воспитатель

Автор: Лапшина Светлана Николаевна
Статья. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру — учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство любви к Родине — это патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса патриотического воспитания дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, инициативны, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.

За последнее время большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Современные дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения Родины, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Современные дети мало знают о своей малой Родине, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения. В воспитании гражданина и патриота своей Родины – важная роль принадлежит дошкольному детству. Именно там закладывается «фундамент» настоящего гражданина своей страны.

Целью образовательного процесса в дошкольном учреждении является развитие познавательного интереса, уважения к Родине, её историко-культурному наследию.

Задачами данного направления являются: развитие у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому и уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека и представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

Патриотическое обучение и воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО устанавливает следующие формы работы с детьми: увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов) в соответствии с темами НОД; работа с родителями; экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности — в образовательной и игровой, в труде и быту.

Для нравственного-патриотического воспитания важно обращение к прошлому своей страны, ее истокам – культурному наследию. Недаром старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». В изучении историко-культурного наследия страны помогают:

1. Фольклор. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

2. Близкое окружение. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

4. Огромное значение имеет пример взрослых в особенности близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) разъясняются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что наша страна одержала победу в Великой Отечественной Войне потому, что мы любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.

В нашем дошкольном учреждении разработаны и реализованы следующие мероприятия и проекты: «Наша Родина — Россия» «Моя малая родина — Сестрорецк», «Столица нашей Родины — Москва», «Санкт-Петербург – он Петра царя творенье», «День Победы: Никто не забыт и ничто не забыто!», «Золотое кольцо России», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица», «День защитника Отечества», «День семьи», «День космонавтики», «Конкурс чтецов», «Женский день», «День матери» и т.д. В рамках каждого мероприятия или проекта используются такие методы как: беседа, художественный труд (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т.д.), чтение художественной литературы, игры, информационно-коммуникативные технологии и т.д.

Особое место занимает тема Великой Отечественной войны. В современном обществе, эта тема способствует объединению, сплочению нашего народа, поэтому ей уделяется особое внимание. Ежегодно мы с воспитанниками поздравляем ветеранов, посещая их на дому, готовим для них подарки своими руками, учим песни военных лет, смотрим мультипликационные фильмы и видеоролики о войне, читаем произведения о войне. Также дети рассказывают о своих родных, которые принимали участие в военных действиях (рассказы составлены совместно с родителями). Вместе с родителями воспитанники принимают участие в праздничном параде ко Дню Победы, многие идут в «Бессмертном полку», участвуют в возложении цветов. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Администрацией детского сада, в рамках соцпартнерства с Центральной библиотекой им. М. Зощенко и детской библиотекой им. С. Михалкова, организованы интерактивные экскурсии для воспитанников и педагогов по направлениям — «Мой город Сестрорецк» и «Русский музей: Виртуальный филиал».

Педагоги и воспитанники нашего образовательного учреждения участвовали во всероссийском конкурсе методических материалов «Растим патриотов России», заняли первое место на районном этапе конкурса. Также за участие в городском конкурсе агитбригад, с демонстрацией литературно-музыкальной композицией «Наша Родина Россия», присвоено третье место. Ежегодно воспитанники участвуют в конкурсах патриотической песни, многократно занимали призовые места. В нашей группе регулярно проводятся мероприятия в формате непрерывной образовательной деятельности, с участием родителей воспитанников например, проводились открытые занятия по темам «День космонавтики» и «8 марта», в котором принимали участие родители воспитанников.

В группе создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. В рамках физического развития проводятся образовательно-досуговые мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица», «День защитника Отечества». На этих мероприятиях проводятся эстафеты, перетягивания канатов, задания на меткость и т.д.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без установления тесной связи с семьёй.

Совместно с родителями организовываются выставки к праздникам, лучшие работы отправляются на районные выставки. Так же родители вместе с детьми участвуют в конкурсах. В рамках детско-родительских проектов к Новому году в группе был проведен мастер-класс, на котором родителям было предложено изготовить совместно со своими детьми поделки из ткани и ниток для украшения группы к празднику.
нравственно-патриотическое воспитание.docx