Каменск-Уральский Педагогический Колледж

Автор: Виктория Евгеньевна Волосникова
Игра «Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает ребенку 3–4 игрушки, а ребенок должен их назвать. Надо сразу научить ребенка правильно называть предмет: «Это… заяц (лиса, утенок)».
Игра «Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка. Волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
Упражнение «Скажи, какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы и называет их. Например: «Это груша». Ребенок должен описать предмет, перечислить его признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».
Упражнение «Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку, в которой в изображении предмета допущены неточности. Ребенок должен найти эти неточности. Например, на рисунке изображен цыпленок красного цвета, который клюет морковку. Или у медвежонка заячьи уши. Лиса нарисована синей и без хвоста. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые, маленькие ушки, у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
В гости к ребенку приходит кукла. Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и описывают ее внешний вид (глаза, волосы). Затем в гости к ребенку приходит зайчик. Взрослый и ребенок описывают зайца: у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши. А как сказать одним словом, что у зайца длинные уши? Заяц какой? Длинно… (ухий). Хвост у зайца какой? Короткий. Значит, заяц короткохвостый. Появляется кошка. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые. Значит, кошка… белолапая. За правильные ответы кукла выдает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

игры и словарно-лексические упражнения на развитие грамматического строя речи (по 5 шт).docx