«ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВ: тематические шаблоны-трансформеры для развития функциональной грамотности и глобальных компетенций учащихся на уроках русского языка»

Автор: Рожко Наталья Викторовна
Предлагаемая методическая разработка основана на методологии пространственно-средового подхода в формировании функциональной грамотности и глобальных компетенций как оригинальной мотивационной системе. Тематические шаблоны-трансформеры, выступающие первичными моделями, обеспечивают реализацию сразу нескольких целей в образовательном процессе младших школьников: во-первых, они позволяют преобразовывать игровые мотивы и познавательный интерес младших школьников в собственно учебные мотивы; во-вторых, способствуют преодолению эгоцентризма и синкретизма детского мышления (Ж.Пиаже), являясь эффективным коммуникативным средством разрешения проблемных ситуаций непонимания; в-третьих, их многофункциональность и возможность многократного использования стимулирует воображение и творчество не только обучающихся, но и других участников образовательного процесса – педагогов, тьюторов, родителей. Данное методическое средство (предлагаемые тематические шаблоны-трансформеры и система их применения в обучении) имеет прогностический и объяснительный потенциалы, так как, по нашему мнению, обеспечивает решение проблемной ситуации, сложившейся в российском образовании и выявленной в ходе многолетнего мониторинга PISA. Г.И.Цукерман, называет результаты сопоставительной диагностики читательской грамотности 15-летних российских школьников в сравнении с результатами учащихся отечественной начальной школы «катастрофическими». Тематические шаблоны-трансформеры и предлагаемая система их применения в обучении обеспечивает пролонгированный эффект сохранности функциональной грамотности младших школьников в средней и старшей школе.
МР Рожко Н.В..docx