Интерференция при обучении языков

Автор: КУРОВСКАЯ АННА ЕВГЕНЬЕВНА

В свое время В.Фон Гумбольд дал истинное определение языку, ибо язык есть не продукт деятельности (Ergon), а сама деятельность (Energeia) [Гумбольдт 2000: 22]. А в процессе коммуникации, ибо коммуникация есть деятельность, важно установить сферу возможных интерференций как в языке, так в культуре. Стремление минимилизировать интерферирующие явления в процессе порождения речи и адаптации в новых реалиях – это безусловно стремление к минимилизации коммуникативной фрустрации. Коммуникативная фрустрация как на вербальном, так и невербальном уровнях возникает в следствии различий национальных сознаний инокультур. Познать инокультуру предполагает  осознание ментального кода инокультуры. В своей работе «Философские проблемы психолингвистической семантики» Тарасов Е.Ф. верно отметил: «современный мир – это мир в котором нет однородных национальных культур, более того, нет одинаковых образов сознания, отображающих одинаковые или даже один и тот же культурный предмет» [Тарасов 1977: 27-28].

Немаловажным в процессе освоения инокультуры и понимание сути интерференции является понимание ментального кода инокультуры. Каждой культуре, каждому этносу свойственен свой ментальный код. Любое восприятие мира как внутреннего, так и внешнего познается через призму своей культуры, иными слова через свой ментальный код. Ментальный коду присущи черты национального характера. На этот счет антрополог Маргарет Мид  в 1953 году сделала важное заключение в своей работе «Современная антропология: энциклопедия исследователя», указав на то, что «национальная историческая  традиция и свойственная ей культурная модель в процессе социализации (в нашем случае интеграции)  определяют национальный характер.» [Mead 1953: 647]. «К примеру, сравнивая две культуры, культуры Запада и Востока, мы видим, что эти культуры разные по своему происхождению, форме выражения, уникальности мышления и особенностью поведения». [Mead 1953: 649]. Таким образом, можем исходить из  того, что  ментальный код – это код восприятия мира через систему ценностей как основы собственного менталитета, как всеобъемлющая категория культуры; она может быть и универсальной, если рассматривать ее как целостную составляющую национального характера, национального самосознания  и свойственным им духу культуры.

Социокультурные ошибки возникают в результате иного восприятия, иной интерпретации. Иная форма бытия воспринимается, оценивается сквозь призму родной модели культуры (иными словами миропонимания). Осознать различия по сути своей приводит к основе сближения инокультурных знаний, развития аутентичного межкультурного диалога и адаптации в инокультуре.

Анализируя интерферирующие явления в процессе интеграции культур возникает закономерный вопрос, а не является ли интерференция следствием интерпретации. Познание мира через призму своей культуры есть интерпретация. Таким образом познавая мир, мы интерпретируем любые явления в инокультуре как лингвокультурные, так и исторические события. Если культура тесным образом связана с историей и философией этноса, то безусловен феномен интерференции в самом историческом событии инокультуры. Интерпретация исторического события как познание инокультуры с позиции моего «я», есть интерфирирующее явление. К примеру, сравнение историками разных культур на одни и те же  объекты, явления и события, отраженных в текстах. Именно порождающий дискурс историками — носителями инокультур оказывает существенное влияние на интерпретацию исторических событий и анализу исторических фактов, результатом которого изучаемое, воспринимаемое, передаваемое событие или исторический факт представляется с точки зрения участников разных социокультурных ситуаций общения. языковая форма того или иного события заполняется новым содержанием, наделяется новыми смыслами, играющими важную роль в процессе интерпретации исторического события. Происходит влияние на мышление человека,  одна и та же историческая мысль в иной культуре может выражаться по-разному и восприниматься по-другому, исходя из собственной системы лиигвокультурных исторических кодов данного сообщества.

