Активные формы обучения биологии

Автор: Сибряева Надежда Васильевна
Активные методы обучения на уроках биологии
Учитель Сибряева Надежда Васильевна.
МОУ СОШ №33 г.Энгельс Саратовской области

Например: «Мозговой штурм».
Суть «Мозгового штурма» состоит в том, чтобы записывать любую идею, предложить максимум идей, не обсуждать, ни в коем случае не критиковать, не думать об идеях, создавать атмосферу содействия.
Правила «Мозгового штурма» следующие:
1. экспресс-разминка;
2. быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим;
3. непосредственно «Штурм» поставленной проблемы;
4. еще раз ведущим быстро уточняется задача;
5. обсуждение экспертами итогов работы групп;
6. отбор и оценка наилучших идей экспертами;
7. сообщение о результатах «Мозговой штурма» по очередности выполнения задания или по часовой стрелке;
8. публичная защита наилучших идей.
Следующий активный метод называется «Кубирование».
«Кубирование» позволяет рассмотреть тему с разных сторон. Этот подход предусматривает использование кубика с написанным на каждой грани указанием направления мысли. Например, возможны такие указания на гранях:
1. описать объект, явление;
2. проанализировать составные части;
3. сравнить с другими, аналогичными;
4. установить ассоциации;
5. предложить аргументы «за» и «против»;
6. как использовать?
Учитывая тенденции развития современного общества невозможно не использовать интерактивные технологии в обучении («ИКТ»).
Чем хорош этот метод?
1. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
2. Позволяет повысить эффективность урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
3. Дает возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации.
4. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разно уровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Рассмотрим метод «Модульное обучение».
Преподавание в этом методе строится на основе блочно-модульного представления учебной информации Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:
• Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
• Выделить главные основополагающие идеи.
• Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить…
• Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
• Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты…
• Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
• Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.
Алгоритм составления модульного урока:
• Определение места модульного урока в теме.
• Формулировка темы урока.
• Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
• Подбор необходимого фактического материала.
• Отбор методов и форм преподавания и контроля.
• Определение способов учебной деятельности учащихся.
• Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.
Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
1. Составление модуля данного урока.
2. Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося. Пример модульного урока приведен ниже в таблице:

Мозговой штурм….docx