Автор: Евталициди Екатерина Сергеевна
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5-6 классов МБОУ ООШ № 10 имени Атамана Головатого направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5-6 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Актуальность.
Очень часто учитель математики среднего звена обучения сталкивается с недостаточной подготовленностью учеников, окончивших начальную школу, поэтому важно на уроках в 5 классе формировать хорошие вычислительные навыки. Но программа по математике в 5 и 6 классе предполагает 5 часов в неделю. Необходим факультативный курс, углубляющий и расширяющий знания учеников, развивающий познавательный интерес и формирующий математические способности.
Новизна.
Проведённый анализ, существующих программ по математике: программ элективных курсов образовательной области «Математика» (С.А. Гоманов «Замечательные неравенства, их обоснование и применение»; А.Н. Земляков «Мир, математика, математики»; Н.Л. Стефанова «Математика в архитектуре»; Е.А. Ермак «Обоснование в математике (от Евклида до компьютера)»; Е.А. Ермак «Геометрическое моделирование окружающего мира»; А. Н. Земляков «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»; Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина «Математические основы информатики» для 10-11 классов), содержание которых направлено на оказание помощи ученикам в определении своего призвания в профессиональной деятельности, требующее использование точных наук выявил: отсутствие программ факультативных курсов для учащихся 5–6-х классов.
Цель курса: подготовить учащихся 5–6-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.
Задачи курса:
• расширение и углубление знаний по предмету;
• развитие у учащихся логического мышления;
• формирование пространственного воображения и графической культуры;
• привитие интереса к изучению предмета;
• выявление одаренных детей;
• адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы – 10-15 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю.
Программа рассчитана на 60 учебных часов.
Ожидаемый результат.
В соответствии с требованием программы по математике для 5–6-х классов 80% учащихся должны:
• Производить в уме арифметические действия (сложение и вычитание трёхзначных чисел, умножение двух- и трёхзначных чисел на однозначное число, умножение и деление любого числа на 10, 100, 1000, …).
• Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).
• Решать несложные задачи арифметическим и алгебраическим способом.
• Распознавать и изображать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар.
• При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.
Номинации: Развитие математических способностей детей
«На поиски Острова сокровищ».
Автор: Карнаухова Татьяна Владиславовна
Математическое путешествие
Автор: Гавришко Наталья Михайловна
Тема: «В морское путешествие отправимся, друзья!»
Образовательная область: Познавательное развитие. ФЭМП
Интеграция образовательных областей:
Физическое развитие» — двигательная деятельность;
«Социально – коммуникативное развитие» — игровая деятельность;
«Познавательное развитие» — познавательно-исследовательская деятельность;
«Речевое развитие» — коммуникативная деятельность;
«Художественно-эстетическое развитие» — развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
Программное содержание:
Цель: Закрепление математических знаний в игровой форме: морское путешествие на острова.
Образовательные задачи: формировать умение находить называть известные геометрические фигуры, находить похожие фигуры по форме и цвету. Познакомить с полукругом. Закрепить счет в пределах 5, учить соотносить количество с цифрой, упражнять в порядковом счёте. Закреплять практические навыки измерения объёма двух ёмкостей с помощью одной мерки, ориентировку в пространстве на своём теле, параметры величины «длинный – короткий»
Развивающие задачи: развивать память, мышление, речь
Воспитывающие задачи: воспитывать активность, познавательный интерес, самостоятельность.
Демонстрационный материал:
— морской транспорт: корабль из модулей.
— «змея» с изображением на спине геометрических фигур.
— кукла «Айболит»
— 5 игрушек-зверюшек
— цифры
— два одинаковых по объёму, но разные по ширине и высоте ведра с водой
— 1ведёрко для измерения объёма
— проектор и экран
— мультфильм «Катерок»
— Фуражка для капитана, штурвал
Раздаточный материал: геометрические фигуры.
Методы и приёмы: словесный, игровой, наглядный, практическая деятельность, исследовательская деятельность, здоровье сберегающие технологии.
Математическое развитие дошкольников.
Автор: Кондренкина Ева Сергеевна
Математическая логика
Автор: Лукина Эллина Станиславовна
общая идеология математической логики, теории алгоритмов, теории вычислительной сложности
Математическая логика.docx
Квест -игра «В поисках заколдованной цифры»
Автор: Матвийчак Валерия Александровна
Одаренные дети в семье и школе
Автор: Нажиба Фуатовна Фатхутдинова
Одаренные дети — это и хорошо и трудно. Наша задача состоит не только в том, чтобы считать, что наш ребенок талантлив, но надо еще и диагностировать это, и определить правильно область применения этого таланта, и самое главное грамотно помочь ребенку самореализоваться и социализироваться в нашей жизни.
Несколько советов по этому вопросу.
Одаренные дети в семье и в школе.docx
«Пять, пятеро»
Автор: Покатилова Тамара Васильевна
Непосредственно образовательная деятельность по математике в старшей группе с использованием блоков Дьенеша, в рамках тематической недели \»В гости к Дымковским мастерам.
НОД ФЭМП Покатилова.docx
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «Приключение в стране Математика»
Автор: Дудченко Оксана Васильевна
Свое занятие я разрабатывала для закрепления ориентировки в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между), закрепления представлений детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Урока математики
Автор: Галимова Алина Олеговна