Развитие личности в образовательном пространстве

Автор: Мария Петровна Лобынцева
Мониторинг как механизм оценки результатов обучающихся
Аннотация. В статье рассматривается проблема достижений
обучающихся, раскрыто понятие «мониторинг», проведен
теоретический анализ мониторинга достижения обучающихся.
Ключевые слова: мониторинг, качество, технология, оценка,
тестирование, показатели достижений.
Развитие современного общества обусловлено информатизацией и
повышением качества образования. Активное использование средств
информатизации требует нового подхода к образовательному
процессу. Информационные технологии являются одним из главных
факторов развития содержания образования и управления
педагогическим процессом.
В настоящее время образование имеет практическую
востребованность во всех сферах жизнедеятельности человека и
диктует необходимость создания условий для достижения и
635
повышения качества образования. Качество характеризует состояние и
результативность процесса образования, его соответствие
потребностям общества в развитии и формировании компетенций. Оно
определяется совокупностью показателей, раскрывающих различные
аспекты деятельности образовательного учреждения [4. С. 37].
Проблема измерения и оценки качества образования – одна из
самых важных в практике деятельности образовательного учреждения.
Инструментом отслеживания данного процесса выступает мониторинг.
Он определяется как «постоянное наблюдение за каким-либо
процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату
или первоначальным предположениям» [2. С. 86].
Основным механизмом оценки результата образования
обучающихся является педагогический мониторинг. Предмет
мониторинга – оценка соответствия результатов образовательной
деятельности поставленным целям на каждом этапе обучения и оценка
эффективности взаимодействия в системе «ученик – учитель». Цель
мониторинга определяется созданием информационных условий для
формирования представления о состоянии системы, ее качественных и
количественных изменений [2. С. 88].
Существуют три основных подхода оценки образовательных
достижений обучающихся:
— критериально-ориентированный, позволяющий оценить уровень
знаний, умений и отношений;
— ориентированный на индивидуальные нормы конкретного
ученика, реального уровня его развития. Результатом оценки является
темп и объем усвоенного материала по сравнению с начальным
уровнем.
— нормативно-ориентированный. Учебные достижения ученика
интерпретируются в зависимости от достижений всех обучающихся.
В настоящее время активно предлагается использование тестовых
технологий для оценки достижений обучающихся и самопроверки.
Использование тестов позволяет проверить широкий спектр знаний
обучающихся по предмету, уровень сформированности некоторых
навыков и умений.
В научной литературе описываются основные требования к
тестовым технологиям: адаптивность, качество и эффективность.
Адаптивность технологий предполагает приоритет личности
обучающихся и необходимость создания таких технологий, которые
способны реагировать на индивидуальные различия испытуемых,
регулируя меру трудности заданий в зависимости от успешности
ответов на предыдущие задания. Это требование реализуется
636
посредством создания большого числа заданий с возрастающей
сложностью.
Качество технологии связано с надежностью и валидностью
тестовых результатов [3. С. 28].
К основным направлениям развития тестовых технологий относят:
— разработку большого числа заданий в тестовой форме для
самостоятельной работы;
— эмпирическую апробацию тех заданий, которые планируются
использовать для создания теста;
— техническое и научное оснащение тестового процесса.
По мнению Л.А. Анисимовой, тестирование имеет ряд
преимуществ:
— сокращение времени тестирования;
— обеспечение индивидуальности, самостоятельности,
самоконтроля;
— повышение объективности контроля и исключения субъективных
факторов;
— оперативность статистической обработки результатов контроля;
— доступность для обучающегося к полной информации о
результатах контроля;
— обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки
знаний большого количества обучаемых по разным темам,
выполнению заданий;
— освобождение учителя от выполнения повторяющейся трудоёмкой
и рутинной работы по организации массового контроля;
— обеспечение всесторонней и полной проверки;
— обеспечение возможности обучающемуся самопроверки освоения
материала в том режиме работы как это ему удобно;
— доступность и равноправие всех участников процедуры
тестирования [1].
Результаты тестирования – это статистический срез данных,
который фиксирует начальное состояние системы и является
отправной точкой для построения дальнейших практических шагов.
Наряду с тестированием необходимо использовать альтернативные
методы оценивания: исследовательские проекты, научные
эксперименты, презентации, дискуссии, творческие работы
обучающихся, являющиеся практическими результатами их
деятельности.
Применение иных форм контроля в процессе мониторинга
позволяет обучающимся не просто показать свой уровень усвоения и
запоминания информации, но, прежде всего, продемонстрировать
637
способность видеть и формулировать проблему, разработать новые
пути их решения.
Таким образом, теоретический анализ и анализ собственного опыта
позволяет отметить, что мониторинг является эффективным средством
изучения и фиксирования результатов достижения обучающихся. Он
дает представление поставленной цели и ведет к повышению их
ответственности, творческому росту, к стабильным конечным
результатам работы образовательного учреждения, а, следовательно, и
к повышению качества образования
Литература:
1. Анисимова, Л.А. Тестовые технологии на уроках русского языка /
25.05.2023 Сборник Лобынцева М.П., Огородникова А.Ю., ШЕП С. 634-637.pdf