Применение в колледжах опорных конспектов на лекциях по физике

Автор: Затолокина Татьяна Юрьевна

К поколению сегодняшних студентов общество предъявляет следующие требования: обучающиеся должны знать не только основы наук, но и быть инициативными и самостоятельно мыслящими. Поэтому одной из задач колледжа в современных условиях является развитие интеллектуальных способностей у студентов. Для решения этой задачи процесс обучения следует строить таким образом, чтобы студентам было интересно участвовать в учебно-познавательной деятельности.

При реализации  курса  необходимо  учитывать, что  у подавляющего большинства студентов, поступающих в колледж, знания в  области  теоретической физики  и  умения решать стандартные задачи   почти  полностью   отсутствуют,   и   их   приходится   не развивать,    а    прививать,    решая    дополнительно     задачи,     нерешённые общеобразовательными       учреждениями.      Основными      дидактическими принципами    в    обучении    физике    становятся    в   условиях  крайней перегруженности    студентов    принцип    прагматичности,     обусловленный синергетическим подходом  к  системе    среднего    образования,   и    принцип контекстного (предметно-ориентированного)  обучения.  Принцип  научности при    этом    трансформируется    в   принципы    простоты,    доступности   и правдоподобия  при  недопущении чрезмерного упрощения и популяризации. Преподавателю приходится выискивать пути формирования и преподавания курса  с учетом уровня студентов  колледжа, а примеры   и   задачи   подбирать   с  учетом  возможных интересов будущих специалистов.

Одним из таких путей работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов. В настоящее время почти каждый преподаватель применяет в своей деятельности разнообразные формы и методы обучения студентов. Это, прежде всего, связано со становлением нового стиля мышления преподавателей, ориентирующихся на более эффективное решение образовательно-воспитательных задач и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности студентов.       Однако стоит заметить, что востребованность учебников в библиотеках крайне низкая (не говоря о дополнительной литературе). В лучшем случае студенты пользуются материалом конспектов. Использование опорных конспектов в подобных условиях позволяет преподавателю в краткой, наглядной и доступной форме (рисунки и схемы всегда воспринимаются легче) представить изучаемый материал или наиболее сложные его разделы. При этом опорные конспекты составляются в совокупности с демонстрационным экспериментом и информационно – коммуникационными технологиями.

Опорный конспект по физике – это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом законы или гипотезы, формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения и различные термины. Важным признаком опорного конспекта должен стать его внешний вид. Современные компьютерные технологии и различные редакторы позволяют успешно  решать эту задачу. Основные принципы составления опорного конспекта следующие:

— структурность,

 — последовательность,

 — лаконичность,

— ассоциативность,

 — доступность,

 — наглядность,

 -эстетичность.
         Опорные конспекты реализуют последовательность  и системность в изложении материала. Преподаватель, формирующий свои опорные конспекты по неволе вынужден структурировать материал темы, обдумывать наглядность и доступность эксперимента, последовательность использования презентации и учебного фильма. Смысл опорного конспекта как средства обучения в том, что он через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства вызывает из памяти студентов необходимые ассоциации, первичные знания, помогает достаточно четко выстроить систему логического содержания не только темы, но иногда целого раздела физики. Учитывая, что опорный конспект не является исчерпывающим содержанием всего учебного материала, а представляет собой лишь средство выделить главное, он должен находиться перед студентом в его личном распоряжении с самого начала занятия.

         По ходу изложения нового материала студенты делают записи в тетрадях, используя символы опорного конспекта, и по своему усмотрению дополняют содержание опорного конспекта.  По этой причине поле опорного конспекта должно предусматривать возможность сделать пометки и добавления, дорисовки и поправки конкретного индивидуального пользователя.

         Следует особое внимание обратить на значение опорных конспектов для «академически слабых» студентов. Конспект  становится для них единственной опорой, помогающей вспомнить и воспроизвести материал темы (развернутые конспекты они, как правило, либо не умеют, либо не успевают подробно составить). Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает индивидуальные способности учащихся. Он помогает студентам строить логические связи, производить сравнения. На более доступных для понимания темах следует предложить студентам составить собственные опорные конспекты. Подобный опыт не только активирует мыслительную деятельность студентов, но и дает преподавателю понять, на какие моменты темы студенты акцентируют свое внимание. Иными словами, налаживается стойкая гибкая обратная связь «студент – преподаватель».

         Создание опорных конспектов – нелегкий труд для преподавателя. Необходимо не только осмыслить и воедино связать элементы темы, затем структурировать,  интегрировать, обобщить учебный материал. Но и творчески подойти к оформлению самого конспекта.

         Кроме того, задача преподавателя сводится к тому, чтобы научить студентов работать с опорным конспектом. Для этого целесообразно предложить следующий алгоритм действий:

Восстановить в памяти содержание лекции, используя конспект.

Сделать пометки в связи с возникшими вопросами, попытаться найти ответы на вопросы.

По возможности прочитать материал в учебнике.

Пересказать материал с помощью конспекта.

Рассказать материал без конспекта.

            При использовании в ответе опорных материалов у студентов отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, излагать материал и мысленно его анализировать, последовательно вести диалог и т.д. упрощается оперирование новыми терминами, возникает чувство уверенности, появляется возможность проявить свою индивидуальность, пользуясь собственными поправками и дополнениями. Академический успех усиливает положительную мотивацию к освоению предмета и открывает дорогу к творчеству.

         Таким образом, методика преподавания физики с использованием опорного конспекта дает возможность всем учащимся, независимо от их индивидуальных способностей, почувствовать себя самостоятельными, уверенными в себе активными студентами, испытывающими удовлетворение от успеха в изучении физики. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *