МБДОУ детский сад №123

Автор: Федькушова Надежда Вячеславовна
САМООБСЛУЖИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Самостоятельность- ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом. Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него все сами. Такие действия причиняют большой вред, лишают ребенка самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Так, в образовательной области социально-коммуникативное развитие, содержание труда по самообслуживанию направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда [2].
Развитие у детей самостоятельности всегда являлось очень актуальным, ученые проводят тщательную работу над этой проблемой с детьми, развивая теоретические основы понятия «самостоятельность». Здесь следует указать работы Г.Н. Ефимовой (Галина Николаевна), Ш.С. Шойимовой (Шохиста Санакуловна) , Н.В. Бутенко (Наталья Валентиновна), и др.
Научный поиск эффективных средств развития самостоятельности детей 4-5 лет представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Проблемами воспитания навыков самообслуживания детей занимались такие отечественные авторы, как А.В. Запорожец (Александр Владимирович), Д.Б. Эльконин (Даниил Борисович), М.В. Крулехт (Мария Вадимовна), В.Г. Нечаева (Валентина Геннадьевна), Г.Н. Година (Галина Николаевна), Д.В. Сергеева (Дина Васильевна), Р.С. Буре (Роза Семёновна),и др.
По мнению учёного Елены Вячеславовны Моржиной, самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости
Самостоятельность — важнейшая характеристика личности и одновременно условие её развития.
Понятие самостоятельность рассмотрены в трудах Л.С. Выготского (Лев Семёнович), А.Н. Леонтьева (Алексей Николаевич), С.Л. Рубинштейна (Сергей Леонидович), А.А. Люблинской (Анна Александровна), и др. Авторы подчеркивают, что социальная ценность самостоятельности как черты личности определяется ее ориентацией на уровень человеческой активности, как субъекта деятельности и отношений.
В современной педагогике самостоятельность рассматривается как одно из качеств социально компетентной личности, как основа формирования других значимых социальных качеств, таких, например, как субъектная активность, творческая инициатива, самопознание, самовосприятие, самоизменение, саморазвитие.
Развитие самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым.
Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности. В программе «От рождения до школы» под редакцией Т.С. Комаровой (Тамара Семёновна), Н.Е. Вераксы (Николай Евгеньевич), М.А. Васильевой (Маргарита Александровна) в содержание работы по формированию навыков самообслуживания с детьми 4-5 лет включены следующие задачи:
«Продолжать развивать навыки самообслуживания. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Формировать умение самостоятельно заправлять кровать. Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.), прибираться после игр с песком и водой»

статья Федькушова Н.В..docx