Эффективные методы и подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Автор: Зуева Тамара Васильевна
Программа «ПРОдетей» интересна и насыщена, в нее включены вариативные методики и образовательные технологии, которые описывают педагогическую практику построения развивающего образования дошкольников с опорой на культурно-исторический подход:
1. Методика «Загадки»: утром дети приходят в группу, воспитатель здоровается с ними и предлагает загадку, на которую каждый ребенок должен дать ответ. Загадки и ответы детей обсуждаются группой во время утреннего сбора (утреннего круга).
Для внедрения технологии в работу с детьми нами были разработаны рабочие информационные стенды. В одной из групп, разместили на рабочем стенде полотно для загадки, но, как показала практика, удобнее было бы вынести полотно в приемную комнату и разместить у входа в группу.
Технология «Загадка» позволяет решать множество педагогических задач: развитие и закрепление детских представлений в области математики, грамоты, ознакомление с окружающим и т.д. В ходе решения «загадок» дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои ошибки и ошибки своих друзей. Выполняя задания без постоянной помощи воспитателя, дети приучаются к самостоятельности. Они также учатся «читать» различные символы – от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов. Формат «загадок» может также использоваться для быстрого подсчета отсутствующих/присутствующих, что в свою очередь позволяет детям тренироваться в навыках сравнения и счета.
Метод планирования работы детей в центрах активности:
Навыки планирования и контроля поддерживают развитие у ребенка самостоятельности, инициативности, ответственности в познании, общении и практическом действии, т. е. способствуют формированию его личности и важных детских умений. Это происходит при поддержке интереса к разным видам активности — в сфере познания, коммуникации, приобретения социальных и практических навыков и пр. Вторая, не менее важная, цель — помочь детям развернуть сюжетно-ролевую игру на достаточно высоком уровне и поддерживать ее в течение долгого времени. При этом надо иметь в виду, что введение систематического ежедневного планирования работы в центрах активности позволяет избежать многих конфликтов, связанных с распределением заданий между детьми, выбором активностей в разных центрах, использованием игрушек, других инструментов и материалов, что существенно улучшает характер взаимодействия между детьми и общий эмоциональный климат в группе.
Модель письма для планирования работы в центрах
Планирование, демонстрируемое воспитателем, воспроизводится и закрепляется детьми в ходе планирования их работы в центрах. Дети составляют план работы в письменном виде, постепенно переходя от рисуночного изображения к письменному сообщению. Модель письма направлена на выполнение двух педагогических задач:
1) ознакомление детей с действием планирования;
2) ознакомление детей с рядом общих и частных принципов, лежащих в основе чтения и письма. Постепенно дети овладевают общими представлениями о функциях письменной речи, а также усваивают частные правила перевода устного сообщения в письменное.
Дети учатся записывать устное сообщение графически в виде картинок или символов. Записанное сообщение читать своими словами, при этом сохраняя общий смысл. Далее дети учатся записывать словами. Записанное сообщение дети читают в том же порядке, в котором оно записано. Запись слов в сообщении следует производить в определенном направлении: слева направо. Когда строка закончится, следующее слово писать в начале новой строки.
Методика «Графическая практика» имеет своей основной педагогической задачей подготовку руки к письму. Данная активность также предоставляет возможность практиковаться в развитии мелкой моторики (начинать и прекращать движения, проводить линии ближе друг к другу или дальше и т. д.); осваивать ряд пространственных представлений (точки внутри кружочков или снаружи) и овладевать способами символической репрезентации реальных объектов (моделирование). Графическая практика помогает при составлении рисуночных планов, расширяет репертуар схематических изображений, которые дети смогут воспроизводить самостоятельно и дополнять индивидуальными деталями.
Методика «Линейный календарь» предназначена для формирования у детей начальных представлений о времени. Методика используется также для формирования у дошкольников навыков счета, математических и логических представлений. С помощью данной методики детей знакомят с представлением о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т. п.), что, в свою очередь, готовит их к освоению понятия числовой оси.
Технология «Лаборатория историй» — направлена на развитие у дошкольника понимания текста, а также внимания и памяти, способствует обогащению опыта ребенка и расширению его словарного запаса, особенно если содержание историй совпадает с текущей темой игр, занятий, проектов.

статья «Эффективные методы и подходы воспитания и обучения детей дошкольного возраста..docx