Воспитатель МБДОУ№15 «Ручеёк»

Автор: Белик Ольга Васильевна
Бесконфликтное взаимодействие в семье.

Внутренний мир – начало всех внешних конфликтов. Но вряд ли уместно спорить о сути конфликта, лучше поговорить о природе бесконфликтного взаимодействия … в семье. Ведь именно семья — начало всех начал…

«В некоторых семьях – полное бездумье: просто живут рядом родители и дети и родители надеются на то, что все само собой получится…». Эти слова А. С. Макаренко иллюстрируют и нашу сегодняшнюю жизнь. Можно обозначить несколько психологических барьеров воспитания в семье, которые существенно затрудняют доверительное общение между детьми и взрослыми.

Барьер дидактизма – родители по каждому поводу поучают, оценивают…
Барьер занятости – взрослые чрезмерно заняты работой и домашними делами…
Барьер взрослости – не чувствуют переживаний ребенка, не понимают его потребностей…
Барьер старого стереотипа – не видят возрастной динамики развития личности ребенка…
Барьер воспитательных традиций – происходит механическое внедрение старых семейных традиций…

«Семья — это система».

Существуют основные принципы семейной системы:

Порядок – заданный принцип системы, на котором построена семья. Любовь-часть порядка. Порядок предшествует любви.
Любовь может развиваться только в рамках порядка….Но существуют порядки любви, когда жизнь и любовь в семье удаются вместе…
«Любовь собою наполняет то, что охвачено порядком. Любовь-вода, порядок кувшин…»

Значимость иерархии в семье:

Момент появления человека в системе.
Тот, кто был в системе раньше, имеет преимущество перед теми, кто пришел позже…
Отношения в паре имеют преимущество перед отношениями между родителями и их детьми
Новая система имеет преимущество перед старой.

«Порядки любви между мужчиной и женщиной»

«Ты — первый, а я – вторая…..» женщина следует за мужчиной…
Взаимность — «оба должны отдавать то, чем они обладают и брать то, чего у них нет»
Равновесие — «ты — мужчина, а я –женщина»
взаимопонимание, постоянство – в противовес легкомыслию и произволу
Удивительны и мудры «порядки любви между родителями и детьми».
Главный принцип:

Родители — дают
Дети – берут

Для его иллюстрации воспользуемся волшебными строками:

Золотой мяч.

Берриес фон Мюнхаузен

Отцовских я не отвергал даров,

но не способен был на воздаянье;

дитя дары ценить не в состояньи,

а к мужу муж по-взрослому суров.

Я любящего сердца не уйму

И сыну все заранее прощаю;

ему теперь долги я возвращаю,

хотя я должен вовсе не ему.

Все мужественнее сын день ото дня,

уже мужские движут им влеченья;

увидеть я готов без огорченья,

как внук долги получит за меня.

В зал времени мы входим в свой черед;

Играя там, советов мы не просим.

Назад мяча мы ни за что не бросим:

мяч золотой бросают лишь вперед….

Между детьми и родителями:

«Дорогая мама, я принимаю все, что ты даешь мне… Все целиком, с чем это ни было связано, я принимаю все по полной цене, которую это стоило тебе и которую стоит мне. Я что-нибудь из этого создам тебе на радость. Это не должно было быть напрасно. Я крепко это держу и дорожу этим, и если можно, — я передам это дальше, так же, как ты…»

Вряд ли необходимо комментировать эти слова…

И для дальнейших размышлений о природе семейного мира и счастья,-

а именно так хочется обозначить понятие «бесконфликтное взаимодействие в семье»

Притча «С чего начинается семья»…

Женщина вышла из своего дома и увидела на уличном дворике троих стариков с длинными белыми бородами. Она не узнала их. Она сказала:

— \»Наверное вы мне не знакомы, но вы должно быть голодны. Пожалуйста, входите в дом и поешьте.\»

-\»А муж дома?\», — спросили они.
-\»Нет\», ответила она. — \»Его нет.\»

-\»Тогда мы не можем войти\», ответили они. Вечером, когда ее муж вернулся домой, она рассказала ему о случившемся.
-\»Иди и скажи им, что я дома и пригласи их в дом!\», — сказал муж.

Женщина вышла и пригласила стариков.

-\»Мы не можем пойти в дом вместе\», ответили они.
-\»Почему же?\», — удивилась она.
Один из стариков объяснил:

— \»Его зовут Богатство,\» — сказал он, указывая на одного из своих друзей, и сказал, указывая на другого:

— \»А его зовут Удача, а меня зовут Любовь.\» После чего добавил:

— \»Сейчас иди домой и поговори со своим мужем о том, кого из нас вы хотите видеть в своем доме.\»

Женщина пошла и рассказала мужу о том, что услышала. Ее муж был очень обрадован.

— \»Как хорошо!\»,- сказал он.

-\»Если уж надо сделать выбор, давай пригласим Богатство. Пусть войдет и наполнит наш дом богатством!\»
Его жена возразила:

-\»Дорогой, а почему бы нам не пригласить Удачу?\»
Их дочь слушала все сидя в углу. Она подбежала к ним со своим предложением:

— \»А почему бы нам лучше не пригласить Любовь? Ведь тогда в нашем доме воцарит любовь!\»
-\»Давай-ка согласимся с нашей девочкой,\»- сказал муж жене.

-\»Иди и попроси Любовь стать нашим гостем.\»
Женщина вышла и спросила у троих стариков:

-\»Кто из вас Любовь? Заходи в дом и будь нашим гостем.\»

Старик по имени Любовь пошел в направлении дома. Другие два старика последовали за ним. Удивленная, леди спросила Богатство и Удачу:

-\»Я же пригласила только Любовь, почему вы идете?\»
Старики ответили:

-\»Если бы вы пригласили Богатство или Удачу, другие два из нас остались бы на улице, но так как вы пригласили Любовь,- куда она идет, мы всегда идем за нею.

Там где есть Любовь — всегда есть и Богатство, и Удача!!!

эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми.

Бесконфликтное взаимодействие в семье.docx