Индивидуальная и групповая консультативная помощь специалистов ДОУ родителям (законным представителям) воспитанникам группы компенсирующей направленности для детей с РАС

Автор: Бакулина Светлана Анатольевна
Тема: Почему улетают на юг птицы.
Цели:
Образовательные: беседа о перелете птиц, повторение названия птиц, нахождение слов-«приятелей» (синонимов) .
Воспитательные: учиться состраданию, терпимости, заботе о ближних .
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Какое время года наступило? (Зима).
Давайте вместе назовем месяцы ушедшей осени. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
и наступившей зимы (декабрь, январь, февраль).
II. Сообщение темы.
– Ребята, ответьте, пожалуйста, чего не хватает зимой нашим улицам, деревьям, да и всем нам? (Листвы, травы, птиц) .
– А куда исчезает большинство наших любимых птиц? (На юг) .
Сегодня мы с вами попробуем разобраться, почему так происходит.
III. Чтение стихотворения «Почему улетают птицы».
– Вы знаете, мне недавно приснился сон, но необычный, похожий на стих. Я проснулась и постаралась его вспомнить и записать. Я сейчас вам его прочту, а вы внимательно слушайте, потому, что мне нужна будет ваша помощь.
Сидел в коляске мальчик у окошка.
Его звали Витя, у него больные ножки.
Смотрел он вдаль, как исчезали облака
И стаи птиц, летящих в никуда.
Спросил сынок у мамы: «А куда
Так быстро мчатся птицы, словно бурная река?
Ах, как бы мне хотелось птицей стать,
Петь песенки красиво, высоко порхать.
Тебе бы не пришлось тогда украдкой
Склоняться ночью над моей кроваткой.
И молча плакать, капая на руки.
Ты бы не знала, мама, эти муки ».
«Ну, что ты, Витенька, быть птицею не просто.
Ты вырос, дорогой, и стал совсем серьезным.
И ты пойми, у пташек на пути
Есть тысячи преград, но счастье впереди…
Летят они далёко, в теплые края,
Туда, где нет зимы, где реки и моря
Такие чистые, как сердце у ребенка,
Такие светлые, как взгляд у олененка.
Давным – давно, когда, никто не знает,
Тепло было везде. Поверь, и так бывает.
На юг тогда не улетали птицы эти,
А вили гнезда здесь, у них рождались дети.
Но на Земле скопилось много зла…
Остыла, очерствела здесь земля.
И стаи птиц, чтобы сберечь птенцов
Спасались перелетами на родину отцов.
Не все, конечно, птицы долетали.
Опасные враги их всюду поджидали.
Но тот, кто был отважен и упрям,
Тот добивался лучшего, сынок, ты знаешь сам.
Что – ж, гнезда свиты, птенцы подрастают.
Уже поют песни, резвятся, летают.
У птиц нет тревоги за то, что их ждет,
Но всё – таки манит далёкий полет.
И родные места тоже манят,
Дух свободы уже не дурманит.
И в висках стук сильнее: «Домой!
Будь, что будет – летим в край родной! »
«Ах, вот как бывает, – Витюша сказал.
Спасибо, я этого раньше не знал.
Чтож, пусть улетают быстрее туда,
Где в теплых краях серебрится вода».
И мама пошла по обычным делам,
А мальчик в коляске сидел и мечтал.
Вдруг птица ударилась клювом в стекло.
«Несчастье! Смотри! Перебито крыло! »
Кричал громко Витя в квартире пустой.
Никто не услышал его за стеной.
Ручонками он потянулся к окошку.
Упал. Стал тянуться еще понемножку.
«Я – сильный, я – смелый, я все одолею.
Тебя, дорогая, спасти я сумею.
Рука, наконец, дотянулась до птички
Спасенье пришло, как с небес, невеличке.
Мальчишка дрожал весь, и птичка дрожала.
Такого исхода она не искала.
Вошедшая мама застала картину,
Неверя глазам, подбежала вмиг к сыну.
Витюша стоял, а в руках его птица.
Спасенье такое могло ей лишь сниться
Рыдала семья не от горя, от счастья.
Спасенье пришло, отдаляя ненастье.
Лишь только добром мы себе помогаем.
Спасая других, – свои души спасаем.
Творите добро, ничего не желая
И будете счастливы! Я это знаю!
IV. Обсуждение стихотворения. «Слова-приятели». Совместная деятельность.
– Ребята, скажите, пожалуйста, что произошло с мальчиком в коляске? (Выздоровел) .
А что с ним было? Кем он был? (Инвалидом) .
Вы когда-нибудь встречали таких людей, как этот мальчик? (Да) .
Что вы чувствовали по отношению к ним? (Нам было их жалко) .
Хотелось ли вам помочь этим людям? (Да).
Ребята, скажите, пожалуйста, надо быть только врачами, чтоб помогать больным людям? Может быть им нужна еще и другая помощь, кроме медицинской?
(Конечно, больным людям еще нужно общение, добрые люди).
На самом деле, зачем птицы улетают в теплые края? (Чтобы пережить там зиму) .
Вы просто молодцы. Вы очень хорошие и добрые дети. А сейчас давайте придумаем слова – синонимы слову «птица». (Пташка, летунья, певунья) .
А теперь давайте подберем слова – синонимы слову «инвалид». (Больной, нездоровый, особенный) .
А еще подберите, пожалуйста, синонимы к слову «радость». (Счастье, свет) .
А теперь попробуйте придумать и задать друг – другу слова – синонимы. (Дети работают парами) .
V. Динамическая пауза.
– Давайте поиграем в игру «Летает – не летает».
Когда вы услышите то, что летает, то поднимайте руки – «крылья», а когда то, что не летает – приседайте.
Самолет летит? (Летит) .
Гололед летит? (Не летит) .
Вертолет летит? (Летит) .
Пароход летит? (Не летит) .
Клубничка летит? (Не летит) .
Синичка летит? (Летит) .
Водичка летит? (Не летит) .
Бабочка летит? (Летит) .
VI. Повторение названия птиц.
– Давайте возьмем мячик и, перекидывая его друг – другу, будем называть птиц.
(Дети бросают мяч под музыку и называют птиц) .
VII. Итог занятия.
– Ребята, спасибо, вы сегодня хорошо отвечали.вы сч

конспект логопедического занятия ко Дню инвалидов.doc