Интерференция затрагивает весь пласт потребностного кода человеческого бытия. Для минимилизации интерферирующих явлений необходимо тщательное понимание лингвокультурных кодов Запада и Востока. Говоря о Востоке в целом, мы должны исходить из понимания сущности ментального кода: восточный менталитет сформирован диалектическим мышлением, основа которого в конфуцианстве, буддизме и даосизме, основных течениях традиционной восточной культуры. В чем суть ментального кода – суть в противоречивости, целостности и практичности. Иными словами, задача традиционной китайской философии заключается не в увеличении фактического знания, а в улучшении интеллектуальных способностей. Восточная культура коллективна в отличие от индивидуализма Запада, к примеру, золотая середина  определяет китайскую национальную специфику.

Представители инокультур имеют свои особенности мышления, свои системы моральных ценностей, которые влияют и на межкультурное взаимодействие и на интеграцию культур. 

Нейтрализация помех в условиях диалога возможна при всестороннем исследовании специфики языкового сознания носителей инокультур. К примеру  через ассоциативные поля моральных ценностей в языковой картины мира Запада и Востока мы  определяем  сходства и различия в их содержании и системности, что определено спецификой конкретной культуры, истории, философии, религии.

Технология веб–квест на уроках английского языка

Автор: Лобанова Светлана Игоревна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

Применение технологии веб-квеста на уроках английского языка как условие реализации компетентностно – деятельного подхода обучения иностранному языку

 

В программных документах Федерального Государственного Образовательного Стандарта, сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков

Этот процесс невозможен без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, и распространения электронных образовательных ресурсов.

Как же сегодня мы можем использовать в учебно-воспитательном процессе современные информационные технологии, в частности, сервисы Интернет? К сожалению, чаще всего можно наблюдать пассивное восприятие информации, полученной в Интернете, что приводит молодых людей к стереотипности мышления, искаженному мировоззрению, снижению учебной мотивации. С таким отношением Интернет-ресурсы становятся не базой для развития компетентности личности, а универсальной шпаргалкой на все случаи жизни. Между тем развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы учащихся и учителя.

Современная учебная программа требует от учащихся умения работать с информацией, поток которой непрерывно растёт. Это удается далеко не всем. Часто мы можем видеть, что учащиеся испытывают значительные трудности, не уверены в своих силах, не удовлетворены результатами своего труда. В конце концов, это приводит к потере интереса при изучении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла.

Поэтому проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников всегда была и будет актуальной. И нам, учителям, предстоит поддерживать интерес учащихся, создавать такие условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, способствующую не только продуктивности обучения, но и гуманизации образования.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективен метод проектов, предполагаю-щий использование активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности.

Сегодня во всех школах большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, что, конечно же, упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных формах.

Итак, давайте рассмотрим применение технологии веб-квеста на уроках английского языка как условие реализации компетентностно – деятельного подхода обучения иностранному языку

Трактовка названия

Quest в переводе с английского языка — продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Веб-квест (webquest) в педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March.

Характеристика этапов технологии WEB-QUEST

Введение — Задание — Порядок работы и необходимые ресурсы — Оценка — Заключение — Использованные материалы — Комментарии для преподавателя

Введение

Введение — краткое описание темы веб-квеста; несёт мотивирующую и познавательную ценность.

Задание

Задание — формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.

Порядок работы и необходимые ресурсы

Порядок работы и необходимые ресурсы — описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.

 

 

Оценка

Оценка — описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте. Должна присутствовать адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев

Заключение

Заключение — краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Должна присутствовать взаимосвязь с введением, точное описание навыков, которые приобретут учащиеся.

Использованные материалы

Использованные материалы — ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.

Комментарии для преподавателя

Комментарии для преподавателя — методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

Виды заданий для веб-квестов

Пересказ

Планирование и проектирование

Самопознание

Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Разработка плана или проекта на основе заданных условий

Любые аспекты исследования личности

Компиляция

Творческое задание

Аналитическая задача

Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры

Творческая работа в определенном жанре — создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

Поиск и систематизация информации

Детектив, головоломка, таинственная история

Достижение консенсуса

Оценка

Выводы на основе противоречивых фактов

Выработка решения по острой проблеме

Обоснование определенной точки зрения

Журналистское расследование

Убеждение

Научные исследования

Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)

Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц

Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников

 

Веб-квест дает учащимся возможность:

— выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем;

— профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;

— использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;

— сравнивать свой творческий продукт с работами других участников проекта, найти адекватную для себя творческую среду;

— объединить результаты детей;

— повысить мотивацию к обучению;

— развить творческие способности школьников

 

Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ:

·         веб-квесты дают учителю образец того, как проводить проектную работу;

·         в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);

·         в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные веб-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании веб-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;

·         учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта. В результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации, чем на выполнение задания;

·         многие ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения уровня владения языком.

