«Воспитание межнациональной толерантности в условиях детского сада»

Автор: Бадаева Ольга Очировна
Как и для большинства районов России важной особенностью нашего края является этническое многообразие, многообразие национальных культур. В течение долгого времени на основе сплетения культур разных народов складывалось определенное мировоззрение, прививались определенные духовные ценности. А сегодня общество при развитии благ цивилизации, достижений научно-технического прогресса все больше забывает о гармонии, единодушии и единомыслии, объединяемых общей исторической судьбой, и даже о духовно-нравственных качествах, таких, как справедливость, честность, совесть, воля, личное достоинство, вера, добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Дошкольники все больше времени проводят перед экранами телевизора, играют на планшете, где герои мультфильмов, игр, сказок не всегда отличаются душевной и нравственной чистотой. А ведь дети нуждаются во внимательных родителях, которые умеют своих детей чувствовать, понимать, и делать то, что необходимо для их развития. Ведь человек начинается с детства. Под влиянием всех этих факторов растет циничность, агрессивность, жестокость в подростковой и молодежной среде, неуважительное отношение к представителям другой культуры к их обычаям, нравам. Поэтому очень важно сформировать у ребенка дошкольного возраста представление о доброте, умение анализировать поступки, бережно и с любовью относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным. Ведь недаром В. А. Сухомлинский говорил, что «…от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…» [2,с. 6]. А чтобы дети полюбили свою родину, выросли уверенными в себе людьми, достойными и сильными, надо сформировать их знания о прошлом страны, своей семьи, ее корнях.
В нашем селе рядом с русскими проживают казахи, калмыки, чеченцы, корейцы, дагестанцы, украинцы и другие национальности. Дети этих национальностей посещают детские сад и школу. Поэтому в образовательный процесс воспитатели включают фольклор разных народов мира, чтобы дошкольники не забывали свои традиции и знакомились с другими. Сюда входит чтение сказок разных народов мира, поговорок, пословиц, песни, танцы, игры, которые так нравятся всем детям и сближают их. В устном творчестве как нигде отражена народная мудрость, жизнь и быт людей. При сравнении пословиц разных народов дети узнают, что они равноценно оценивают моральные качества человека, воспитывают трудолюбие. Через ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы национальных поэтов и писателей знакомятся с традициями, бытом, кухней разных народов мира, начинается знакомство детей с профессиями разных народов: пекарь, сапожник, гончар, чабан и т. д.

статья.docx