Хотите хорошую память? Делаем карту ума!

Автор: Лесникова Татьяна Анатольевна
В современном мире дети ежедневно получают большой поток информации. Как же помочь им организовать и упорядочить её, лучше воспринять и запомнить?
Для этого можно использовать ментальные карты, которые помогут ребёнку структурировать информацию об окружающем мире, превратив процесс обучения в увлекательную игру.
В мир дошкольных технологий ментальные карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В.М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. А ведь, как известно, ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи.
Ментальная карта (интеллект-карта, карта ума) — это уникальный и простой метод запоминания информации.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Концепция интеллект-карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу проще воспринимать информацию, которая основана на ассоциациях, визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.
Хотите попробовать? Тогда начинаем составлять свою первую карту ума. Вооружаемся цветными фломастерами, ватманом, клеем, ножницами и журналами с картинками. Затем, выбираем тему будущей карты, например, «Транспорт», вспоминаем его виды, назначения. Главное, не забыть правила составления интеллект-карт!
• При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы (для ее изображения можно использовать рисунки, картинки).
• Для каждого ключевого слова проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении)
• Над каждой линией – ветвью пишется одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво, печатными буквами.
• Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Получилось? А теперь попросите своего ребенка с помощью этой карты рассказать, например, о водном транспорте. И если во время беседы у вас возникнут вопросы, вы сможете дополнить свою карту ума дополнительными картинками.
Вы заметили, что карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями? Потому что человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию. С ее помощью развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется память и мышление и это её главное отличие от других способов визуализации.
Навык составления ментальных карт пригодится будущим первоклассникам и при дальнейшем обучении в школе. С её помощью они смогут систематизировать огромный поток информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал.

Статья (1).docx