Автор: ковалевская светлана николаевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «НЕПОСЕДЫ» МБДОУ № 33 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Тема: «Удивительные свойства воздуха».
Воспитатель Ковалевская С.Н.

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, делать выводы. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами.
Материал: целлофановые пакеты, воздушные шары, трубочки, чашка с водой.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель. Ребята, к нам в группу Незнайке передали красивую коробку и письмо. Давайте прочтем его: Здравствуйте, дорогие ребята, Мы живем на далекой сказочной планете. Наши жители очень любят вашу планету и очень хотят посетить ее. Только мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух, который нам очень необходим, ведь без воздуха мы не проживем и пяти минут. Мы ждем от вас вестей. Надеемся, что скоро увидится. Мы дарим вам красивую коробку, она не простая- в ней находится что-то очень важное и дорогое для нас.»
Воспитатель. Как интересно! Ребята, как вы думаете, что нам прислали? Дети высказывают предположения, Воспитатель открывает коробку- она пустая.
Дети. Там ничего нет.
Воспитатель. Этого не может быть, ведь нам написали, что здесь находится что-то ценное. Давайте дочитаем до конца. Воспитатель дочитывает письмо «Что находится в коробке, вы узнаете, если отгадаете загадку.:
Мы его не замечаем.
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем.
Он ведь нам необходим».
Дети. Воздух.
Правильно, дети! Значит, жители сказочной планеты прислали нам воздух. И они спрашивают нас, есть ли на нашей планете воздух. Скажите, есть ли на нашей планете воздух? Дети…. Подумайте и скажите в чем заключается ценность воздуха для нашей планеты? Дети… Правильно, дети, без воздуха не было бы жизни на Земле. Ребята, а вы знаете, что человек без еды может прожить 30 дней, без воды 15 дней, а без воздуха не может прожить и одной минуты.
Ребята, предлагаю изучить свойства воздуха и отправиться в нашу лабораторию. Кто помнит, что такое лаборатория и что в ней делают? Вспомним правила поведения в лаборатории_ вы должны соблюдать тишину, не должны ничего трогать руками, не мешать друг другу, работать тихо и аккуратно, внимательно слушать. Выполняем все только после того, как я скажу. Готовы?
Начинаем.
Ребята, скажите вы видели воздух, где он находится? Дети… Воздух находится вокруг нас. Он везде: в нашей группе , на улице, у вас дома. Какой он? Дети…
Воспитатель. Как можно проверить, есть ли здесь воздух? Попробуйте его поймать ( дети ловят руками воздух- не получается).
2.
Опыт №1. «Поймай воздух». Я предлагаю поймать его с помощью пакета (дети подходят к столу где лежат пакеты, берут их и раскрывают, делают движения и резко закрывают руками).
Воспитатель. Что произошло с пакетом? (Он надулся стал выпуклым , упругим). Что находится в пакете? Дети…Пакеты наполнены воздухом . Какой он? Опишите его. (Прозрачный, невидимый, бесцветный)
Воспитатель. А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем пакет. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуйте? Воздух. Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия можно отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про ни. Воздух бесцветный, он прозрачный.
3.
Опыт № 2. «Увидим воздух».
Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, один конец опустить в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? Дети….. Подуйте в трубочку сильно. А теперь слабо. Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, Когда меньше выдыхаем, то пузырьков мало. С помощью этих экспериментов мы с вами увидели воздух. А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность? Дети… Потому что воздух легче воды. В этом опыте вы выдыхаете воздух, значит, он внутри нас. Но как он к вам попадает? Дети… Все люди дышат через нос и рот.
Дети, а когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? Дети… Нет. А вот зимой на улице, когда мы дышим, мы воздух видим в виде пара.
Значит воздух легче воды. Воздух можно увидеть. Воздух внутри нас.
Физминутка. «Подуем на плечо, подуем на другое.
Нам солнце горячо пекло дневной порою.
Подуем мы на грудь, и грудь свою остудим.
Подуем в облака и остановимся пока.»

Опыт № 3. Опыт с воздушным шариком. (имеет форму или нет)
Воспитатель. Как вы думаете, имеет форму воздух или нет? Давайте с вами надуем воздушный шарик. Какой получился шарик? Дети… Что мы можем сказать, имеет ли воздух форму?
Воздух не имеет форму. Он принимает форму того предмета, в котором он находится. Мы надули шарик и воздух принял форму шарика.
Отпустите шарик-он начинает метаться, из него выходит воздух. Воздух не имеет форму.
Опыт № 4. Опыт с лодочками (движется ли воздух).
Воспитатель. Ребята, воздух движется или нет? Давайте поместим лодочки в чашку с водой и будем дуть на лодочки ( тихо, сильно). Что происходит? Дети… Воздух может двигаться и получается ветер.
«Ветер по морю гуляет, да кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах.»
4.
Молодцы, ребята. Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. Назовите их. Мы обязательно продолжим изучать воздух. Как вы думаете мы помогли жителям сказочной планеты узнать есть ли воздух на нашей планете? В подарок хочу подарить вам воздушные шарики и вы можете сами попробовать «поймать воздух» в них.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в.pdf