят идиомы в собственную речь, правильнее используют фразеологизмы, расширяют общекультурный кругозор. Кроме повышения общеречевой культуры, работа над фразеологизмами имеет и узкую прикладную цель – выполнение заданий по данному разделу программы в аттестационных работах 9 и 11 классов.

     Предлагаем  следующие мероприятия по фразеологии в разных возрастных группах:

5- 6 классы – Игра «Это интересно узнать».

7 класс – выступление на конференции « Великий и могучий русский язык»

8-9 класс – олимпиада по фразеологии.

 

 

 

 

 

                                     — 4 –

                                      Глава 1

              Классный час – игра «Это надо знать».

 

                               Подготовительный этап.

Класс делится на 2 команды по 7 человек. Остальные учащиеся – на две группы зрителей, поддерживающих свои команды.

Жюри формируется из учащихся старших классов. Оцениваются конкурсы по пятибалльной системе.

Ведет игру учитель.

Ребята  получают домашнее задание: приготовить название команды, девиз, домашнее задание для команды противника.

Задание 1. Инсценировать задуманный фразеологизм так, чтобы противник его отгадал.

Задание 2. Рассказать об истории происхождения данных фразеологизмов.

1 команда: ноев ковчег, лезть на рожон.

2 команда: всемирный потоп, филькина грамота.

                                        Начало игры.

Ведущий:

        Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. В языке их великое множество. Такие выражения, если их сравнить со словами- синонимами, создают более яркий образ, особую выразительность. Сравните: калачом не заманишь – никакими средствами не уговоришь прийти; звезд с неба не хватает – ничем не выдающийся, средних способностей.

         Многие устойчивые обороты обогащают книжную, газетную речь, не говоря уже о разговорной. Умение пользоваться фразеологизмами говорит о чуткости говорящего к слову, эмоциональности речи. А мы умеем владеть фразеологизмами? Что мы о них знаем? Это и выяснит наша игра.

Задание 1.   Представление команд. 

Задание 2.   (выдается на карточках)

Какое словосочетание не является фразеологизмом? Почему?

1 команда.                                              2 команда

Золотое дно                                            белый танец

Золотые серьги                                      белый стих

Золотые горы                                         белое вино

Золотая свадьба                                     белая рубашка

 

Задание 3. Найдите и выпишите  устойчивые выражения.

Текст читается 1 раз.

— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама.

А Саша стучит.

— Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит…

 

                                                                                                                       

                                             — 5 —

— Как об стенку горох, — говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое…  Отберу молоток!..

Стучит.

— Сказано – сделано! – Бабушка взяла молоток и унесла прочь.

— Отдай!

— Завтра. А сейчас не видать тебе молотка как своих ушей!

Саша заплакал.

— Я машину чиню…

А бабушка:

— Всему свое время.

— Зачем молоток унесла?

— Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с луны свалился, Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

 

Задание 4. Объясните смысл пословиц

1 команда

Авось да  как-нибудь до добра не доведут.

2 команда

Делано наспех – сделано на смех.

 

Задание 5.

Конкурс капитанов

1. Какие словари крылатых слов вам известны?

2. Восстановите текст, заменяя рисунок устойчивым сочетанием.

(Ответы записываются на бумагу и передаются в жюри, для зрителей текст читается вслух)

 

Задание 6 (болельщикам)

Демонстрируются рисунки.

Какие ошибки совершил художник, почему? Восстановите фразеологизм.

 

Задание 7.

Запишите как можно больше устойчивых оборотов со словом

1 команде – голова

2 команде —  ухо.

(Болельщики помогают при необходимости командам.)

 

Задание 8.

Выдаются карточки с заданием вставить необходимое, продолжив фразеологизм.

1 команда                                                  2 команда

Голоден, как …                                        надут, как…

Изворотлив, как …                                  труслив, как …

Упрям, как …                                           здоров, как …

Хитер, как …                                            колючий, как…

 

                                       — 6 –

Задание 9.

Домашнее задание.

Команды рассказывают о происхождении фразеологизмов.

Показывают приготовленные инсценировки.

Задание 10.

Решите пропорции

1 команде

а) ставить на кон     =   сгущать краски

    ставить на карту                  ?

 

б)  видимо – невидимо по щучьему велению

                     ?                       как по волшебству

2 команде

а) в мгновение ока   =   ______?________

     в два счета                  с гулькин нос

 

б) с места в карьер   =    голова –  два уха

                     ?                   медный лоб

 

                                       Итог игры.

Жюри подводит итоги.

Ведущий:

    Надеемся, что сегодня вы стали немного умнее и теперь про вас можно сказать, что вы на фразеологизмах собаку съели. Желаем вам в учебе ни пуха, ни пера, и надеемся, что среди вас не будет тех, кто бьет баклуши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       

                                                — 7 –

                                 Глава 2

 

           Материалы выступления на конференции «Великий и могучий русский язык», подготовленные учащимися 7-8 классов, смотрите в Приложении № 2.

 

 

                                 Глава 3

Материалы для проведения олимпиады (школьный тур) по фразеологии, проводится между учащимися 9-10 классов.

 

Задание 1. Назовите литературный источник этих выражений.

·       Растекаться мыслью по древу

·       Разбитое корыто

·       Человек в футляре

·       Птенцы гнезда петрова

·       Свежо предание, а верится с трудом

·       Принцесса на горошине

·       Царевна Несмеяна

·       Укрощение строптивой

 

Задание 2. Какие исторические события стоят за выражениями:

·       Филькина грамота

·       Пришел, увидел, победил

·       Перейти Рубикон

·       Потемкинские деревни

·       Положить в долгий ящик

·        

Задание 3. В каком из предложений нет фразеологизма.

·       Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже  без пяти минут врач.

·       Сию минуту верните мне мою сумочку!

·       Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.

·       На часах десять минут одиннадцатого.

 

Задание 4. Замените фразеологизмы синонимами, прояснив их значение.

·                   Тертый калач

·                   Камень преткновения

·                   Кануть в лету

·                   Развесистая клюква

·                   Косая сажень в плечах

·                   Мелкая сошка

                                                                                                                 

 

                                   — 8 —

Турусы на колесах

 

Задание 5. Восстановите общеупотребительный вид фразеологизма.

·       Ни к городу, и ни к селу –

Езжай, мой сын, в свою страну,-

В край – все краям наоборот!

·       Не продравши глаз –

В класс! в класс! в класс!

·       Он делал из мухи слона и потом устраивал охоту на слонов

·       В огромной картине нет места для малой детали, до последней ступицы пожарной колесницы.

·       Дитя мое… Мое? Ее –

Дитя! То самое былье

Которым порастает быль.

 

 

Задание 6. Определите, людьми каких профессий созданы данные фразеологизмы, укажите значения устойчивых выражений.

 

Чернильная крыса

Снять стружку

Антонов огонь

На живую нитку

Отдать концы

Войти в роль

Стричь под одну гребенку

 

Задание 7 Вспомните и запишите как можно больше выражений – синонимов со значением «умереть».

 

Задание 8. Приведите как можно больше идиом, в которых употребляется слово вода.

 

Задание 9. Какие виды фразеологизмов вы знаете? Приведите примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           — 9 –

                                   Заключение.

 

       Итак, мы показали и на практике проверили разные форы работы, при помощи которых можно пробудить интерес учащихся к данному разделу русского языка, расширить их кругозор, показать разнообразие фразеологизмов и источники их возникновения.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *