МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»»

Автор: Аврамова Виктория Сергеевна, Синицына Евгения Юрьевна
Проект «Юные инженеры».

Стратегия осуществления проекта:

Данный проект осуществлялся в средней группе «Акварелька». Проект реализован в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: групповой.

Вид проекта: долгосрочный (1 год).

Участники: дети, воспитатели, родители.

Актуальность:

Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, конструкторов и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей. Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.
Инженерно-техническое образование в детском саду интересно тем, что, строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Работая с конструктором, дети могут экспериментировать, воплощать свои интересные идеи в постройки, это позволяет повышать у детей их самооценку, формировать чувство уверенности в своих силах.
В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.
Проблема:
Особенность современной ситуации в российской экономике характеризуется сменой технологического уклада, определяющей новое поколение инженерных и технических кадров. В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. В этой ситуации нет известных ответов на вопросы, как готовить инженеров, какие применять образовательные технологии.
Цель проекта: Формирование инженерного мышления детей, посредством использования конструкторов нового поколения и интеграции образовательного процесса.
Задачи проекта:

1. Образовательные:
 Подобрать и изучить научно-методическую литературу и диагностический материал по теме;
 Обучить правилам безопасной работы инструментами необходимыми при конструировании и строительным материалом.
 Учить видеть конструкцию объекта, устанавливать последовательность ее выполнения, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

2. Развивающие:
 Развивать интерес к моделированию и конструированию;
 Развивать конструкторские навыки, творческую, познавательную инициативу и самостоятельность;
 Развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое, инженерное мышление;
 Развивать мелкую моторику кистей рук.

3. Воспитательные:
 Воспитывать ответственность, дисциплину, коммуникативные способности, желание доводить начатое дело до конца.
 Воспитывать умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования, находить выход из проблемной игровой ситуации.
 Воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;

Ожидаемые результаты:
В результате проектной деятельности:
Ребенок может: —
➢ Проявлять интерес к конструированию;
➢ Самостоятельно продумать план создания объекта (постройка,
игрушка, плоскостная модель) ;
➢ Осуществлять поиск информации;
➢ Совместно с родителями, педагогом или самостоятельно создавать различные продукты деятельности;
➢ Формулировать собственную точку зрения;
Родители:
 Родители поняли значимость привлечения детей к научно-технической деятельности с использованием конструкторов нового поколения.
 Совместно с детьми создают различные продукты деятельности.
 Активно принимают участие в проектной деятельности.
Методы проекта:
1. Наглядные методы обучения:
 Наблюдение;
 Показ и анализ образца;
2. Практические методы:
 Включение элементов конструирования в занятия, игровую и самостоятельную деятельность.
3. Словесные методы:
 Объяснение последовательности и способов выполнения постройки;
 Пояснения, вопросы;
 Художественное слово;
4. Игровые методы:
 Обыгрывание созданных построек;
 Анализ и оценка процесса работы.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1 этап: Подготовительный.
2 этап: Практический.
3 этап: Заключительный.
I этап «Подготовительный»
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, дидактического обеспечения.
3. Разработка конспектов.
4. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
5. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
6. Подбор материалов по теме проекта.
7. Составление плана основного этапа проекта.
Для эффективной реализации Проекта необходимо дидактическое обеспечение:
1. наборы дидактических пособий, картотеки технических карт, схем, планов, картинок, фотографий построек и моделей;
2. виды конструктивного материала:
кубики детские (строительный набор),
магнитный конструктор — кубики,
магнитный конструктор – геометрические фигуры,
игольчатый конструктор,
деревянный конструктор,
конструктор GIGO,
крупный конструктор Lego.
3. подборка материалов по знакомству со строительными профессиями, сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры с тематикой «Мой город», «Строительные профессии», « Техника и производство»;
II этап «Практический»
Практический этап включал в себя работу с детьми и родителями.
Работа с детьми:
 Сентябрь: Изучение литературы по данной теме. Создание развивающей среды.
 Октябрь: Посвящение в «Юные инженеры».
 Ноябрь: Знакомство с разнообразным материалом, пригодным для конструирования. (подручный, блоки мягкие, лего, магнитный конструктор, колючий конструктор). Домашнее задание для детей «Постройки из конструктора».
 Декабрь: Конструирование из бумаги «Синички», «Пингвины», «Ракеты», «Домики» и т.д.
 Январь: Конкурс-выставка «Здания родного города».
 Февраль: Знакомство с деревянным конструктором.
 Март: Беседа «Инженерия в мире природы», создание книги «Архитекторы живой природы».
 Апрель: Создание настольной игры «Достопримечательности г.Гаджиево», с изображением известных построек города.
 Май: Подведение итогов проекта. Подготовка презентации на тему «Юные инженеры».
На протяжении всего времени по реализации проектной деятельности, родители и дети принимали участие в интернет-конкурсах по конструированию.

Работа с родителями:
 Помощь в оформлении центра конструирования.
 Ознакомление родителей с планом проекта.
 Вовлечение родителей к работе по реализации проекта.
 Консультация для родителей «Роль конструирования в развитии детей».
 Домашнее задание для детей «Постройки из конструктора».
 Мастер – класс с родителями «Огнедышащий дракон»
 Выставка детских работ для родителей.
 Конструирование из дерева.
 Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности.
 Участие детей и родителей в конкурсе «Космические просторы», создание макетов из подручных средств.

III этап «Заключительный»
1. Анализ результатов проекта.
2. Оформление проекта и его презентации.
Результат проекта:
• Созданы условия для формирования инженерно-технического творчества у детей дошкольного возраста.
• Проявился интерес детей дошкольного возраста к инженерно-техническому направлению;
• Дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества;
• Сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.
• Созданы дидактические материалы: настольная игра «Достопримечательности г.Гаджиево» (с изображением известных построек города), книга «Архитекторы живой природы».

Вывод:
Таким образом, конструирование из конструкторов, подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей. Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться. Такой познавательный мотив
вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности
произвольно управлять своими познавательными потребностями. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с инструкциями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
Детская инженерия — это инновационное мышление, оно определено как мышление, направленное на обеспечение
инновационной деятельности, осуществляемой на когнитивном и инструментальном уровнях и характеризующееся как
творческое, научно-теоретическое, социально-позитивное, конструктивное, прагматичное и преобразующее.
Роль родителей в развитии конструктивных способностей и основ инженерного мышления детей дошкольного возраста является немаловажной. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей и детей. Задачи проекта были реализованы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Алексанина, Н.С. Инновационная деятельность в образовании [Текст] // Мир образования – образование в мире. №
3. 4. – М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006
4. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]:
5. кн. для воспитателей дет.сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с
6. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 11. — С. 32-38
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
8. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М.: Гардарики, 2008. – 118 с.

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №1 «Семицветик»»

Проектная деятельность по теме:
«Юные Инженеры»

Подготовили: Аврамова В.С.
Синицына Е.Ю.

г.Гаджиево
2024г.

ПРОЕКТ ЮНЫЕ ИНЖЕНЕРЫ!!!!.pptx