Эффективные формы и методы обучения.

Автор: Шаяхметова Альфия Ильсуровна
Основная цель школьного образования – подготовка разносторонней личности гражданина, ориентированной в системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе, нацеленной на самообразование и самосовершенствование. Этому способствует использование активных форм обучения учебной деятельности и методов на уроках в начальной школе.

Форма – это внутренняя структура, строение, связь. Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду то или иное строение учебных занятий, организацию учебной деятельности учителя и учащихся.

В современных условиях в начальной школе формы обучения могут подразделяться по многим основаниям:

по способу обучения (очная, заочная, самообразование),

по участию или неучастию педагога в процессе учения,

по механизму разбиения содержания обучения (комплексная система обучения),

по основанию непосредственного или опосредованного общения обучающихся с педагогом и/или учебными материалами (традиционный вариант, дистанционное обучение),

по месту проведения учебных занятий,

по целевой направленности занятий,

по видам учебных занятий;

по коммуникативному взаимодействию:

фронтальная форма организации учебной деятельности,

индивидуальная форма организации учебной деятельности,

групповая форма организации учебной деятельности,

коллективная форма организации учебной деятельности.

Методы обучения делят по доминирующим средствам на:

словесные,

наглядные,

практические;

по разнообразию способов:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности,

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-

познавательной деятельности;

группирование по способам учёбы (за основу берётся характер учебно-познавательной деятельности):

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

проблемного изложения,

частично-поисковый,

исследовательский.

Указанные способы разбиваются на две группы:

репродуктивную (1 и 2 способы),

продуктивную (4 и 5).

Проблемное изложение захватывает промежуточное положение, так как оно в одинаковой степени предполагает как овладение предоставленными сведениями, так и элементами творческой деятельности.

Методы, относящиеся к репродуктивной группе, обогащают учащихся знаниями, умениями и навыками, формируют у них основные мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать.

Эта цель достигается продуктивными методами. Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. При регулярной реализации творческой деятельности, у человека развиваются качества быстроты ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не бояться её новизны, своеобразия и плодотворности мышления, изобретательности, интуиции и т.п. Обстоятельством функционирования плодотворных методов является присутствие проблемы. Проблемная ситуация – это психическое состояние интеллектуальных трудностей, которое вызвано двумя факторами: первый фактор – острым желанием разрешить какой-либо вопрос, второй фактор – неосуществимостью сделать это при помощи наличного резерва сведений, либо благодаря известным методам действия, и формирующее необходимость в усвоении новых сведений или поиске новых методов действий.

Обучение благодаря продуктивному способу называют проблемным обучением. В продуктивных способах существуют следующие достоинства проблемного обучения:

учит думать логично, научно, творчески;

учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

учит преодолевать встречающиеся затруднения;

делает учебный материал более доказательным;

делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

способствует превращению знаний в убеждения;

вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

формирует и развивает познавательные интересы;

формирует творческую личность.

Продуктивные способы не универсальны, не любая учебная информация хранит в себе противоречие и играет роль учебной проблемы. Данный учебный материал надлежит доставлять репродуктивными способами. Для того чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, нужно чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний. Создать этот запас можно только благодаря репродуктивному методу.

Целью современного начального образования является развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В педагогическом процессе в школах недостаточно используются активные методы обучения. Моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Мне как учителю необходимо доступно всё рассказать и показать, и научить детей мыслить, привить им навыки практических действий. Вот этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Иногда активизация сводится или к усилению контроля за работой учеников, или к попыткам интенсифицировать передачу и усвоению всё той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных, информационных технологий, резервных возможностей психики. Следовательно, развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием активных методов обучения.

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Урок – это основная форма обучения, он выполняет конкретную функцию. Огромное значение имеет правильный выбор форм работы. Нельзя забывать о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Нужно заинтересовать детей, сделать урок любимым, увлекательным. Актуальность проблемы возникает в 1 – 4 классах. Нужно сделать так, чтобы труд на уроке принёс ребёнку удовлетворение, радость, вызывал желание вновь познавать новое.

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, способствуют поддержанию интереса, лучшему усвоению материала. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физкультминутка.

В настоящее всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмом и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Принципиальным отличием ФГОС является не предметный, а личностный результат.

Показателями успешности образованной личности являются активность и самостоятельность, которые формируются в ходе практико-ориентированной и личностно-ориентированной деятельности, каковой является метод проектов, отвечающий требованиям современного образования. В связи с этим метод проектов стал одним из самых популярных и эффективных в образовании.

Я работаю по УМК «Школа 2100». Он имеет в своей основе системно-деятельностный подход, где ведущей является проектная деятельность ученика. Метод проектов особенно интересен, так как он способствует выявлению новых коллективных форм учебной деятельности, создаёт практический момент изучения учебного материала, активизирует творческие возможности личности.

Пассивность и рефлексивность учащихся на занятиях часто является причиной низкой эффективности педагогического общения в процессе обучения. В связи с этим на уроках особое место занимает метод проектов, так как он воспитывает у учеников способность к действию, рассуждению, самостоятельности, формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий. Дети занимают активную позицию, учатся выражать своё мнение и прислушиваться к чужому, сотрудничать и договариваться, развивают самостоятельность, предприимчивость, изобретательность. Метод проектов может применяться как для изучения новой темы, так и для закрепления и повторения учебного материала.

Метод проектов позволяет мне реализовывать различные цели и задачи урока, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности. Важными достоинствами данной формы организации педагогического процесса является возможность исключить формальный характер изучения, активизировать учащихся для достижения практического результата, удовлетворить потребность учащихся в самореализации. Такая работа интересна, эффективна и результативна.

На сегодняшний день также актуально использование интерактивных форм и методов обучения. Интерактивное обучение построено «на взаимодействии учащихся с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта». К основным формам и методам интерактивного обучения относят дискуссионные, игровые, тренинговые задания.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения педагога правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Создание условий для всестороннего развития способностей учащихся, вовлечение их в активный процесс познания мира и себя на сегодняшний день является основной задачей современного образования.

Эффективные формы и методы обучения.docx

ГБПОУ КК КТК

Автор: Науменко Татьяна Владимировна
Критерии и алгоритм выбора современных педагогических технологий условиях реализации нового ФГОС
статья.docx

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СПО

Автор: Поскотинова Марина Владиславовна
В статье раскрывается понятие дистанционного обучения, которое активно формируется и развивается в нашей стране. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.
Статья Поскотинова.docx

технология «Социальные пробы»

Автор: Субботина Татьяна Валентиновна
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности ребенка и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.
Признаки:
• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
• технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
• функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и ребенка на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;
• поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым педагогом и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов воспитанниками;
• органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Свойства:
• концептуальность: основой для разработки выступает определенная научная идея;
• целостность: все элементы, обеспечивающие качество образовательной технологии, связаны между собой;
• управляемость: существуют возможности для исследования, анализа и совершенствования учебно-воспитательного процесса;
• воспроизводимость: современные образовательные технологии могут быть воспроизведены большим количеством преподавателей;
• эффективность: обеспечивается решение задач согласно стандартам образования при снижении финансовых, материальных и временных затрат.

Классификация:
• В зависимости от того, на каком уровне происходит их использование, образовательные технологии могут быть: общепедагогическими, предметными (частно-методическими) и локальными (модульными).
• По базовой концепции: теоцентрические, натурцентрические, социоцентрические, антропоцентрические и т.д.
• В зависимости от основного метода и используемых средств: репродуктивные, тренинговые, диалогические, развивающие, творческие, игровые, компьютерные, а также программного, проблемного, коммуникативного и удаленного обучения.
• По формам организации: лекции с практическими занятиями, персональные, групповые, дифференцированные.
• В зависимости от модели взаимодействия педагога: авторитарные, ориентированные на личность ученика, личностно-деятельностные, направленные на сотрудничество.

социальные пробы.pdf

Автор: Щербакова Светлана Владимировна
Игровая деятельность влияет на развитие всех познавательных процессов: внимания, памяти, мышления воображения. Игра требует от ребенка включения в свои правила, он должен быть внимателен к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками, он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируются произвольность психических процессов, когда ребенок может следовать сознательной цели.
Влияние дидактической игры на познавательную деятельность младших школьников.docx

Использование оборудования «Точка роста» в урочной и неурочной деятельности как способ формирования УУД.

Автор: Стрелавина Надежда Александровна
В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение школ современным оборудованием центра «Точка роста». Внедрение этого оборудования позволяет качественно изменить процесс обучения химии. Цифровая лаборатория полностью меняет методику и содержание экспериментальной деятельности и решает проблему низкой мотивации обучающихся.
Использование оборудования «Точка роста» в урочной и неурочной деятельности как способ формирования УУД..docx

Статья «Формирование самостоятельности, творчества и инициативности детей в процессе кружковой деятельности по рисованию в средней группе»

Автор: Коваль Наталья Валентиновна
Современное общество требует от педагога воспитать человека будущего: самостоятельного, творческого, инициативного с активной
жизненной позицией. Рисование является одним из важных видов
деятельности, в которой можно успешно сформировать эти качества.
formirovanie-samostoyatelnosti.pdf