Но, однако, существуют трудности и проблемы в использовании веб-квестов:

·         для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;

·         технология веб-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности;

·         медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);

·         много веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.

 

Сайты для создания веб-квестов

Если Вы решили создать веб-квест, то Вам помогут следующие сайты:

1.      Рекомендации по созданию веб-квеста https://sites.google.com/site/internettehnologii/Home

2.      Полезные советы по созданию веб-квеста https://sites.google.com/site/poleznyesovety/Home/sajty-google

 

 

 

Непосредственно образовательная деятельность по лепке «Яблоко»

Автор: Пикмулова Алена Николаевна

Непосредственно образовательная деятельность по лепке                       «Яблоко»

Задачи

 

-дать детям представление о свойствах пластилина (мягкий, из него можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие и т.д.);

-учить класть пластилин и вылепленные изделия только на клеенку, работать аккуратно;

-развивать желание лепить;
-развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук; 
-воспитывать бережное отношение к вещам, доброжелательное отношение друг к другу.

 

Методы и приемы

— практические: наблюдение, лепка, пальчиковая гимнастика;

— наглядные: показ приемов лепки;

— словесные: рассказ воспитателя.

 

Материалы и оборудование: пластилин, клеенки, игрушка ежик.

 

Ход:

Восп: Ребята к нам сегодня в гости пришёл ежик, давайте мы с ним  поздороваемся. ответы детей.

Воспитатель: Ребята  наш ежик загрустил, он на зиму не приготовил запасы. Мы ему поможем? Ответы детей

Ежик приготовил нам загадку, и мы узнаем чего же больше  желает наш ежик. Слушаем загадку:

 

Кислое и сладкое

С кожицею гладкою.

Сочное, душистое

С мякотью лучистою.

Людям всем полезно.

Лечит от болезней!

Даже птичкам зябликам

Вкусно. Это ж … (Яблоко)

 

Воспитатель:  Молодцы, давайте все месте повторим яблоко. Ребята присаживайтесь за стол, перед вами на клеенках лежат пластилины .Сейчас мы с вами будем делать  яблоко. Для начала мы с вами разомнём  наши пальчики. Приготовили наши ручки:

Ежик по лесу бежал (указательные средние пальцы рук «бегут» по столу),
В лапках яблоко держал (ладони рук округлены , подушечки пальцев правой руки прижаты к подушечкам пальцев левой руки),
Любят яблоки ежата (хлопают),
Любят яблоки ребята (стучат ладошками по столу).

 

 Наши пальчики размялись теперь мы с вами будем делать яблоко, для начала я вам покажу :

-Берем пластилин, отрезаем небольшой кусок, размягчаем, греем. Теперь скатываем шарик из красного пластилина (это в моем случае , а вы можете взять другой цвет) круговыми движениями между ладоней , слегка сдавливая верхнюю и нижнюю часть шарика. Затем скатываем из зеленого пластилина тоненькую «колбаску»- веточку, сделать в яблоке пальчиком ямку и прикрепить «веточку», вот мое яблочко готово.

Сейчас каждый из вас сделает свое яблочко, если кому нужна будет мая помощь,  я с удовольствием вам помогу.

 

 

 

 

 

 

 

В конце занятия дети показывают свои работы, складывают в корзинку и отдают ежику. Ежик благодарит, прощается и уходит.

Научно-практическая работа

Автор: Коновалова Татьяна Сергеевна

 

                  Проблема сохранения водных ресурсов стала наиболее актуальной в последнее время в связи с усиливающимся воздействием на неё человека. В настоящее время человечество использует 3,8 тыс. км³ воды ежегодно. Потребление пресной воды растёт каждый год и достаточно быстрыми темпами. Уже при нынешних количествах потребления воды, её может хватить только на ближайшие 25-30 лет.

