ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ «ДОО — НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Автор: Современная ситуация, сложившаяся в системе образования, дошкольного и школьного, характеризуется рядом позитивных тенденций, связанных в первую очередь с реализацией гуманистического подхода к процессу воспитания и обучения детей и осуществлению преемственности на всех его этапах. Среди многих проблем, возникающих в контексте гуманизации образования и его реформирования, особую актуальность приобрели проблемы связанные с реализацией преемственности ДОУ и начальной школы. Анализ практической деятельности воспитателей показал, что большинство из них испытывают серьезные затруднения в осознании путей реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования. Также выявлено отсутствие у педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов четкого представления о сущности целенаправленной педагогически обоснованной деятельности в рамках взаимосвязанного комплекса «ДОУ — начальная школа», как единой системы в ее целостном компонентном взаимодействии и взаимовлиянии. Следовательно, перед психолого-педагогической наукой и педагогической практикой встают новые задачи, решение которых в значительной мере связано с повышением качества подготовки педагогических кадров. Основные направления развития системы педагогического образования предусматривают комплекс мер по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов ДОУ. Подготовка педагогов дошкольных учреждений является динамичной системой, объединяющей разноплановые и относительно самостоятельные структурные элементы. Формирование готовности будущих специалистов дошкольного образования к реализации преемственности в системе «ДОУ – начальная школа» является составной частью процесса профессионального становления специалиста в вузе. Созданию комплексной программы формирования готовности будущего педагога к реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования предшествовал анализ современного состояния исследуемой проблемы в теории и практике педагогического образования. Проведенный в двух направлениях анализ теоретических источников по проблеме исследования, показал, что проблемам преемственности дошкольного и начального школьного образования и подготовке педагогических кадров ДОУ в последние годы уделяется значительное внимание. Исследователями рассматривается содержание понятия «преемственность » с точки зрения различных аспектов (философского, психологического, педагогического, методического), формулируется сущность понятия «преемственность» в системе «ДОУ – начальная школа», выявляются психолого-педагогические условия обеспечения преемственности и пути решения данной проблемы, создаются целостные системы и программы реализации преемственности, разрабатываются методики формирования готовности ребенка к школьному обучению. Анализ второго направления, затрагивающего проблемы профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста дошкольного образования, позволил констатировать, что к настоящему времени сформирована значительная научная база, которая создает теоретические и практические предпосылки повышения качества вышеназванной подготовки. Изучение психолого-педагогических работ показало, что исследователями активно разрабатываются проблемы формирования готовности педагога дошкольного образования к различным аспектам профессиональной деятельности, конструируются модели подготовки, профессиограммы и квалификационные характеристики, выявляются системы методической и дидактической подготовок, программы формирования различных групп умений, связанных с профессиональной деятельностью педагога дошкольного учреждения. В результате анализа сущности понятий «подготовка» и «готовность», используемыми исследователями в педагогических работах, определено, что в большинстве исследований «готовность» рассматривается как результат целенаправленной систематической подготовки, в которую входят содержание, средства, формы и методы профессионального обучения. Согласно позиции ряда авторов, под профессионально-педагогической готовностью подразумевается субъективное состояние личности, способной и подготовленной к педагогической деятельности и стремящейся ее выполнять. В процессе формирования профессиональной готовности выделяются и рассматриваются ее структурные компоненты, этапы, принципы и технологии ее формирования. Однако, несмотря на то, что вопросы подготовки педагогических кадров ДОУ получили достаточно глубокую разработку в психолого-педагогической теории, выяснилось, что проблема формирования готовности будущих специалистов дошкольного образования к реализации преемственности в системе «ДОУ — начальная школа» еще не выступила предметом специальных исследований. В своей работе мы предприняли попытку совершенствования подготовки дошкольных педагогов посредством апробации разработанной модели, выявили условия, при которых в процессе обучения в вузе можно добиться успешного формирования готовности к реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования. В результате анализа теоретических источников, учебно-методического материала, опыта работы, практического состояния профессиональной подготовки к осуществлению преемственности звеньев образовательной системы нами была сконструирована модель формирования готовности будущих специалистов дошкольного образования к реализации преемственности в системе «ДОУ — начальная школа», которая прошла апробацию в ходе опытно-экспериментальной работы. 

Раетова статья 2.docx