Автор: Новак Надежда Ивановна
Современное образовательное пространство подвержено трансформации, педагогическая реальность также претерпевает если не кардинальные, то ощутимые изменения. Поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-компетентность) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа развития образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование её ресурсов. А это невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов. Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. В свете этих требований в школах ведутся большие работы по обучению педагогов использованию ИКТ в образовательной деятельности. Так как меняется не только структура обучения, способ обучения, но и даже место обучения.На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
• построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.
• осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
• виртуальные экскурсии
• разработка методических программных средств.
• использование ресурсов Интернет.
• коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение.
Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ — компетентности учителя носит развивающий характер. Хотелось бы остановится конкретно на «мультимедийной обучающей программе». Под программой понимается компьютерная программа, использующая текст, звук, цвет, графику и движение. И на сегодняшний деньсуществуют множество мультимедийных программ, которые дают возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика, а сегодняшний ученик это поколение «Три я», у которых свои особенности, такие как:
• отсутствие навыков запоминания;
• несформированность навыков долговременной памяти;
• слабое представление о формировании причинно-следственных связях;
• отсутствие эмпатии;
• гиперактивность;
• быстрая утомляемость;
• клиповый тип мышления;
• фреймовый способ восприятия информации.
Появились новые виды обучения:
• Смешанное обучение
• Перевернутый класс
• Электронное обучение
• Мобильное обучение
• Обучение длиною в жизнь