Автор: Востокова Танзиля Галимзяновна
Категории конференций: «Самообразование как важный инструмент профессионального роста педагогического работника»
Повышение профессионального мастерства
Автор: Валерия Игоревна Кашина
Самообразование — одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Самообразование — целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога:
повышение качества преподавания предмета;
готовность к педагогическому творчеству;
профессиональный и карьерный рост;
создание имиджа современного педагога — новатора, педагога — мастера, педагога — наставника;
соответствие педагога требованиям общества и государства.
Воспитатель
Автор: Мария Владимировна Петрова
воспитатель
Автор: Ксенья Викторовна Хасанова
Cамообразование педагогов –
одно из условий успеха в организации воспитательной работы с обучающимися.
Kadochnikova
Учитель начальных классов
Курбатова Н.И.
2016г.
Сущность самообразования и его необходимость
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М. Коджаспирова)
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Функции самообразования (по М. Князевой)
Экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний.
Ориентировочная — определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе.
Компенсаторная — преодоление недостатков. образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре.
Саморазвития — развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей и др.
Методологическая — формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия.
Коммуникативная — установление связей между науками, специальностями, возрастом.
Сотворческая — доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества.
Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте.
Психотерапевтическая — сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни.
Геронтологическая — поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.
Технология организации самообразовательной деятельности.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный.
Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий.
На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический
На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический
В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный
На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование.
План самообразования учителя должен включать:
· перечень литературы, которую планируется изучить;
· формы самообразования;
· срок завершения работы;
· предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию.
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
• Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Основные принципы самообразования.
· непрерывность,
· целенаправленность,
· единство общей и профессиональной культуры,
· взаимосвязь и преемственность,
· доступность,
· опережающий характер,
· teacher_clipart_3перманентность перехода от низкой ступени к
высшей,
· вариативность и др.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
· профессиональное (предмет преподавания);
· психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
· психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
· правовое;
· эстетическое (гуманитарное);
· историческое;
· иностранные языки;
· политическое;
· информационно-компьютерные технологии;
· охрана здоровья;
· интересы и хобби.
Источники самообразования.
В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Определим источники знаний:
· телевидение;
· газеты, журналы;
· литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
· Интернет;
· видео, аудио;
· платные курсы;
· семинары и конференции;
· мастер-классы;
· мероприятия по обмену опытом;
· экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
· курсы повышения квалификации;
· путешествия.
Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Составляющие процесса самообразования учителя.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
teacher_clipart_7
Результат самообразования
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
· результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
· повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
· разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
· разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
· доклады, выступления;
· разработка дидактических материалов, тестов, на-глядностей;
· выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
· разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
· создание комплектов;
· педагогических разработок;
· обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.
2. Формирование экологической культуры личности.
3. Экологическое воспитание в семье.
4. Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднюю).
5. Особенности воспитательной работы с учащимися профильного класса.
6. Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
7. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников.
8. Нравственное воспитание школьников.
9. Этический диалог как форма нравственного воспитания.
10. Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания этической культуры.
11. Организация работы с одаренными детьми.
12. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.
13. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.
14. Воспитательная система класса.
15. Организация коллективной творческой деятельности учащихся.
16. Активные формы работы с воспитанниками.
17. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.
18. Технология индивидуальной работы с учащимися.
19. Самоуправление в классе.
20. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе.
21. Формирование национального самосознания школьников.
22. Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.
23. Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.
24. Использование исторических и культурных традиций Севастополя в становлении гражданина-патриота.
25. Особенности военно-патриотического воспитания юных камчадалов.
26. Самовоспитание школьников.
27. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
28. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.
29. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.
30. Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.
31. Подготовка учащихся к семейной жизни.
32. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.
33. Диагностический инструментарий классного руководителя.
34. Психолого-педагогический ключ к пониманию личности школьника.
35. Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.
36. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.
37. Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения.
38. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.
39. Формирование правовой культуры старшеклассников.
40. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.
41. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.
42. Традиции детского коллектива.
43. Формы проведения часа классного руководителя (классного часа, воспитательного часа).
44. Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителями-предметниками.
45. Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по изучению личности воспитанников.
46. Изучение уровня воспитанности школьников.
47. Игра как важное средство воспитания школьников.
48. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников.
49. Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.
50. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.
Рекомендуемая литература
1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.
2. Гребенкина, Л. К., Анциперова, Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. — М., 2000. — С. 82-87.
3. Евусяк, О. Учитель должен быть исследователем // Нар. образование. — 1997. — № 10.
4. Елканов, С. В. Профессиональное самовоспитание учителя : кн. для учителя. — М., 1986. —143 с.
5. Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.
6. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.
: 7. Методическая работа в общеобразовательной школе : обзорная информация. Вып. VI. — М., 1977. — С. 17-24.
