Мастер- класс » Технология смыслового чтения»

Автор: Аблапохина Светлана Юрьевна
Смысловое чтение- это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения –
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию.
Смысловое чтение (пед. марафон).pptx

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

Автор: Глубокая Наталья Сергеевна

 

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

 

 

 

                   Обучающиеся   младшего школьного возраста по  природе своей исследователи  и с большим интересом  участвуют в различных  исследовательских делах.  Успех исследования во многом зависит от его организации.  Организуя  учебно-исследовательскую деятельность  младших школьников,  необходимо следовать  методологии.  Поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными  для ребенка,  исследовательская  работа  должна выполняться им добровольно  и быть обеспечена  необходимым  оборудованием,  средствами и материалами.

 В начальной школе действенным  средством  сохранения интереса  к исследованиям  становится творческое проектирование.  Что же такое  проект  и  исследование?  В чем их сходство и различие?

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.  Исследовательский  метод  обучения  предполагает  организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие  исследования  от  проекта  состоит в том, что исследование  не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути,  —  процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким  образом, как отмечает  А.И. Савенков, «проектирование и исследование  —  изначально  принципиально разные  по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование  —  бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности.  Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких  недель, месяцев).

 Проект —  более  широкое  понятие  —  это  совокупность  определенных действий, документов,  предварительных текстов,  замысел для создания реального объекта, предмета,  создание разного рода теоретического продукта.  Это всегда творческая деятельность.  В основе  метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков  учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов) Таким образом,  исследование  —  это в  большей степени  научная  деятельность,  а  проект  —  это  в большей  степени  творческая деятельность. Причем, проект  может быть формой  оформления результатов  исследования.

         В  основе  и  метода  проектов, и  метода  исследований  лежат:

  • развитие  познавательных  умений и навыков учащихся

  • умение  ориентироваться в  информационном  пространстве

  • умение самостоятельно конструировать свои знания

  • умение интегрировать знания из различных областей наук

  • умение критически мыслить.

             

Проектная технология и технология исследовательской деятельности  предполагают:

  • наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска  ее решения

  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов

  • самостоятельную деятельность ученика

  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

     Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

     В основе метода лежит развитие познавательных интересов,  умений самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных  с темой проекта, развивать критическое мышление.  Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность  учащихся,  индивидуальную,  парную или групповую,  которую учащиеся выполняют  в течение определенного отрезка времени.  В соответствии с доминирующим методом,  лежащим в основе выполнения проекта,  различают: исследовательские  проекты, творческие, приключенческо-игровые, информационные, практико-ориентированные  проекты. Рассмотрим  особенности каждого из них.

Исследовательские проекты имеют четкую  продуманную структуру,  которая практически совпадает со структурой  реального научного исследования: актуальность темы;  проблема, предмет и объект исследования;  цель, гипотеза  и вытекающие из них задачи исследования;  методы исследования:  наблюдение, опыты,  эксперименты;  обсуждение результатов,  выводы и рекомендации.  Исследовательские проекты  —  одна из наиболее  распространенных форм  данного вида деятельности. Это  практические  и  лабораторные работы, доклады,  выступления,  дневники наблюдения  и  т.д.
        Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры  совместной деятельности  учащихся  —  она только намечается  и  далее  развивается  в соответствии  с  требованиями  к  форме  и  жанру конечного  результата.  Это может быть  стенная  газета,  сценарий праздника,  театрализации, видеофильм,  плакат,  школьный журнал  интересных дел  и  т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.

        Приключенческо-игровые проекты  требуют большой подготовительной работы.  Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.

        Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
           Информационные проекты  направлены на сбор информации  о  каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее  анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
       Практикоориентированные проекты  отличает  четко обозначенный  с  самого начала  характер  результата деятельности  его участников.  Этот результат  обязательно должен  быть ориентирован на социальные интересы  самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата.  Целесообразно  проводить поэтапные  обсуждения, позволяющие  координировать  совместную деятельность участников.

     Методы  исследования  и  проектов  предоставляют ребенку  уникальную возможность  реализовать свои фантазии  и  соединить их с мечтой о взрослости.  Идет реальная  игра, в которой главным условием  является необходимость  перевоплощения  во  взрослого  человека  для  реализации  детских задумок  (как взрослый,  ребенок  планирует работу, выполняет  ее,  доказывает  ее  правильность  и  нужность,  но в основе  лежит детская тема).  Педагог выступает  в  роли  скрытого или явного координатора  деятельности ребенка.

              Моно-проекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над моно-проектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция — на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
               Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
  Работать над проектом  или  исследованием способны  дети  разного уровня  подготовленности или развития  интеллекта.  Кому-то по силам реализация  индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное  —  помочь  ребенку поверить в свои силы.  И эта задача падает на плечи взрослых.

    Использование  методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

     Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

     Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной  какими-либо внешними установками.  В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

 

Список использованной литературы.

 

    1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2006.

    2. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. — Волгоград: ИТД «Корифей».

    3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования.2004. №13, 15.

    4. Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками.

