«Реализация методов проектирования начальной школе»

Автор: Кожина Вера Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 16
пос.Хани Нерюнгринского района
Республики Саха (Якутия)

Учитель начальных классов: КОЖИНА Вера Николаевна

«Реализация методов проектирования начальной школе»
Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.
Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции
• учебно-познавательные
• коммуникативные
• информационные
Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Я стараюсь готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились моим ученикам. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. При организации проектной деятельности в классах учитываю возрастные и психолого-физиологические особенности своих учеников. Включать школьников в проектную деятельность начинаю постепенно, с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Я использую следующие этапы работы над проектом:
1-й – погружение в проект;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов и рефлексия.
Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать. Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема. Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, мы планируем работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него. Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами. Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи, способы работы на каждом этапе, определяет сроки работы, выявляет имеющиеся и недостающие ресурсы. На данном этапе ученики ищут необходимую информацию, пользуясь книгами, Интернет-ресурсами, консультируются с взрослыми по теме проекта, посещают библиотеки, проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию. Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности — это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность. К работе над проектами привлекаются родители, которые на протяжении всей работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, провожу специальные консультации. Тема: «В.В.Бианки «Неслышимка». В начале урока выдвинули гипотезу: «Существует ли птица неслышимка в природе». В ходе работы над проектом с дополнительным материалом и материалом учебника пришли к выводу, что птица нешлышимка действительно существует – это камышовка — сверчок. Продуктом проекта стала птичья газета, составленная в ходе урока.
Используя материал этого урока, я выступала с мастер-классом на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения» И ещё один урок-проект литературного чтения, но уже в 4 классе проведён в рамках районного семинара «Проектирование современного урока в условиях ФГОС НОО» по теме: «Басни И.А.Крылова». Была проведена большая исследовательская работа при подготовке к уроку-проекту. Все материалы не могли войти в рамки одного урока. Вследствие чего возникла идея нового проекта «Характерные особенности жанра басни» защищали который 6 учеников нашего класса на школьной научно-практической конференции «Шаг в наук С удовольствием четвероклассники участвовали в предметном проекте по математике «Модель машины времени». Исследовали, создали из бросового материала и защитили каждый свою модель машины времени. Участвовали мы и в проектах по внеклассной работе. В ходе подготовки к фестивалю национальных культур каждый класс получил своё задание. Для нас это было «Народы Севера». Цель проектной работы: познакомить с культурой и бытом народов крайнего Севера России. В ходе работы над проектом ребята изучили литературу, связанную с темой проекта, читали сказки народов Севера, познакомились с подвижными играми северных народов, посмотрели видеоматериалы. Продуктом проекта стало творческое выступление на школьном фестивале национальных культур «В дружбе народов единство России». Проекты получились разные, в основном информационные.
Творческие: у Макаровой С. «Рождественская церковь в Н.Новгороде» (макет) и у Троицкой В. «Пазлы».
Исследовательские: «Ёлочка, живи!» Гаврюшов К., «Как быстро и надежно передавать информацию на большие расстояния?» Медведев И.,
«Чипсы» Михеев М., «Луковые слёзы, или почему мы плачем, когда режем лук?» Смирнов М.
К 70-летию Великой Победы:
«Дети блокады» Астахова Елизавета,
«Мой героический дедушка» Дубровский В.
Трудности при использовании проектной технологии:
 возрастает нагрузка на учителя;
 ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
 психологические коммуникативные проблемы;
 проблема субъективной оценки проекта.
В чём достоинства метода проектов?
Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.
1. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые ка¬чества детей.
3. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
4. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
5. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, от¬ветственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы в чём нам несомненно помогает использование метода проектов.

Кожина Вера Николаевна.docx