Гражданское и патриотическое воспитание на уроках математики

Автор: Давыдова Гульнара Руслановна
1) «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
2) Из федеральной рабочей программы по математике:
Личностные результаты освоения программы по математике характеризуются:
1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы школы.
Главной формой обучения и воспитания в образовательном учреждении является урок На занятиях математики гражданско-патриотическое воспитание осуществляется посредством следующих факторов:
— через содержание образования;
— через методы и формы обучения;
— через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций.
— через личность самого учителя. Он должен быть любящим свою Родину и родные места.
как через содержание — это сведения о великих математиках, исторические задачи, задачи с практическим содержанием; через методы и формы — это эпиграфы, слова известных математиков, уроки, посвященные памятным датам России (день космонавтики, День Победы и тд)
4) Задачи с историческим содержанием. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Такие задачи как правило есть в конце пройденного параграфа или можно подготовить задачи самостоятельно.
5) По слайду прочитать про Колмогорова, Ковалевскую, высказывания Пушкина, Чехова, обратить внимание на задачи про вероятность со спортсменами, с учебника ВиС про графы в Приволжском и Дальневосточном федеральных округах , также на задачу про хлеб в блокаду Ленинграда.
6) Андрей Николаевич Колмогоров( очень любил поэзию. Хорошо известно, что некоторое время занимался
«математическим стиховедением».)
Софья Васильевна Ковалевская
(Ее любовь к математике началась с обоев в детской. Стены были оклеены черновиками
лекций лидера математиков Российской империи в 1830–1860-е годы Михаила Остроградского)

1. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. (А.С. Пушкин)
2. …Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом
в душе. (С. В. Ковалевская)
3. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли(А.П. Чехов)

Гражд.Патриот.Воспит.наУр.матем.ppt