СП ДО МАОУ Борковская СОШ

Автор: Людмила Амировна Садыкова
Открытое занятие по развитию речи для детей старше – подготовительной группы на тему
« Поможем Весне».

Цель: формировать представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
Задачи: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о весне, выделять существенные признаки, развивать умение составлять рассказ по опорным картинкам, расширять словарный запас.
Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы: игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Предварительная работа: рассматривание картинок, разучивание стихов, проведение вечеров загадок, наблюдение за природой на прогулках.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам в группу пришло письмо! Послушайте, я вам его прочитаю. « Здравствуйте, ребята! Я добрый сказочник. Мне очень нужна ваша помощь! Я написал для вас сказку о весне, но злая колдунья заколдовала часть моей сказки. И превратила ее в картинки, которые лежат в этом конверте! Ребята, помогите мне, пожалуйста, расколдовать сказку!»
Воспитатель: Ребята, поможем сказочнику расколдовать сказку?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте сказку.
« Жили — были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето, три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : « Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод Зимы».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое чудо поможет Весне победить зиму?
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя … ( солнце) – ( слайд 2)
Воспитатель: Правильно, ребята это солнышко. Какие пословицы о солнышке вы знаете?
Дети:
«При солнышке тепло, при матери добро».
« Солнце встанет, так и утро настанет».
Воспитатель: Молодцы ребята! А вы знаете, какое оно весеннее солнышко, на что похоже?
— Давайте с вами поиграем в игру « Сравни и назови»
Солнце желтое, как ( Одуванчик, лимон, и т.д )
Солнце круглое, как ( мячик, шарик, клубок)
Солнце ласковое, как ( мама, бабушка)
Солнце румяное, как ( яблоко, блинчик и т.д)
Воспитатель: Дети, чтобы наше солнышко засияло и одарило землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его.
Игра « Какое солнышко»
Солнышко какое? – лучистое, доброе, блестящее, нежное, приветливое.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как оно заиграла своими лучами. И поэтому еще сильнее стало пригревать.
Воспитатель: Ребята, в конвертах лежат разрезанные картинки, на которых нарисованы признаки весны. Я вам предлагаю собрать эти картинки.
( дети собирают пазлы)
— А теперь глядя на свои картинки, расскажите, как же солнце помогает Весне? Какие весенние признаки на ваших картинках?
Дети:
Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой, начал таять снег, потекли и зажурчали ручьи, появились проталины, прилетели грачи, расцветают подснежники, набухли почки.
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте мы с вами еще раз назовем признаки весны. Но, каждое предложение должно обязательно начинаться со слова « весной»
( на экране выходят слайды с 3 по 13)
Воспитатель: Ну что, ребята, продолжим расколдовывать сказку?
— Сейчас предлагаю вам представить, что мы в лесу, где очень тихо.
Аудиозапись « Голоса птиц»
Воспитатель: « Что вы слышите?»
— как называются птицы, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются на родину?
Дети: перелетные
Воспитатель : каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: грачи, скворцы, ласточки, соловей и т.д.
Воспитатель: Какая из птиц возвращается первой в родные края?
( картинки – птицы)
Воспитатель: Правильно ребята. Как только в поле появляются проталины , прилетают грачи.
Воспитатель: Кто из птиц прилетает последний? ( ласточки, стрижи)
— правильно, когда появляются насекомые.
— чем весной занимаются птицы? ( строят и ремонтируют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов)
Физкультминутка. ( музыкальная)
Воспитатель: Продолжаем расколдовывать сказку?
— Весной от спячки просыпаются дикие животные. Какие животные просыпаются? Какие животные меняют цвет шерсти?
-Давайте поиграем. Игра называется
« Назови детенышей»
У лисы – лисята,
у медведицы – медвежата
у ежихи – ежата,
у зайчихи – зайчата,
у белки – бельчата,
у лосихи – лосята.
Воспитатель: Какие первые цветочки появляются весной?
— Подснежник. ( его нельзя рвать, он занесен в красную книгу)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много рассказали о весне. А теперь предлагаю рассказать рассказ о весне, картинка подсказка вам помогут.
Слайд 14
( дети составляют рассказ с опорой на мнемотаблицу).
Воспитатель: Молодцы! Вам понравился рассказ? О чем был рассказ?
Весна какая? ( цветущая, дождливая, солнечная, теплая, ранняя, поздняя, звонкая, зеленая, певучая.).
Воспитатель: Наконец – то мы победили колдунью.
Стихотворение « Зима недаром злится.. ( Федор Тютчев)

признаки весны презентация.pptx