Чаепитие как традиция русского народа

Автор: Пименова Ксения Дмитриевна
Чай является одним из любимых напитков многих народов земного шара:он утоляет жажду, бодрит, а иногда даже и лечит. Однако для России чаепитие, история которого уходит в глубокую древность,стало настоящей традицией. Первые упоминания о чае встречаются в древних летописях. Так еще до появления китайского чая на Руси был известен целебный отвар, называемый иван-чаем. Им лечили раненых воинов, посыпая порошком из сухих листьев раны, давая ослабленным отвар растения, о лекарственных свойствах которого знали издревле.[1, с.301].Чай считался народным напитком, так как изначально русское дворянство эту традицию не слишком жаловало, а в зависимости от моды подражало то немцам, то французам, то англичанам. Популярен чай был и в купеческой среде.
Считалось, что чаепитие – это своеобразный отдых, общение в приятном кругу. Самовар растапливался еловыми шишками. Смолянистый, горьковатый аромат дымка расслаблял и успокаивал. Кроме того, перед закипанием этот нехитрый прибор издавал звуки, подобно стрекоту сверчка за печкой, и это придавало особый уют чайному столу. Чаю заваривалось много, чтобы хватило на долгую неторопливую беседу. О чаепитии сложили множество пословиц и поговорок, песен и стихов: «На Руси еще чаем никто не подавился», «Где есть чай, там и под елью рай», «Такой чай, что сквозь него Москву видать», «По чаям (трактирам) ходить, добру не быть».[2, с.332].
Даже гостей в России зовут именно «на чай»: «Милости просим на чашку чая!» Что означало приглашение в гости хороших знакомых или друзей дома. Чай даже был мерилом человеческих отношений: если о людях говорили, что «они вместе чай пить ходят», то было понятно – отношения у них самые сердечные; а если кто поссорился, то о них говорили, что «который день чай врозь пьют». Да и сейчас, приглашая в гости, необходимо оказать человеку уважение – напоить его чаем.

Чай в русской культуре в первую очередь духовная и душевная процедура. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаемъ, пить его въ раздольи».[3, с.232].
Чайная церемония запечатлена на картинах многих художников.
Русские писатели тоже не раз упоминали и описывали в своих произведениях традицию чаепития.
Как видим, чайная традиция очень любима русским народом. Цель моего исследования: выявить особенности церемонии русского чаепития, расширить знания о культуре и традициях своего народа.

Чаепитие как традиция русского народа.docx

БОУ СМР “Воробьёвская ООШ”

Автор: Ирина Юрьевна Гришонкова
Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у них научных интересов и профессиональных склонностей, навыков исследовательской и общественно полезной деятельности, что всегда актуально и педагогически целесообразно. Программа рассчитана на 5 лет, носит комплексный характер. Работая по ней, изучая с учащимися конкретный объект, предоставляется возможность сообщить им необходимые знания в области географии и археологии, этнографии и топонимики, истории и архитектуры, литературы и искусствоведения. Осуществляется формирование у подростка эмоционально-ценностного отношения к миру на основе всестороннего изучения родного края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственных наблюдений и их последующей обработки под руководством педагога.

Рабочая программа ДОД Активисты школьного музея.doc

Гора Демерджи

Автор: София Дмитриевна Рыбалко
Работа ученицы первого класса направлена отображение наиболее интересных фактов относительно горы Демерджи (г. Алушта, Республика Крым), касательно ее истории, таинственных мест и географических особенностей.
История горы Демерджи.pptx