Статья «Проблемное обучение»

Автор: Анна Николаевна Онучина
Чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребёнка, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое в свою очередь, имеет исключительное значение для человеческой практики, так как делает реальной цель современного образования – развитие творческой личности.
Проблемное обучение.odt

МБОУ СОШ №59 п.Белозёрный

Автор: Савченко Елена Михайловна
Время информационных технологий затрагивает все сферы нашей жизни. Нет сомнений в том, что школьное образование, получаемое современными школьниками, не может быть исключением. Педагогическая наука, накопившая огромное количество разнообразных методов и форм обучения, пополняется средствами, которые называются цифровые образовательные ресурсы. Чтобы иметь представление о таком содержательно обособленном объекте как цифровые образовательные ресурсы или кратко «ЦОР», стоит более подробно об этом поговорить. Согласно словарю современных слов понятие «цифровой образовательный ресурс» представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, цель которого направлена на достижение дидактической цели или решение определенных учебных задач. Поэтому работая на уроке, учитель по-прежнему ориентирован на обучение школьников, но при этом, применяет такие средства обучения, которые обеспечивают оптимальную форму передачи знаний, учитывает требования информационного общества и современных достижений науки и техники. В связи с динамически развивающейся системой обучения, тесно связанной с информационно-коммуникационными технологиями, доступностью в школьной среде сети интернет, внесены и активно реализуются современные цифровые средства обучения. Актуальность применения ЦОР на уроках гуманитарного цикла не вызывает сомнений, так как учителю это большая помощь при подготовке к уроку, при проведении урока и при обмене результатами деятельности со своими коллегами через интернет. Согласно образовательно-методическим функциям ЦОР можно классифицировать по следующим группам: электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы и электронные издания контроля. Например, электронные учебники представляют собой прототипы традиционных учебников, оригинальные электронные учебники, предметные обучающие системы и предметные обучающие среды. Электронные учебные пособия выполняют функцию тренажеров, репетиторов, обучающую, обучающе-контролирующую, игровую, интерактивную, справочно-словарную и практически-лабораторную. Электронно-методические комплексы — это предметные миры, программно-методические комплексы, предметно-методические среды и инновационные УМК. Электронные издания контроля — это тестовый материал, задания на проверку знаний, методические рекомендации по тестированию и контролю знаний и инструментальные средства. Предметы гуманитарного цикла наполняются текстовой, визуальной, аудиальной информацией. Формируется на уроке атмосфера активной деятельности, которая несет в себе много доступной и интересной информации, необходимой для пополнения обучающимися своего интеллектуального багажа. Стоит понимать, что ЦОРы классифицируются по типу информации. Поэтому к каждому уроку при выборе конкретного ресурса стоит подходить взвешенно, дидактически и методически грамотно. К ЦОР с текстовой информацией относятся учебники и учебные пособия, первоисточники и хрестоматии, книги по чтению, нормативно-правовые документы, словари и справочники, энциклопедии. Совершенно очевидно, что это тот значимый ресурс, который незаменим на уроках истории и обществознания. Если применять ЦОР с визуальной информацией, например, иллюстративный, фотоматериал, портреты полководцев и правителей, а также карты, это позволит расширить диапазон информационных возможностей, активизировать обучающихся для познания и получения новых знаний. Хорошим подспорьем при изучении отдельных вопросов на уроках обществознания могут быть видеофрагменты процессов и явлений, происходящих в мире. Звукозаписи выступлений и синхронизированные аудио объекты, используемые учителем, необходимы для организации современного учебного процесса. Как показывает многолетняя педагогическая практика, разработка и использование наборов ЦОР безболезненно вносятся в традиционный учебный процесс. Таким образом, ЦОР — это наиболее востребованный ресурс для обучения, так как обладает эффективностью и отвечает современным вызовам информационного общества. Между тем, существуют определенные требования к цифровым образовательным ресурсам. В процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла и погружения в конкретный курс или раздел, важно чтобы иллюстративный или текстовый материал давался в большем объеме, чем на бумажном аналоге в количественном отношении. Кроме того, данный ресурс должен быть привлекательным и приемлемым для его освоения. Обучающие должны быть мотивированы на его использование в процессе обучения. Поэтому уровень готовности и желание школьника являются показателями привлекательности ЦОР. Конечно, не в каждой сельской или малокомплектной школе созданы оптимальные условия по использованию ЦОР, тем самым стоит обратить внимание на организационные и технические возможности применения данных ресурсов. Важно уделять внимание таким критериям как результативность и эффективность ЦОР, которые заключаются в степени достижений учеником целей в процессе обучения. Именно эффективность ЦОР служит показателем снижения трудозатрат для достижения результативности. Для обучающегося ЦОР оказывает неоценимую помощь не только при подготовке домашнего задания. Нет секрета в том, что родители для своих детей приглашают репетиторов, инициируя более глубокое изучение предмета. Данные по ЕГЭ указывают, что лидирующие позиции занимают дисциплины гуманитарного цикла. Поэтому ЦОРы могут оказать неоценимую услугу школьнику не только в отборе важного и нужного учебного материала в большем объеме, но и увеличить знания в информационной, справочной и энциклопедической сфере. Провести незабываемый, насыщенный яркими образами и впечатлениями урок возможно при моделировании и демонстрации объектов, а активные формы занятий надолго останутся в памяти у школьников, стимулируя интерес к обучению и формируя у них ответственное отношение к получению полезной информации в нужное время. Стоит несколько слов сказать об информационных инструментах, которые входят в информационное содержательное обеспечение информационно-телекоммуникационного сопровождения учебного процесса. Информационными инструментами принято считать такие информационные средства, которые обеспечивают работу с информационными источниками. Отметим, что информационные инструменты могут включать в себя отдельные информационные объекты. Резюмируя вышеизложенное, стоит сделать следующий вывод. Цифровые образовательные ресурсы в современной школе — это не просто новый взгляд на обучение, это неотъемлемая часть учебного процесса, активизирующая школьника получать и применять свои знания, видеть результаты своей деятельности, с увлечением учиться, так как предлагаемые тесты, тренажеры, задания, разминки и зарядки для ума — имеют явное преимущество перед дополнительными занятиями с репетитором за отдельную родительскую оплату. Совершенно очевидно, что и для учителя ЦОР оказывает неоценимую услугу, так как одновременно можно использовать аудио-видео-мультиматериал, тем самым экономя время на уроке, а также разрабатывать индивидуальные задания, способствующие развитию творческих возможностей каждого ученика, интенсифицировать процесс обучения, делая его наиболее эффективным, эмоционально насыщенным и привлекательным.
Современные ЦОРы на уроках гуманитарного цикла.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснополянская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

Автор: Мыцына Татьяна Анатольевна
Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.
Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»

Пути реализации системно — деятельностного подхода на уроках окружающего мира.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ровеньская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области», п. Ровеньки

Автор: Манченко Иван Сергеевич
Мастер-класс «Развитие познавательной активности обучающихся через применение экологических задач на уроках биологии в 7-9 классах»
Мастер-класс_Манченко И.С.docx