 

                 На занятии, которое проводила для нас заведующая библиотекой Граханова Татьяна Сергеевна, мы узнали, что на сегодняшний день треть человечества испытывает трудности с обеспечением водой и поэтому очень важен поиск путей сохранения водных ресурсов.

 

               Эту проблему  невозможно  решить без мониторингового исследования количества потребления воды человеком. Актуальность изучения этой темы не вызывает сомнения.

 

        Мы выдвинули гипотезу: мониторинг расходования воды – эффективный метод экономии водных ресурсов.

 

 

 

Цель: нахождение  путей экономии воды посредством математических расчётов.

 

 

 

Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

 

  • убедиться, что расходы воды в обычном режиме гораздо больше расходов воды в режиме экономии;

  • произвести математические расчеты потребления и экономии воды;

  • определить пути экономии воды  и доказать с помощью математических расчетов, что они действительно эффективны в домашних условиях;

  • разработать буклет «Экономия воды в быту».

 

 

 

           Данная проблема заинтересовала нас, ведь человеку вода необходима каждый день. А сколько ее нужно? На какие нужды? И как не потратить лишнего? С этой целью мы решили провести мониторинг потребления горячей и холодной воды, а затем произвести математические расчеты потребления и экономии воды. В мониторинге расходования воды участвовали 4 семьи учеников 5г и 5д классов: семья Иконникова Данилы, семья Романенко Ивана, семья Чебанова Евгения, семья Корюковой Полины.  Мы вместе с родителями в течение месяца снимали показания с водомеров, установленных на холодную и горячую воду, в обычном режиме (2 недели) и в режиме экономии (2 недели).

 

               Для выполнения математических расчетов, нам необходимы были  такие математические понятия – среднее арифметическое, правило деления десятичной дроби на натуральное число и правило округления десятичных дробей до целого. Эти понятия мы изучали самостоятельно, т.к. на момент проведения эксперимента данные темы в курсе математики 5 класса ещё не были изучены.

 

              Выполнив математические расчеты, мы их оформили в виде таблиц и по каждой таблице для наглядности построили столбчатую диаграмму.

 

     В процессе математических расчетов, мы узнали, что средняя экономия воды за месяц одной семьёй может составить около 3 куб. метров холодной воды и 2 куб. метров горячей воды.

 

       Так же мы определили, что в выходные дни (суббота, воскресенье) расход воды увеличивается, т.к. члены наших семей находятся преимущественно дома. Ещё, в выходные мы выполняем такие процедуры как, уборка квартиры, стирка белья, приём ванны, поэтому в выходные дни расход воды получился значительно больше, чем в будние дни.

 

               Когда после двух недель обычного режима нужно было переходить в режим экономии, перед нами встал вопрос: как экономить воду? Тогда мы составили перечень процедур, при выполнении которых нам потребуется вода и обсудили в семье, как при выполнении каждой процедуры можно сэкономить воду.

 

               Для сравнительного анализа потребляемого количества воды нами была составлена таблица среднего расхода воды при однократном использовании для каждой процедуры.

 

               Перейдя в режим экономии в будний день, количество воды сократилось в среднем с 117 л на одного человека до 64 литров, разница составила 53 л.

 

               В выходной день потребление воды, как мы уже говорили выше, в наших семьях  больше, чем в будний день. Но, тем не менее, если экономить воду и использовать способы экономного потребления воды, то можно в среднем сэкономить до 129 литров.

 

               Перейдя на режим экономии, мы использовали простые способы экономии воды. Их многие знают, но не все и не всегда используют в домашних бытовых условиях.

 

  1.        Первое с чего нужно начать – это проверить исправность всех водопроводных кранов! Неисправный кран за сутки может «накапать» несколько десятков литров воды!

  2. Не включайте воду полной струей. В 90% случаев вполне достаточно небольшой струи.

  3. На время, когда вы чистите зубы, выключайте воду. Чтобы ополоснуть рот, достаточно стакана с водой. Это же относится к процессу бритья!

