учитель географии

Автор: Иван Викторович Тарасов
Введение

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии , повышение мотивации к учению географии, является актуальной. И как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными- является одной из основополагающих проблем практически всех учителей. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач .
Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
Активные формы и методы – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.

Активные формы и методы работы на уроках географии

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизация личности — процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Поэтому для себя ставлю цель: поиск таких методов, приемов, форм обучения, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Развитию и формированию познавательных интересов учащихся на уроках географии способствует включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока: стадиях вызова, изучения нового материала, рефлексии и т.д) .

К активным методам обучения относятся цифровые, числовые диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Вот некоторые приемы, которые использую на уроках.

«Цифровой диктант»

Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, ученики сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной связи или специальных сигнальных карточек «+» и «-». Можно проводить в письменной форме, когда учащиеся выписывают номера правильных утверждений или неправильных. В ответе получается цепочка из цифр.

1) Африка омывается тремя океанами

2) Самый маленький материк находится в северном полушарии

3) Северный Ледовитый океан пересекают все меридианы Земли

4) Самое глубокое озеро расположено на материке Евразия

5) Самая длинная река мира протекает в восточном полушарии и т.д.

Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Прием обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.

Прием « Да-нет»

Для детей можно предложить игру «да-нет», задавая вопросы по теме, например: Учитель загадывает объект на карте. Учащиеся задают вопросы, ответом на которые могут быть слова «да» или «нет».

— Этот объект расположен в океане? -Нет

-Он находится на материке? -Да

-На этом материке две части света? -Нет

-Этот материк расположен в Северном полушарии? -Нет

-Этот материк пересекает экватор? -Нет

-Данный материк пересекается всеми меридианами? -Нет

-Этот объект-часть гидросферы? -Да

-Имеет связь с океаном? -Да

-Является рекордсменом на материке? -Да

-Это река Муррей? -Да!

Географию невозможно хорошо выучить без карты, атласа, контурных карт. Дети приучены с ними работать, легко в них ориентируются, поэтому каждый урок проходит с их обязательным применением.

И, конечно же, незаменимым помощником на уроке является компьютер, потому что в памяти человека запечатлевается, до 50% того, что он видит. Почти на каждом уроке стараюсь использовать презентации по темам: целиком или частично, тестирование, географические диктанты, обучающие видео.

Филворд

Филворд- разновидность кроссворда, хорошо развивает зрительную память и учит правильному написанию слов. Слова в филворде читаются в разные стороны, сверху вниз и снизу вверх, могут произвольно \»ломаться\», но никогда не идут \»по диагонали\» и не пересекаются.

После изучения темы «Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия» можно провести проверку знаний, поделив класс на команды и предложить им разгадать «буквенный лабиринт» или филворд «Великие путешественники». Для выполнения этого задания нужна концентрация внимания. Кроме того, необходимо вспомнить и термины, загаданные в задании, а значит, развивается не только внимание, но и память. После того, как ученики найдут искомые слова, они должны соотнести имена путешественников с их портретами.

Приём “Шаг за шагом”

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример. На уроке географии. Ученики шагают к карте. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения или животного , распространенного в данном регионе или названием стран или районов, областей, столиц и т.д..

Приём “Индуктор”

Описание: приём интерактивного обучения. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы — смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.

Пример. На уроках географии при изучении природного комплекса ученики должны записать слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в воображении при произнесении компонентов природных комплексов. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем прочитывает их вслух. Индивидуальные подборки дополняются понравившимися образами из подборок других учеников. Эмоциональный настрой появился.

Приём “Фишбоун” (рыбный скелет)

Описание: голова — вопрос темы, верхние косточки — основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример. При изучении темы : Экологические проблемы РК:

голова – экологические проблемы Казахстана

верхние косточки – Высыхание Арала, Опустынивание и т.д

Нижние косточки

нижние косточки – меры по устранению ( мелиорация, посадки)

хвост –вывод

Приём “Лови ошибку”

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример. При изучении темы: Хозяйство Европы, можно предложить:

Найди ошибку:

Ведущая отрасль- машиностроение

Машиностроение включает автомобилестроение, электротехнику, животноводство

Химическая промышленность занимает 3 место

Самая механизированная страна- Франция

ТЭК представлена добычей нефти и газа

Исландия славится геотермальной энергией

Черная металлургия развита в Германии, Великобритании, Франции, США

Главные отрасли цветной металлургии- алюминиевая и медная промышленность

Страны лидеры в по добыче бокситов- германия, Норвегия, Франция

Деревообработка специализация Финляндии и Испании

Приём “Круги Венна”

Описание: Доска (лист) делится на 2 круга пересекающихся между собой. В общей части детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

Пример. При изучении темы: Значение планов и карт, знакомство с глобальными навигационными системами. Учащиеся записывают, что объединяет план и карту, и что у них различного.

Приём “Создай паспорт или визитная карточка”

Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями . Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Пример. При изучении темы : Федеративная Республика Германии в 11 классе, можно предложить составить визитную карточку по плану:

Площадь-

Расположение-

Страны граничащие с Германией-

Государственное устройство-

Глава государства-

Глава правительства-

Важные политические партии-

Численность населения-

Национальный состав Германии-

Плотность населения-

Крупнейшая агломерация-

Приём “Третий лишний”

Описание: Учащимся предлагается ряд терминов, они должны найти логические связи между этими терминами и выделить лишний термин.

Например — Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (Озеро Эйр – в Австралии).

При проверке знаний обучающихся и других этапах урока для повышения интереса к учению использую следующие игровые приёмы, которые направлены:

на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

на развитие внимания (географический лабиринт, «Парадокс», буквенный лабиринт (филворд);

на развитие памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест,
викторина, приём «вспомни силуэт страны », географический конструктор или географическая почта, приём «Что это?», географический диктант);

на развитие логического мышления (приём «Да-нет», логические задачи, географическую почту, приём «Согласен – не согласен», географические шарады, задания на поиск общего, аналогов, географический детектив);

на развитие мотивации (географические «Крестики – нолики», приём «Узнай меня», творческие задания, творческие задачи, воображаемое путешествие, приём «Крокодил»);

на развитие воображения (кластеры, синквейн);

на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест,
кроссворд, реферат).

Заключение:

Использование активных форм и методов обучения, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов:

1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий).
2. Избранный метод (методы) проведения занятий.
3. Соответствующая ему форма (формы).

Детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении знаний. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Педагог должен стимулировать учащегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.

Поэтому главная задача учителя – развивать познавательную деятельность учащихся на уроках географии.
Активные формы работы на уроках географии.docx