Воспитатель

Автор: Кротова Татьяна Васильевна

Конспект организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
во второй группе раннего возраста

Тема: «Секреты бабушкиного сундучка»

Составила :
Кротова Татьяна Васильевна
воспитатель 1 кв. категории

г. Арзамас, 2024

Цель: расширять представления детей об устном народном творчестве (фольклоре),
Задачи:
1. Формировать элементарное представление об устном народном творчестве.
2. Формировать знания о народной культуре, традициях.
3. Расширять представления о народных игрушках.
4. Активизировать словарь детей глаголами, обозначающими действия; определениями.
5. Согласовывать действия с речью
6. Побуждать к ответу на вопросы взрослого (бабушки) фразами.

Способы: сюрпризный момент, беседа, художественное слово, чтение детьми потешек, пальчиковая гимнастика, загадывание загадок, танец «Матрешки», рассматривание филимоновских игрушек, рефлексия: давайте вспомним, кто у нас сегодня был в гостях? Что вам больше понравилось?
Средства: Кукла «Би-ба-бо» — бабушка ( по возможности, в роли бабушки может выступить взрослый). Игрушки: матрешка, неваляшка, филимоновкая игрушка – петух, сундучок. Музыкальное сопровождение: «Матрешки» (слова Л. Некрасовой, музыка Ю. Слонова) .
Предварительная работа: разучивание потешек, отгадывание загадок, рассматривание народных игрушек, игры с матрешкой, неваляшкой, разучивание песни и танца, пальчиковые игры.

Ход непосредственно-образовательной деятельности
Орг. момент:сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь на пороге бабушка Лукерья с сундучком
Бабушка: Здравствуйте, ребята! Можно к вам в гости? Тогда убирайте игрушки и ко мне подходите.
Основная часть.
Дети: Здравствуй, бабушка!
Воспитатель: Проходи, бабушка, садись. Ребята, а давайте расскажем и покажем бабушке потешки о ней.
Дети читают потешки (остальные — делают пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом)
Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку.
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели

Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.
Бабушка: Какие детки, молодцы! А я вам принесла вот этот сундучок (показывает), а в нем загадки, послушайте:
Никогда не спит бедняжка
Наша кукла …
(Достает неваляшку)
Почему же ее так называли? Это веселая и добрая игрушка, а еще она сильная: ее кладешь, а она встает.
Воспитатель: А давайте мы ее порадуем веселой потешкой, заодно разомнемся.
Физкульминутка
Сидели два медведя
На тоненьком суку
Один взбивал сметану (взбиваем),
Другой молол муку (молем)
Раз ку-ку, два ку-ку
Оба шлепнулись в муку.
Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)
Ухо в кислом молоке. (показать ушки)
(Неваляшка качается, нравится ей)
Бабушка: Ай, да молодцы, ей понравилось. Разгадайте другую загадку:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …
Молодцы! Угадали! Это матрешка! А вот и она!
(достает из сундучка)
Воспитатель: Бабушка, а мы знаем песенку и танец про Матрешку:
Дети исполняют танец «Матрешки» слова Л. Некрасовой, музыка Ю. Слонова 1. Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.

2. В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.

3. Завязали мы платочки,
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щечки,
Ладушки, ладушки.
Бабушка: Как мне понравилось, молодцы!
Ну и последняя загадка:
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?
Бабушка: Верно, детки, это петушок! Но петушок не обычный, а расписной.
(достает из сундучка филимоновкую игрушку — петушка)
Воспитатель: Бабушка, какой красивый петушок! А откуда же он к нам прилетел?
Бабушка:Он из села Филимоново. Он необычный , весь расписной, узорчатый..
Игрушки разрисованы,
Они из Филимоново.
Словно солнышко горят.
В руках приятно подержать.
Они, как солнце желтоваты,
Но, их шеи длинноваты.
Петушки, и, поросята.
Медвежата и козлята.
Бабушка: Детки, а вы знаете, из чего такие игрушки делают?
Да, они из глины, они хрупкие, тяжелые. На них нужно смотреть глазками, любоваться, погладить пальчиками осторожно. (Бабушка подходит с петушком к детям)
Бабушка: Пора мне домой возвращаться. Все игрушки я вам оставлю, берегите их, не бросайте, не роняйте. А как поиграете, убирайте на место: ведь каждая игрушка любит свое место.
До свидания!
Рефлексия.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто у нас сегодня был в гостях? Что вам больше понравилось? Помните, что сказала вам бабушка об игрушках? Только давайте вспомним с какими игрушками мы сегодня встретились? Неваляшка, матрешка, филимоновкий петушок). Чем мы встречали бабушку и игрушек? (потешками и танцем). Мне очень понравилось, как вы встретили бабушку, а сейчас можно поиграть с игрушками по очереди.
Список литературы

1. Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварелии : метод. пособие для воспитателей и родителей / Г. Г. Григорьева. — М. : Просвещение, 2006. — 111 с
2. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Авторы-составители: О.П. Власенко, Т.В. Ковригина и др. – Волгоград: «Учитель», 2015.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

В гостях у бабушки лкреньи.doc