РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТИЛЕМ

Автор: Дерибова Ирина ивановна
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТИЛЕМ
Одним из показателей хорошего физического и психического развития ребенка является развитие мелкой моторики. Мелкая моторика тесно связана с развитием внимания, речи и наглядно-действенного мышления. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста. Поэтому я выбрала направление работы художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через работу с текстилем».

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Моя цель, это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе работы с текстилем.
Задачи:
— Активизировать движения пальцев рук- мелкую моторику, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности, формировать положительный настрой на занятиях. Формировать зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
— Развивать память, внимание, творческое воображение, речь, познавательные процессы, фантазию.
— Обучать ловкости в обращении с различными видами ткани,
— Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Ручное творчество — вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
В работе использую современные технологии работы с тканью: изготовление тканевых кукол, аппликация, конструирование, батик, экспериментирование с тканью. В процессе работы с тканью у детей развивается моторика пальцев рук, точность движений, навыки работы с различными по структуре и свойствам видами тканей.
Работая с тканью, дошкольники знакомятся со свойствами разных видов тканей, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться в пространстве заготовки. Ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. В работе с тканью есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. У детей совершенствуется глазомерная функция, развивается речь (дети овладевают правильными словесными обозначениями способов действий с тканью), фантазия, мышление, внимание. Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе деятельности кружка «Волшебница-ткань» с детьми старшего дошкольного возраста.
Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе. В организованной образовательной деятельности использую следующие приёмы и методы организации образовательного процесса:
словесные- беседы, чтение и заучивание художественной литературы, инсценирование сказок, словесные игры, загадывание загадок, рассказ педагога и детей.
наглядные- наблюдение, демонстрация образца, показ иллюстраций, показ способов действий, показ видео.
практические- упражнения, экспериментирование, работа по образцу
игровые- создание воображаемой ситуации, вхождение в роль, игровые правила, дидактические игры.
Ожидаемые результаты:
— развит интерес к творческой деятельности;
— развита мелкая моторика на достаточном уровне;
— развита речевая активность ребенка;
— сформированы представления о различных видах одежды и тканях, из которых они изготовлены
— появятся познавательно — исследовательские умения соответствующие возрасту (будут устанавливать причинно-следственные, временные и пространственные связи);
— выработаны усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд;
— получен навык совместной работы;
— развито умение последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца,
самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.
На занятиях кружка использую различные виды деятельности и интеграцию НОД: познавательную, коммуникативную, игровую, продуктивную, двигательную такие как: пальчиковая гимнастика, отгадывание загадок, физкультминутки, эксперименты с ткань Каждое занятие имеет свою тему: Знакомство с тканью и ее свойствами, «Дымковская роспись», «Красивое платье», «Букет цветов», «Батик» и др.
И в заключении хочется сказать следующее, что занятия по ознакомлению детей со свойствами ткани и различными технологиями работы с ней имеют большое значение для развития мелкой мотрики рук и всестороннего развития дошкольников.
Ребёнок узнаёт много нового с помощью манипуляций с различными видами ткани, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познаёт и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

статьтя.docx