Инструктор по физической культуре

Автор: Елена Николаевна Белоусова
«Роль плавания в оздоровительной деятельности с дошкольниками»

Федеральный государственный образовательный стандарт и ФОП дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одной из главных задач для ДОУ является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья в том числе их эмоционального благополучия. Мы должны учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его состоянием здоровья и жизненной ситуацией.
Одна из важных оздоровительных и закаливающих форм работы в нашем ДОУ является плавание для детей с трех лет. Так же желая с целю дополнительно укрепить здоровье и иммунитет детей родители хотят отдать ребенка в детский сад где есть бассейн как и в нашем деском саду.
Плавание и физические упражнения рекомендуется всем детям – это прежде всего здоровье и красивая осанка.
Так как детский позвоночник отличается мягкостью, эластичностью, он очень легко поддается ненормальным изгибам, которые могут закрепиться и образовать деформацию.
Нормальное развитие и функционирование детского организма значительно ухудшаются при нарушениях осанки. Поэтому у детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат нуждается в укреплении и профилактике.
Для детей дошкольников плавание является адекватной физической нагрузкой, так как циклические плавательные движения вызывают последовательное напряжение и расслабление различных мышц. Это особенно важно в связи с тем, что мышечная система ребенка еще недоразвита. Дети быстро утомляются, но длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки не желательны для детского организма. Плавание снимает это напряжение и благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, способствует развитию легких, обладает оздоравливающим и закаливающим эффектом. Кроме того плавательные упражнения в воде чередуются с дыхательными, обеспечивающими снижение физической нагрузки и восстановлению дыхания. Ритмичное глубокое дыхание способствует вентиляции легких, увеличению их жизненной емкости, насыщению крови и тканей кислородом.
Во время плавания осуществляется естественная разгрузка позвоночника, укрепляются мышцы живота, спины, конечностей, совершенствуется координация движений, вырабатывается правильная осанка.
При проведении плавания с детьми учитываю следующие особенности:
— делаю «упор» на постановку правильного дыхания;
— учитываю особенности развития координации у детей;
— элементы каждого упражнения предварительно осваиваю с детьми на суше;
— все упражнения даю в игровой форме.
Наилучшие результаты достигаются благодаря подбору правильных профилактических мероприятий, наличию квалифицированных кадров и созданию в ДОУ соответствующей материально-технической базы (физкультурный зал, тренажёрный зал, бассейн, сауна, физкультурные уголки в группах, спортивный инвентарь).
В бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности и страховки детей во время плавания: — круги;
— плавательные доски;
— нарукавники.
В бассейне имеются пособия и игрушки, которые предназначены, для наиболее эффективной организации игровой деятельности в воде:
— надувные, резиновые, пластмассовые и тонущие игрушки;
— мячи разного размера.
— обручи;
— волейбол и баскетбол на воде.

Игрушки позволяют разнообразить и повысить эмоциональность не только отдельных плавательных упражнений и игр, но и все виды деятельности в бассейне. Своей яркостью и разноцветностью они привлекают детей к упражнениям и играм, стимулируют желание детей приходить в бассейн снова и снова.

Обучение плаванию в нашем детском саду проводится по подгруппам 10 – 12человек, начиная с младшего дошкольного возраста – 3 лет.
Проводится большая подготовительная работа, которая включает в себя знакомство с бассейном и техникой безопасности. В первые посещения бассейна, помогаю детям справиться со страхом воды, с неуверенностью в собственных силах, познакомиться со свойствами воды. С учетом индивидуальных особенностей детей стараюсь научить держаться на воде и, как результат, овладеть навыками плавания облегченными способами.
Начиная со средней группы комплектую подгруппы с учетом физической подготовленности детей и по мере усвоения детьми плавательных движений (мониторинг).
Продолжительность плавания тоже учитывает возрастные особенности детей:

Группы Длительность
процедуры Кол-во занятий
общее Кол-во занятий в неделю
Дети от 3 до 4 лет 15 -20 минут 68 2
Дети от 4 до 5 лет 20 -25 минут 68 2
Дети от 5 до 6 лет 25 -30 минут 68 2
Дети от 6 до 7 лет 25 -30 минут 68 2