  4. Не размораживайте продукты под струей воды из-под крана. Лучше всего заранее переложить продукты из морозилки в холодильник.

  5. Экономно пользуйтесь душем. Один приём душа сокращает потребление воды в 5-7 раз, и составляет 8-20 литров воды, чем при использовании ванны. Если вы всё-таки решили принять ванну, заполняйте её на 50%.

  6. При мытье посуды не держите постоянно кран открытым. Если ваша раковина состоит из двух отделений, мойте посуду в наполненной водой раковине, предварительно закрыв слив. Вымытую посуду ополосните в отдельной емкости с чистой водой. Этот способ позволяет снизить потребление воды на мытье посуды в 3-5 раз.

  7. Овощи можно мыть не под проточной водой, а в миске (кастрюле). В этом большое преимущество: в то время как из водопроводного крана за 1 минуту вытекает 15 литров воды, в одну небольшую миску (кастрюлю) нужно налить  всего 3-4 литра.

  8. Из сливного бачка в унитаз может постоянно течь вода. Старайтесь следить за состоянием сантехники в своей квартире и вовремя устранять неисправности.

  9. Установите рычаговые смесители. Они быстрее смешивают воду, а, значит, меньше воды уходит «впустую», пока вы ожидаете нужную температуру.

 

Попробуйте использовать хотя бы несколько способов экономии воды каждый день, и Вы почувствуете экономию!

 

       За время подготовки этой работы, изучая соответствующую литературу, проводя мониторинг и математические расчеты, мы пришли к выводу, что реально существенно сократить объём потребления воды в домашних условиях, если каждый день разумно и экономно тратить воду, применяя перечисленные в работе способы экономии воды.

 

После проведения эксперимента в наших семьях были следующие отзывы. Мама Полины: «Первое время было особенно трудно отказаться от любимой ванны после работы». Мама Жени: «Мне было особенно тяжело на кухне, когда постоянно приходилось контролировать себя, заменяя привычный режим на экономный».

 

Результатом нашей работы являются рекомендации по экономному использованию воды в быту и математические понятия, необходимые при выполнении подсчетов, оформленные в виде буклета, который мы бы хотели подарить всем присутствующим.

 

Применение мобильных приложений на занятиях по математике

Автор: Абдрахманова Дилара Камиловна

Данные методические рекомендации будут полезны преподавателям математики с целью повысить интерес учащихся к точным наукам.

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Автор: Мусатова Татьяна Витальевна

Доклад музыкального руководителя: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

 

         Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

    -нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

    -нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

    -нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

     -нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

         Цель музыкального образования – формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музыки.

Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», — гласит старинная украинская мудрость.

Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

      Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родной стране, краю, дому, семье, детскому саду;

      Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями, русским народным фольклором

      Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

            Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности, как НОД, беседы — концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные.            

        «Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Поэтому нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

          Система нравственно — патриотического воспитания в ДОУ – это взаимодействие с педагогами, узкими специалистами, с родителями, детьми.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру. 

         Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом   является слушание музыки.

         Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви   к ближнему.  Опираясь на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему.  Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке — «Весело — грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:

       — художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

       — художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);

        -художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);

         — художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

        В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора. 

Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к   ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.

         По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен  Римского-Корсакова, М. И. Глинки,  А. Лядова:  «Окликание дождя», «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде»,  «Дубинушка» и др.;  М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане».

Для реализации задач по духовно- нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

На праздниках затрагивается несколько тем: «Любовь к матери», «Добро и зло», «Любовь к Родине». В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. Нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями — все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.

         Организация и проведение внутри садовских мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. На эти мероприятия мы приглашаем наших доблестных воинов запаса — пап и дедушек воспитанников, а также ветеранов Великой Отечественной войны. В праздничных, литературно-музыкальными композициями принимают участие и взрослые и дети.

          Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуре происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный мной план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Масленица», «Пасха», «День березки», с участием родителей и сотрудников детского сада. Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказываю пословицы и поговорки, играют в игры.

         Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и научит их творчески преобразовывать окружающий мир.