8. Школа развития и самосовершенствования : прак-тический материал из опыта работы для руководите¬лей школ, классных руководителей, воспитателей. — К., 1997. —48 с.
9. Даутова, О. Б., Христофоров, С. В. Самообразова¬ние учителя как условие его личностного и профессионального развития // Инновации и образование : сборник материалов конференции. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — Серия «Symposium», вып. 29. — С. 309-317.
10. Коджаспирова, Г. М. Теория и практика профес-сионального педагогического самообразования. — М. : Альфа, 1993. — 117 с.
11. Гузеев, В. В. Планирование результатов образова¬ния и образовательная технология. — М., 2001.
12. Левитес, Д. Г. Практика обучении: современные образовательные технологии. — Воронеж, 1998.
13. Полат, Е. С. Новые педагогические и информаци-онные технологии в системе образования. — М. : Ака¬демия, 1999.
Запрудский, Н. И. Современные школьные техноло¬гии. — Минск : Сэр-Вит, 2010
Документ Microsoft Word.docx
учитель -логопед
Автор: Юлия Анатольевна Жильцова
Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Педагог должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.
Следует заметить, что в настоящее время стремление к образованию проявляется до такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием.
Знаний полученных в процессе учебы в институте нам не достаточно для работы, это мы понимаем, придя работать в ДОУ. Мы начинаем искать знания и информацию в книгах, интернете, у более опытных коллег, на курсах повышения квалификации, семинарах и конференциях. Занимаясь самообразованием и саморазвитием, мы увеличиваем свои знания, совершенствуем имеющиеся и приобретаем новые профессиональные навыки в свете современных условий.
Очевидно, что человек, который желает достичь успеха, должен развиваться. Саморазвитие предполагает постоянную работу над собой. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни: карьеру, любовь, дружбу, увлечения и т.п. Без стремления к самосовершенствованию, личностному росту невозможна успешная профессиональная деятельность. В свою очередь, личностный рост – это стремление к идеалу, стремление стать лучше, укрепить свою самооценку. По сути, это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой.
Определим мотивы, побуждающие педагога к саморазвитию и самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией.
Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества.
Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки.
В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Необходимо применять новые технологии в обучении.
• Изменения, происходящие в жизни общества.
Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как “несовременного человека”.
• Конкуренция.
Не секрет, что многие обучающиеся, приходя на обучение в ФКП, пишут заявление на обучение в учебную группу к конкретному мастеру производственного обучения, предметнику.
• Общественное мнение.
Педагогу не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим педагогом быть стыдно и обидно.
• Материальное стимулирование.
Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес.
Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться?
«Саморазвитие педагога, как источник профессиональной успешности».docx
педагог-психолог
Автор: Елена Николаевна Кушманцева
Педагог — одна из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей. Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми.
В словаре С. И. Ожегова самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя» В педагогическом энциклопедическом словаре «самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п». С. В. Юдакова считает, что «самообразование — самостоятельная познавательная деятельность человека, которая включает в себя следующие компоненты: целенаправленную самореализацию на основе внутренней свободы личности; удовлетворение потребностей в социализации; продуктивную часть личности на основе осознания познавательных потребностей; специально организованную самодеятельную систематическую познавательную деятельность по достижению целей, связанных с личностным развитием».
учитель начальных классов
Автор: Елена Борисовна Кузьменко
Материал для учителей содержит понятие и важность самообразования для профессионального роста педагогического работника. В данном докладе рассмотрим, что такое самообразование, его значение для педагогов, а также методы и формы, способствующие развитию профессиональных компетенций.
Самообразование тренера-преподавателя – важнейший способ его профессионализма.
Автор: Муравьев Сергей Николаевич
Самообразование тренера это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим тренером-преподавателем. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и
связано с развитием осознания,а также определенных внутренних качеств и
черт личности тренера, требует от личности самостоятельных познавательных сил. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий.
Лексическая работа на уроках русского языка и чтения
Автор: Северина Ольга Анатольевна
В данной статье рассматриваются способы активизации словаря младших школьников, как одно из важнейших направлений словарной работы на уроках
лексическая работа.docx
«История развития гендерного развития педагогов»
Автор: Котенева Марина Валерьевна
Исторический контекст развития гендерной идентичности педагогов представляет собой сложное переплетение культурных и социальных аспектов, начиная с традиционного общества и до современных тенденций. Статья рассматривает влияние античных гендерных ролей на формирование образовательных стратегий, а также анализирует воздействие феминизма и гендерных исследований на эволюцию гендерной идентичности педагогов. Особое внимание уделяется изменениям в отечественном образовании XVIII–XX веков и их влиянию на гендерные динамики в педагогической сфере. Работа также подчеркивает важность этого исторического взгляда для формирования инклюзивных образовательных практик в современном обществе.
Котенева.Исторический контекст развития. Статья.docx