Логоритмика в коррекции речи дошкольников

Автор: Петренко Юлия Борисовна
Дошкольный возраст – важный период в становления личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается, в силу многих причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. И именно логоритмика является одним из самых доступных, интересных и эффективных методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций.
Логопедическая ритмика — составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью. Логоритмика одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей
— общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм;
— развивать артикуляцию, мимику;
— регулировать процессы возбуждения и торможения;
— формировать координацию движений, ориентировку в пространстве;
— расширять словарь детей и многое другое.
Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Логоритмические игры развивают не только двигательные умения детей, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать все тело и творчески выразить себя, помогают замкнутым ребятам включиться в совместную деятельность. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что важно для логопеда — отвлекают ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождает от неподвижности на занятиях, помогают разнообра¬зить виды деятельности по всем разделам программы.
Опираясь на вышеизложенное, можем сказать, что логоритмика является эффективным и действенным средством в коррекционно-педагогической работе.
В практике нашего дошкольного учреждения логоритмика изначально проводилась как часть музыкального занятия. Малое количество времени, отводимое этой работе с детьми на музыкальном занятии, имеющиеся трудности в развитии воспитанников, подвело нас к организации логоритмики в форме отдельного занятия. Периодичность проведения 1 раз в 2 недели продолжительностью 20-30 минут.

ЛОГОРИТМИКА.docx