Воспитатель

Автор: Варламова Валентина Николаевна
Проблема совместного воспитания детей разного возраста в детских садах не нова.
Впервые в дошкольной педагогике проблема совместного воспитания детей разного возраста как предмет социального исследования была представлена в работах Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др.
В исследованиях А.Г. Арушановой, В.В. Гербовой, А.Н. Давидчук, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон убедительно показано, что разновозрастная группа имеет значительный развивающий потенциал, однако для его реализации необходимы определённые условия.
В теории дошкольной педагогики использовались в основном отдельные аспекты содержания и форм образовательного процесса в разновозрастных группах дошкольного учреждения. Так, работы А.Г. Арушановой, А.Н. Давидчук, Т.А. Макеевой, посвящённые изучению педагогических условий организации обучения детей разного возраста в совместной деятельности, возможности повышения эффективности образовательного процесса в разновозрастной группе, работа белорусского учёного Е.Б. Давидович, исследующая особенности сенсорного воспитания в разновозрастной группе, показывают реальные возможности взаимообучения детей. Влияние совместных игр старших и младших дошкольников на изменение характера игровой деятельности малышей исследовано В.Г. Нечаевой, М.В. Минкиной. Н.П. Флегонтовой, выявлено, что игровое взаимодействие детей разного возраста в сюжетно-ролевой игре может быть психологически значимым как для старших, так и для младших дошкольников, так как у первых удовлетворяется потребность оценивать других, а у вторых — потребность получить признание. Исследование В.В. Гербовой, Л.К. Фоменко убедительно показало, что разновозрастной состав группы создаёт благоприятные условия для развития речи и у старших, и у младших детей. Особенности взаимодействия детей разного возраста в процессе обучения определены в исследованиях Т.А. Дороновой, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон. Проблема развития речи детей в разновозрастной группе нашла отражение в работах Н.С. Старжинской.

консультация для воспитателей (2).doc