Структура проведения образовательной деятельности в бассейне такова:
— подготовительная часть (общеразвивающие упражнения на суше или в воде);
— основная часть (специальные и подготовительные упражнения для обучения плаванию);
— заключительная часть (игры и упражнения на внимание).
В конце каждого мероприятия проводится свободное плавание, контрастный душ и посещение сауны.
Весь процесс обучения плаванию проводится в игровой форме. Помимо непосредственного эффекта от движения они полезны тем, что позволяют «разбавить» монотонность упражнений, которая приводит к рассеянности, вялости и утомлению детей. Используемые игры в воде создают условия для решения задач воспитания, обучения детей, их умения правильно управлять своими движениями, поддерживать их интерес к систематическому занятию плаванием. Появляющиеся во время игр эмоции позволяют преодолеть боязнь воды и неуверенность. Для детей дошкольного возраста, воспитание и образование которых совмещено с посещением бассейна, плавание является не только прекрасным средством для психологической разгрузки, но и позволяет достичь стабильного состояния позвоночника у большинства детей дошкольного возраста.
Ежегодно совместно с медсестрой и врачом проводиться мониторинг заболеваемости. К старшей и подготовительной группе отмечается значительное снижение пропусков детьми детского сада по болезни (ОРВИ и ОРЗ).

Белоусова Е.Н. ДОУ 395.docx

учитель по физкультуре

Автор: Татьяна Геннадьевна Табунщикова
Неоспоримо, что основная задача ДОУ — подготовить ребенка к школе, к
дальнейшей самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование.
Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый,
ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию
здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из
ответов на этот, во многом риторический, вопрос и стала востребованность
педагогами и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих
педагогических и образовательных технологий.
Здоровьесберегающие-технологии.-Теоретический-материал.pdf

МБДОУ «Брусничка»

Автор: Азизова Лола Амиргаджиевна
Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.

Задачи:

1. Закрепить понятие об основах рационального питания.
2. Закрепить умение выбирать полезные продукты питания.
3. Рассказать общие правила приёма пищи (режим, объём принимаемой пищи, питьевой режим).
4. Формировать потребности в правильном приёме пищи, поведении за столом во время приёма пищи.
5. Развивать внимание, мышление; коммуникативные навыки.

Правильное питание — главная тайна здоровья.docx

музыкальный руководитель

Автор: Татьяна Михайловна Кропотова
Музыкотерапия.

Музыкотерапия-одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Оно способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную(двигательные импровизации соответствущий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную(прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специальной или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости , уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силу.
Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает чётким мышлением и очень хорошей памятью. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создание определённого имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.
Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжёлые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной может привести к эффекту, описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует эта музыка». Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют григорианские песнопения, современные оркестровки и народная музыка.
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы…действуют как система центрального отопления».
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно – профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом – детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы(шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально – рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н.Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъём!». Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у детей выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплекс упражнений, не поднимая с кровати детей.
Список музыкальных произведений ,
рекомендуемых для проведения музыкотерапии
Музыкотерапия-важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Музыка воздействует через звук и ритмическую организацию, поэтому в данном случае она выступает регулятором жизненных ритмов(пульса, дыхания, моторики).
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится в течение всего дня-детей всречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответсвенную музыку, используют её в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыкотерапия.docx

Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте

Автор: Дьяченко Людмила Алексеевна
Данная статья посвящена формированию правильной культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Согласно реализации проекта \»Я здоровье берегу,сам себе я помогу!\», в статье описывается комплекс здоровьесберегающих мероприятий.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.docx

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры — основа основ.

Автор: Аминова Надежда Александровна
На уроках физической культуры здоровьесберегающие технологии – это основа основ. Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качества результата.Данная задача решается через: 1) совершенствование методики проведения урока; 2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися; 3) коррекцию занятий обучающихся на основе диагностики развития, способностей и природных задатков; 4) учет возрастных индивидуальных особенностей; 5) мотивацию обучающихся к учению
ЗС технологии.docx

МАОУ СОШ №8

Автор: Ринчинова Марина Владимировна
Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К ним относятся педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс. В начальной школе здоровьесберегающие технологии подразделяют на три направления: 1. Технология стимулирования и сохранения здоровья: физкультурные игры, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика, игры с использованием песка или воды. 2. Технология обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия и мероприятия, гимнастика, массаж, самомассаж, закаливание, активный отдых, игры, направленные на корректировку проблем. 3. Коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, артикуляционная гимнастика.
Здоровьесберегающие технологии 2.docx