Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Автор: Морозова Евгения Александровна
Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Цель познавательно-исследовательской деятельности – удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность, стремление познавать окружающий мир, свойства предметов, сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Эта цель необходима для решения задач ФГОС дошкольного образования в области познавательного развития, предполагающего развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.

Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

в младшем дошкольном возрасте:

— развитие интереса к окружающему миру;

— формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);

— развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы, рассказ об увиденном), словарного запаса;

— создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

— стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

— формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:

— экспериментирование;

— исследование;

— коллекционирование;

— проектирование.

Особого внимания заслуживает детское экспериментирование, как особый способ практического освоения действительности и средство развития познавательной активности дошкольников.

Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования детей с предметным миром. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет моделировать в своём сознании картину мира, через разные формы восприятия, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Современному педагогу надо в первую очередь не столько учиться рассказывать, сколько учиться слушать и видеть. В познании окружающего мира менее всего ценны правильные ответы сами по себе. Важно как раз терпеливое выслушивание объяснений ребёнка, доверие к нему, поддержка его мысли, ещё не окрепшей и робеющей в окружении многих людей.

Эксперимент нельзя превращать в подобие хорового пения. «Возьмите в правую руку то, в левую то, соедините, потрясите…» Это вызовет лишь тоску. Можно сказать: «Вам лучше получить смесь из этих материалов – как её получить, решайте сами». Пусть ребёнок ошибётся, но он сам сможет поискать свои варианты. «Не делай с нами, делай как мы» — а делай не спеша. И нельзя упрекать за неудачи. Нужно выяснить причину, почему у одних опыт получается, а у других нет, и суметь с интересом для всех в этом разобраться.

Малыши очень устают от однообразия деятельности или предмета обсуждения – но готовы сколь угодно долго заниматься, если удаётся увлекательно для всех то и дело переключаться с одного на другое.

Дети разные по характеру, типу мышления, работоспособности, подвижности. Но у каждого ребёнка (при определённой работе) будут происходить определённые эволюционные изменения по отношению к естествознанию.

Любое экспериментирование начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания. Вначале — по просьбе. Потом – наблюдение как потребность. У одних детей этот период потребности к наблюдению проходит, а у других остаётся на всю жизнь.

2 ступенька. Размышление об увиденном, осмысление его, обсуждение., выдвигаются гипотезы, но детьми они оцениваются скорее с точки зрения оригинальности и интересности, а не врасчёте на опытную проверку.

3 ступенька. Измерение, замер. Очень труден этап лабораторных записей. Здесь нужен маленький шаг к воспитанию научности познания – шаг от бытового уровня рассуждений к профессиональному.

4 ступенька. Выдвижение таких гипотез, которые проверяются на прочность. Идейный штурм: что бы это могло быть? Порой взрослый может кинуть какие-то свои гипотезы на затравку: так, так или так? А на самом деле не так, не так и не так – а что-то другое.

5 ступенька Предсказание. Ребёнок может пересказать, что увидел. Он может и предсказать, что мы должны увидеть, и объяснить, почему это произойдёт.

Конечно, в детском саду обживать первые ступеньки куда более естественно, чем настраивать себя и детей на достижения верхних ступеней. В этом задача школы. Но иногда дошколята очень интересно выдвигают, обсуждают и доказывают разные гипотезы – иногда сказочные, а иногда и вполне научные. И конечно, одни взбираются по ступенькам быстро, другие вдумчиво и обстоятельно задерживаются на каждой. Странно требовать, чтобы все занимали одинаковую позицию.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
статья.docx