Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Автор: Макарова Наталья Николаевна

 

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

 

Макарова Наталья Николаевна

 

МБОУ «Красносельская СШ»

 

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»

 

         Начальная школа в МБОУ «Красносельская СШ» работает по программе «Школа России», где закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России.      

 

  Несомненно, важное место в воспитании духовно-нравственного развития принадлежит урокам. Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку,  духовным, природным  и  культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям  и  традициям, к государственным символам Российской Федерации.

 

           Так, например  учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые  и  вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма  и  гордости за свою страну.
         Огромную роль на уроках играют  и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздаётся тем, кто живёт, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй». Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского развиваю такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей.

 

На уроках русского языка часто провожу работу по обогащению словарного запаса учащихся. . Предлагаю учащимся поработать над понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызения совести. Стараюсь научить ребят не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. После усвоения новой лексики предлагаю выполнить творческую работу, например, вставить в текст пропущенные по смыслу слова или написать сочинение – миниатюру с использованием новых слов. Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

 

На уроках математики тоже возможно поводить работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Поэтому я обязательно обращаю внимание на сюжетные задачи. Текстовые задачи, включённые в учебники для начальной школы, содержат богатый материал для нравственного воспитания. В процессе решения задач обязательно провожу краткую целенаправленную беседу. По воспитательной направленности задачи можно сгруппировать следующим образом:

 

• задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность;

 

• задачи, отражающие достижения науки, техники, трудовую жизнь людей;

 

• задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного;

 

• задачи по охране окружающей среды, воспитывающие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание её красоты.

 

Например: В первый день посадили 6 саженцев деревьев, а во в торой на 5 больше. Сколько всего деревьев посадили?

 

В задаче говорится о том, как Катя собирала с мамой грибы, а Коля поливал огород.- Что можно сказать о Коле и Кате? Кто из вас помогает своим родителям? Ребята смастерили сначала 4 кормушки, а потом ещё 3. Сколько кормушек смастерили ребята? и др.

 

Приведённый пример задач действительно можно использовать в воспитательных целях, что такого характера задачи ориентированы на духовно-нравственное развитие младших школьников.

 

Учебники курса «Окружающий мир» дают мне возможность формировать знания о природе, человеке  и  обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними  и  на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях  и  ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе  и  продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России  и  гордости за свою Родину, народ  и  историю.

 

           Изобразительное искусство, технология помогают решать задачи патриотического, эстетического  воспитания  учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических  и  национально-культурных традиций народов России.  (Готовим сувениры в подарок родителям. Рождественский венок. Пасхальные корзиночки, расписываем пасхальные яйца гуашевыми красками, вышиваем пасхальную салфетку.)

 

Неотъемлемой и важнейшей составляющей образовательно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность школьников, в рамках которой я апробирую программу «Наш край». Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина»  ребёнка — это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места села, его исторические и культурные достопримечательности, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

 

           Огромное  значение  в  воспитании  личности  имеют  школьные  традиции:

 

— дни знаний, день здоровья, праздник осени,  день матери;

 

— день именинника, новогодний карнавал.

 

— спортивные мероприятия: «В здоровом теле — здоровый дух», «Папа, мама, я – спортивная семья».

 

 -масленица, праздник книги;

 

— интеллектуальные марафоны, кругосветки;

 

— научно – практические конференции и др.

 

             Одной из форм учебно-воспитательного процесса является экскурсия. 

 

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника. В своей работе я использую разные виды экскурсий: экскурсии в природу, знакомящие с трудом людей, обзорные экскурсии по селу.

 

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.

 

         В своей работе стараюсь:

 

1.     Научить ребёнка видеть красоту внешнюю, т.к. от внешнего мира красоты возвышается душа.

 

2.     Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной нерукотворной.

 

3.     Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью, как нравственным критерием (какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

 

4.     Постановка детям нравственного идеала. Высший нравственный идеал для человека – любовь к Отечеству.

 

5.     Развитие исторической памяти. Нельзя строить будущее, не зная прошлого.

 

 

 

Библиографический список:

 

   1. А Львова И.А. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики.// Завуч начальной школы. —  2011. — № 2

 

2. А.И.Баркан,  «Его Величество Ребёнок»./  М.:1996г.,с.4

 

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.

 

4. Каркошкина Т.Н. Духовно-нравственное воспитание в школе. – Волгоград: Учитель, 2010.         

 

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010.

 

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.-31с.

 

6. Чуракова Р.Г. Очно – заочная форма повышения квалификации учителя начальных классов сельской школы.// Методист.- 2004. — № 2

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *