Автор: Дуйсенбайкызы Зарина
Выбор темы обусловлен тем, что речевая культура современных школьников очень низкая. Это, прежде всего, связано с тем, что современные молодые люди отдают предпочтение информационным технологиям, а не чтению художественной литературы. Речь учащихся школ отличается скудностью словарного запаса, в ней часто вовсе отсутствуют фразеологизмы.

Проблема изучения фразеологии в школе в настоящее время весьма актуальна, так как существует тесная связь языка с жизнью, историей и культурой общества. Кроме того, фразеология во многом способствует расширению кругозора, делает речь живой, выразительной, эмоциональной. Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет.

Предполагается, что большинство фразеологических оборотов не знакомы учащимся нашей школы. Несмотря на это, в их речи фразеологизмы употребляются достаточно часто, но с нарушением языковых норм русского языка.

Целью данной работы является выявить особенности и характер использования фразеологических оборотов в повседневной жизни и речи школьников.

Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением.

Этимология фразеологизма – это его происхождение.

Первоначальный (прямой) смысл фразеологизмов связан с историей разных народов, с их обычаями, религией, работой. Поэтому для понимания фразеологизма важно знать его этимологию.

Каковы же источники происхождения фразеологизмов? Изучив литературу по данной теме, были выделены следующие группы:

1.Исконно русские фразеологизмы

Большая часть фразеологизмов берет свое начало из глубины веков и отражает глубоко народный характер. Прямой смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с обычаями наших предков, их работой. Например: хлеб-соль, бить челом, бить баклуши, во всю ивановскую

2. Профессии

Многие фразеологизмы были созданы в устной речи людей различных профессий:

-в речи столяров (топорная работа; без сучка, без задоринки)

-в речи железнодорожников (ставить в тупик, зеленая улица)

-в речи музыкантов (задавать тон, играть первую скрипку)

3. Античная мифология

Некоторые пришли из мифов (прометеев огонь, ахиллесова пята, яблоко раздора)

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями. (крылатые выражения, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.
frazeologizmy-eto_interesno.docx