Автор: Коновалова Татьяна Сергеевна
Проблема сохранения водных ресурсов стала наиболее актуальной в последнее время в связи с усиливающимся воздействием на неё человека. В настоящее время человечество использует 3,8 тыс. км³ воды ежегодно. Потребление пресной воды растёт каждый год и достаточно быстрыми темпами. Уже при нынешних количествах потребления воды, её может хватить только на ближайшие 25-30 лет.
На занятии, которое проводила для нас заведующая библиотекой Граханова Татьяна Сергеевна, мы узнали, что на сегодняшний день треть человечества испытывает трудности с обеспечением водой и поэтому очень важен поиск путей сохранения водных ресурсов.
Эту проблему невозможно решить без мониторингового исследования количества потребления воды человеком. Актуальность изучения этой темы не вызывает сомнения.
Мы выдвинули гипотезу: мониторинг расходования воды – эффективный метод экономии водных ресурсов.
Цель: нахождение путей экономии воды посредством математических расчётов.
Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
-
убедиться, что расходы воды в обычном режиме гораздо больше расходов воды в режиме экономии;
-
произвести математические расчеты потребления и экономии воды;
-
определить пути экономии воды и доказать с помощью математических расчетов, что они действительно эффективны в домашних условиях;
-
разработать буклет «Экономия воды в быту».
Данная проблема заинтересовала нас, ведь человеку вода необходима каждый день. А сколько ее нужно? На какие нужды? И как не потратить лишнего? С этой целью мы решили провести мониторинг потребления горячей и холодной воды, а затем произвести математические расчеты потребления и экономии воды. В мониторинге расходования воды участвовали 4 семьи учеников 5г и 5д классов: семья Иконникова Данилы, семья Романенко Ивана, семья Чебанова Евгения, семья Корюковой Полины. Мы вместе с родителями в течение месяца снимали показания с водомеров, установленных на холодную и горячую воду, в обычном режиме (2 недели) и в режиме экономии (2 недели).
Для выполнения математических расчетов, нам необходимы были такие математические понятия – среднее арифметическое, правило деления десятичной дроби на натуральное число и правило округления десятичных дробей до целого. Эти понятия мы изучали самостоятельно, т.к. на момент проведения эксперимента данные темы в курсе математики 5 класса ещё не были изучены.
Выполнив математические расчеты, мы их оформили в виде таблиц и по каждой таблице для наглядности построили столбчатую диаграмму.
В процессе математических расчетов, мы узнали, что средняя экономия воды за месяц одной семьёй может составить около 3 куб. метров холодной воды и 2 куб. метров горячей воды.
Так же мы определили, что в выходные дни (суббота, воскресенье) расход воды увеличивается, т.к. члены наших семей находятся преимущественно дома. Ещё, в выходные мы выполняем такие процедуры как, уборка квартиры, стирка белья, приём ванны, поэтому в выходные дни расход воды получился значительно больше, чем в будние дни.
Когда после двух недель обычного режима нужно было переходить в режим экономии, перед нами встал вопрос: как экономить воду? Тогда мы составили перечень процедур, при выполнении которых нам потребуется вода и обсудили в семье, как при выполнении каждой процедуры можно сэкономить воду.
Для сравнительного анализа потребляемого количества воды нами была составлена таблица среднего расхода воды при однократном использовании для каждой процедуры.
Перейдя в режим экономии в будний день, количество воды сократилось в среднем с 117 л на одного человека до 64 литров, разница составила 53 л.
В выходной день потребление воды, как мы уже говорили выше, в наших семьях больше, чем в будний день. Но, тем не менее, если экономить воду и использовать способы экономного потребления воды, то можно в среднем сэкономить до 129 литров.
Перейдя на режим экономии, мы использовали простые способы экономии воды. Их многие знают, но не все и не всегда используют в домашних бытовых условиях.
-
Первое с чего нужно начать – это проверить исправность всех водопроводных кранов! Неисправный кран за сутки может «накапать» несколько десятков литров воды!
-
Не включайте воду полной струей. В 90% случаев вполне достаточно небольшой струи.
-
На время, когда вы чистите зубы, выключайте воду. Чтобы ополоснуть рот, достаточно стакана с водой. Это же относится к процессу бритья!
-
Не размораживайте продукты под струей воды из-под крана. Лучше всего заранее переложить продукты из морозилки в холодильник.
-
Экономно пользуйтесь душем. Один приём душа сокращает потребление воды в 5-7 раз, и составляет 8-20 литров воды, чем при использовании ванны. Если вы всё-таки решили принять ванну, заполняйте её на 50%.
-
При мытье посуды не держите постоянно кран открытым. Если ваша раковина состоит из двух отделений, мойте посуду в наполненной водой раковине, предварительно закрыв слив. Вымытую посуду ополосните в отдельной емкости с чистой водой. Этот способ позволяет снизить потребление воды на мытье посуды в 3-5 раз.
-
Овощи можно мыть не под проточной водой, а в миске (кастрюле). В этом большое преимущество: в то время как из водопроводного крана за 1 минуту вытекает 15 литров воды, в одну небольшую миску (кастрюлю) нужно налить всего 3-4 литра.
-
Из сливного бачка в унитаз может постоянно течь вода. Старайтесь следить за состоянием сантехники в своей квартире и вовремя устранять неисправности.
-
Установите рычаговые смесители. Они быстрее смешивают воду, а, значит, меньше воды уходит «впустую», пока вы ожидаете нужную температуру.
Попробуйте использовать хотя бы несколько способов экономии воды каждый день, и Вы почувствуете экономию!
За время подготовки этой работы, изучая соответствующую литературу, проводя мониторинг и математические расчеты, мы пришли к выводу, что реально существенно сократить объём потребления воды в домашних условиях, если каждый день разумно и экономно тратить воду, применяя перечисленные в работе способы экономии воды.
После проведения эксперимента в наших семьях были следующие отзывы. Мама Полины: «Первое время было особенно трудно отказаться от любимой ванны после работы». Мама Жени: «Мне было особенно тяжело на кухне, когда постоянно приходилось контролировать себя, заменяя привычный режим на экономный».
Результатом нашей работы являются рекомендации по экономному использованию воды в быту и математические понятия, необходимые при выполнении подсчетов, оформленные в виде буклета, который мы бы хотели подарить всем присутствующим.