ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Автор: Шуина Светлана Викторовна
Одним из важнейших показателей эффективности образования является востребованность выпускников профессиональных образовательных организаций на рынке труда.
Не секрет, что довольно часто уровень подготовленности специалистов и уровень требований работодателей не совпадают, в результате чего молодым специалистам приходится «доучиваться» на стадии адаптации. Содержание квалификаций, востребованных работодателями, существенно изменилось, таким образом, требования к выпускнику СПО отражают вчерашний день, разрешить это противоречие призваны профессиональные стандарты. Поэтому мной и выбрана актуальная на сегодняшний день тема: «Формирование профессиональных компетенций на основе гармонизации программ подготовки с требованиями профессиональных стандартов»
Очевидно, что требования к результатам подготовки выпускника и требования к специалисту, претендующему на трудоустройство, должны в значительной степени пересекаться, но в силу того, что процессы разработки образовательных и профессиональных стандартов на практике не взаимосвязаны, возникает проблема отсутствия согласования между указанными документами.
Поэтому научно-исследовательская деятельность заключается в изучение трудовых функций и особенностей деятельности специалиста в области бухгалтерского учета профессионального стандарта «Бухгалтер» и сопряжение его требований с Федеральным государственным образовательным стандартом специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в целях совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций выпускника. Изучение работ педагогов, занимающихся изучением гармонизации программ подготовки с требованиями профессиональных стандартов при формировании профессиональных компетенций

Цель моей деятельности заключается в формировании профессиональных компетенций на основе согласования требований образовательного стандарта и требований рынка труда путем проецирования в программу подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) конкретных знаний, умений и трудовых функций профессионального стандарта.
Задачи моей деятельности для решения данной проблемы заключаются в следующем:
 изучение требований рынка труда
 выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет скорректирована программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
 сопоставление ФГОС и профессионального стандарта «Бухгалтер»
 составление перечня результатов освоения образовательной программы
 разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе и корректировка содержания программы.
 корректировка учебного плана.

Из поставленных предо мною цели и задач, а также из противоречий между требованиями ФГОС, предъявляемые к выпускникам СПО и современными требованиями к специалисту профессиональными стандартами вытекает актуальность исследования — гармонизация программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) с учетом профессионального стандарта «Бухгалтер», отражающих интересы и потребности работодателей (как бизнеса, так и государственных структур), что позволит сформировать профессиональные компетенции, востребованные на рынке труда.

Как показала практика преподавания в техникуме профессиональных модулей по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) между требованиями ФГОС, предъявляемые к выпускникам СПО и современными требованиями к специалисту профессиональными стандартами существует определенные противоречия:
— современные требования работодателей к специалисту и уровень подготовленности специалистов не совпадают;
— работодатель устанавливает свои требования к уровню образования необходимых ему работников.

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с Указом Президента. Профессиональный стандарт закрепляет обобщенную трудовую функцию специалиста, четко формулируя цель его деятельности, с обозначением конкретных трудовых функций. Таким образом, в профессиональном стандарте прописаны конкретные знания, умения и компетенции, необходимые представителю данной специальности. Благодаря своей структуре профессиональный стандарт вполне может быть согласован с требованиями образовательных стандартов и спроецирован в программы профессионального образования для сочетания уровня возможностей студента и вероятность успеха при выполнении задания, согласованного и разработанного с пересечениями требований к профессиональным компетенциям и результатам подготовки выпускника и требований к специалисту, претендующему на трудоустройство.

Для меня, как преподавателя, очень важно при сопоставлении ФГОС и профессиональных стандартов создать условия для формирования профессиональных компетенций востребованных на рынке труда.
Гармонизацию образовательных стандартов необходимо проводить по спектрам компетенций выпускника и рабочего места (должности) для того, чтобы адекватно отразить требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и профессиональных стандартов.
Первым этапом в преодолении разногласий между требованиями образовательных стандартов к профессиональным компетенциям и требованиями рынка труда является создание рабочих групп, деятельность которых направлена на гармонизацию программ подготовки с требованиями профессиональных стандартов с целью формирования профессиональных компетенций. В состав рабочих групп, уже созданных в нашем техникуме, наряду с педагогическими работниками и руководителями структурных подразделений включены представители работодателей.

Вторым этапом является выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет скорректирована профессиональная образовательная программа специальности. При поиске профессионального стандарта необходимо учитывать, что специальности может соответствовать один, несколько и или часть профессионального стандарта.

Третий этап — сопоставление ФГОС и профессиональных стандартов. Для анализа из профессиональных стандартов нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (в ФГОС им соответствует виды деятельности), которые соответствуют направленности (профилю) программы и относятся к выбранному на предыдущем шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.
Четвертый этап. Сопоставление, проведенное на предыдущем этапе, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы. В среднем профессиональном образовании это общие компетенции и профессиональные компетенции, сгруппированные по видам деятельности.
Пятым этапом работы рабочей группы является разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе и корректировка содержания программы. Для разработки оценочных средств основой являются умения и знания, которые были положены в основу формирования (совершенствования) компетенций. Знания и умения определяются на основе ФГОС и профессиональных стандартов.

Завершающим этапом работы по гармонизации программ подготовки с требованиями профессиональных стандартов для формирования профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда является корректировка учебного плана. Предполагается, что в учебный план будут внесены необходимые изменения, обеспечивающие согласование требований ФГОС и профессионального стандарта.

В результате моей работы для формирования профессиональных компетенций, востребованных в современном обществе, нами были внесены необходимые изменения в учебный план, обеспечивающие гармонизацию требований ФГОС и профессионального стандарта; усовершенствовано содержание и структура рабочей программы профессионального модуля программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), отбор оптимальных форм образовательной деятельности
Сделанные выводы согласованы с работодателями.

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны отражается в формировании системы универсальных учебных действий на занятиях, охватывающих перечень профессиональных компетенций образовательной программы и профессионального стандарта.
Новизна заключается в следующем: предлагаемый подход к формированию профессиональных компетенций на занятиях и практике обеспечивает гармонизацию системы профессионального образования и овладение всеми функциями профессионального стандарта одного квалификационного уровня для создания качественных рабочих.
По результатам итоговой аттестации и дальнейшему трудоустройству выявлен рост сформированности уровня профессиональных компетенций с учетом требований профессионального стандарта, что позволило выпускникам быть более востребованными на рынке труда.

Вывод: предлагаемый подход к формированию профессиональных компетенций на занятиях и практике обеспечивает гармонизацию системы профессионального образования и овладение всеми функциями профессионального стандарта одного квалификационного уровня для создания качественных и востребованных специалистов.

выступление на галактику Шуиной.docx