Автор: Галина Степановна Ширяева
Чтение-это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:
1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста
2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) — скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
Прежде чем сформирован навык «декодирования» слов, невозможно требовать от ребенка осмысленного чтения: все его интеллектуальные силы уходят на опознавание букв, слогов и слов, на смысл не остается ни времени, ни сил. Даже читая про себя, ребенок может мысленно проговаривать текст, поскольку ему не хватает навыка воспринимать слова, как зрительные образы, и моментально схватывать их суть. Чтобы избавиться от данной проблемы, можно попросту больше читать слова и понимать их лексическое значение. Так что решать проблему формирования осмысленности надо лишь тогда, когда собственно техника доведена до автоматизма на уровне, необходимом для учеников данного класса.