    5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Автор: Макарова Наталья Николаевна

 

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

 

Макарова Наталья Николаевна

 

МБОУ «Красносельская СШ»

 

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»

 

         Начальная школа в МБОУ «Красносельская СШ» работает по программе «Школа России», где закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России.      

 

  Несомненно, важное место в воспитании духовно-нравственного развития принадлежит урокам. Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку,  духовным, природным  и  культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям  и  традициям, к государственным символам Российской Федерации.

 

           Так, например  учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые  и  вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма  и  гордости за свою страну.
         Огромную роль на уроках играют  и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.
При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздаётся тем, кто живёт, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй». Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского развиваю такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей.

 

На уроках русского языка часто провожу работу по обогащению словарного запаса учащихся. . Предлагаю учащимся поработать над понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызения совести. Стараюсь научить ребят не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. После усвоения новой лексики предлагаю выполнить творческую работу, например, вставить в текст пропущенные по смыслу слова или написать сочинение – миниатюру с использованием новых слов. Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

 

На уроках математики тоже возможно поводить работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Поэтому я обязательно обращаю внимание на сюжетные задачи. Текстовые задачи, включённые в учебники для начальной школы, содержат богатый материал для нравственного воспитания. В процессе решения задач обязательно провожу краткую целенаправленную беседу. По воспитательной направленности задачи можно сгруппировать следующим образом:

 

• задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность;

 

• задачи, отражающие достижения науки, техники, трудовую жизнь людей;

 

• задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного;

 

• задачи по охране окружающей среды, воспитывающие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание её красоты.

 

Например: В первый день посадили 6 саженцев деревьев, а во в торой на 5 больше. Сколько всего деревьев посадили?

 

В задаче говорится о том, как Катя собирала с мамой грибы, а Коля поливал огород.- Что можно сказать о Коле и Кате? Кто из вас помогает своим родителям? Ребята смастерили сначала 4 кормушки, а потом ещё 3. Сколько кормушек смастерили ребята? и др.

 

Приведённый пример задач действительно можно использовать в воспитательных целях, что такого характера задачи ориентированы на духовно-нравственное развитие младших школьников.

 

Учебники курса «Окружающий мир» дают мне возможность формировать знания о природе, человеке  и  обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними  и  на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях  и  ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе  и  продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России  и  гордости за свою Родину, народ  и  историю.

 

           Изобразительное искусство, технология помогают решать задачи патриотического, эстетического  воспитания  учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических  и  национально-культурных традиций народов России.  (Готовим сувениры в подарок родителям. Рождественский венок. Пасхальные корзиночки, расписываем пасхальные яйца гуашевыми красками, вышиваем пасхальную салфетку.)

 

Неотъемлемой и важнейшей составляющей образовательно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность школьников, в рамках которой я апробирую программу «Наш край». Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина»  ребёнка — это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места села, его исторические и культурные достопримечательности, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

 

           Огромное  значение  в  воспитании  личности  имеют  школьные  традиции:

 

— дни знаний, день здоровья, праздник осени,  день матери;

 

— день именинника, новогодний карнавал.

 

— спортивные мероприятия: «В здоровом теле — здоровый дух», «Папа, мама, я – спортивная семья».

 

 -масленица, праздник книги;

 

— интеллектуальные марафоны, кругосветки;

 

— научно – практические конференции и др.

 

             Одной из форм учебно-воспитательного процесса является экскурсия. 

 

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника. В своей работе я использую разные виды экскурсий: экскурсии в природу, знакомящие с трудом людей, обзорные экскурсии по селу.

 

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.

 

         В своей работе стараюсь:

 

1.     Научить ребёнка видеть красоту внешнюю, т.к. от внешнего мира красоты возвышается душа.

 

2.     Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной нерукотворной.

 

3.     Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью, как нравственным критерием (какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

 

4.     Постановка детям нравственного идеала. Высший нравственный идеал для человека – любовь к Отечеству.

 

5.     Развитие исторической памяти. Нельзя строить будущее, не зная прошлого.

 

 

 

Библиографический список:

 

   1. А Львова И.А. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики.// Завуч начальной школы. —  2011. — № 2

 

2. А.И.Баркан,  «Его Величество Ребёнок»./  М.:1996г.,с.4

 

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.

 

4. Каркошкина Т.Н. Духовно-нравственное воспитание в школе. – Волгоград: Учитель, 2010.         

 

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010.

 

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.-31с.

 

6. Чуракова Р.Г. Очно – заочная форма повышения квалификации учителя начальных классов сельской школы.// Методист.- 2004. — № 2

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг продуктивного дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, как целостной системы построения коррекционной работы ».

Автор: Карягина Юлия Александровна

Мониторинг продуктивного дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, как целостной системы построения коррекционной работы ».  (из опыта работы учителя Карягиной Ю.А). Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей с ограничениями возможностей здоровья является мониторинг. Он служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в дистанционной школе, является основой для принятия эффективных решений, создание корректной индивидуальной работы с детьми с ОВЗ, для развития творческих, коммуникативных способностей, умению мыслить, анализировать, делать выводы, оценивать полученные результаты. Формировать у обучающихся умения самоконтроля и самооценки, рефлексии, самовоспитания и саморазвития.