СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Ольга Сергеевна Калинкина
РОЛЬ СКАЗКИ В МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

1.1 Сказка как жанр художественного творчества

«Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений»
Сказка — это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными… Недаром известная русская пословица гласит: \»сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок\». Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей, к ним обращались и А.С. Пушкин, и К.И.Чуковский, и С.Я.Маршак. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка – это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Да и дети попозже понимают, что сказка – это всего лишь выдумка, но всё равно её любят. Интересно знать, почему? Сказковед В.П.Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты»
Что же такое сказка, каково её определение. Разные ученые давали множество определений. Исследователей-сказковедов волновали такие проблемы:
 как понимать фантастический вымысел в сказке;
 считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие её виды – несказочную прозу.
Профессор Ленинградского государственного университета В.Я.Пропп (1895-1970) вошел в историю мировой филологической науки ХХ века как один из наиболее значительных теоретиков и исследователей. Он исследовал исторические корни сказки, его работы о сказке были переведены на многие языки и известны каждому фольклористу.
В.Я. Пропп пишет: «Эмпирически все мы как будто очень хорошо знаем, что такое сказка и имеем о ней более или менее ясное представление. Мы, может быть, храним о ней поэтические воспоминания, помним её с детства. Мы интуитивно чувствуем её обаяние, наслаждаемся её красотами, смутно понимаем, что перед нами что-то очень значительное. Короче говоря, в понимании и оценке сказки нами руководит поэтическое чутьё»
Однако этого недостаточно для понимания сказки. Необходимы строгие методы научного познания и исследования. Очень интересно узнать историю самого термина «сказка». В.Я. Пропп считает, что народы мира специально не обозначают этот вид народной поэзии. Только два европейских языка создали слова для обозначения этого понятия – русский и немецкий. В русском языке слово «сказка» появилось не раньше ХVII века. Первоначально они (сказки) обозначались другим словом – «баснь», а слово «сказка» имело другой смысл — достоверное, письменное или устное показание или свидетельство, имеющее юридическую силу.
Уже с ХVII века замечается, что сказка стала принимать своё нынешнее значение.
Так каково же определение сказки? Некоторые исследователи сказкой называли всё, что сказывалось.
Академик Ю.М.Соколов отмечает, что под народной сказкой в широком смысле этого слова понимается устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера.
Одно из определений, принятых в Европе, звучит так: под сказкой со времён Гердера и братьев Гримм понимается рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира, история, не связанная с условиями действительной жизни, которую во всех слоях общества слушают с удовольствием, даже если находят её невероятной и недостоверной.
Но в этом определении замечаются слабые стороны:
1. Определение слишком широко – на поэтической основе и фантазии основано любое литературно-художественное произведение;
2. в большинстве сказок нет волшебства;
3. даже самые фантастические сказки возникают на почве действительности разных эпох;
4. народ считает сказку всегда вымышленной.
Значит, необходимо более усовершенствованное определение сказки. Вот что, например, пишет крупнейший собиратель и исследователь сказки А.И.Никифоров: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»
Никифоров указал на «три существенных признака» сказки:
1. целеустановка на развлечение слушателей;
2. необычное в бытовом плане содержание;
3. особая форма её построения.
Известный советский сказковед Э.В.Померанцева приняла эту точку зрения. Более ста лет назад пытались определить сказку К.С.Аксаков и А.Н.Афанасьев. Аксаков считал, что самое характерное для сказок – вымысел, причём сознательный вымысел. Но Афанасьев не согласился с этой трактовкой. Он считал, что сказка не пустая складка, в ней нет нарочно сочиненной лжи, намеренного уклонения от действительного мира.
Как можно заметить, сколько учёных исследователей, столько и существует мнений по поводу определения понятия «сказки». Поэтому до сих пор и нет единого определения, принятого всеми сказковедами.
Область сказки огромна. Изучение сказки неотделимо от изучения истории народов мира, этнографии, религии, истории, форм мышления и поэтических форм.
Не придя к единому определению, основные признаки сказки как жанра выделить всё-таки можно.
• Признак развлекательности – стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым исследователем Никифоровым, а именно необычностью события составляющего содержание сказки;
• Специальное композиционно-стилистическое построение. Отличается специфической для неё поэтикой.
• В действительность рассказанного не верят.
Общие черты сказки выделены, но сказок в мире огромное множество и все они имеют отличия. Значит, сказки можно классифицировать.
Первым из ученых-сказковедов к этой проблеме обратился А.Н. Афанасьев. Так как он являлся собирателем сказок, ему необходимо было упорядочить огромный и пёстрый сказочный материал. Вот как выглядит его система:
 Сказки о животных, предметах, растениях, стихиях;
Сказки о животных — древнейший вид; он восходит частью к примитивным Natursagen, частью к позднейшему влиянию литературных поэм средневековья (вроде романа о Ренаре) или к рассказам северных народов о медведе, волке, вороне и особенно о хитрой лисе или ее эквивалентах — шакале, гиене.
 Волшебные, мифологические, фантастические;
Сказка волшебная, генетически восходящая к разным источникам: к разложившемуся мифу, к магическим рассказам, к обрядам, книжным источникам и т. д.: волшебные сказки бывают мужскими или женскими по герою и свадебными или авантюрными по целеустановке. Сюда относятся, например сказки о «Победителе змея», «О царствах золотом, серебряном и медном», «О юноше, обещанном морскому царю», «Хитрая наука», «Муж ищет исчезнувшую жену», «Мачеха и падчерица», «Иван царевич и серый волк» и др.
 Былинные;
 Исторические сказания;
Они корнями ближе к мифам или к религиозной литературе исторических религий: христианства, мусульманства, буддизма, иудаизма и т. д. Напр. «Гордый царь», «Божий крестник», «Бог в гостях у человека», «Пустынник и черти» и т. п.
 Новеллистические или бытовые;
Сказка новеллистическая с сюжетами бытовыми, но необычными: «Правда и кривда», «Мудрая жена», «Терпеливая жена», сказки о глупых чертях, великанах, о ловких ворах и т.п. Генетически новеллистическая сказка чаще корнями уходит уже в феодальное общество с четкими классовыми расслоениями.
Докучные;
Сказки-пародии (совсем новый жанр), пародирующие сказочную форму (напр. коротушки или бесконечные, так наз. «докучные» сказки), или содержание сказок («Фома Беренников»), сказки-дразнилки. Особенно среди пародий надо отметить небылицы, происхождение которых может быть даже очень древнее.
 Прибаутки.
Здесь обнаруживается беспорядочность, но всё же получается стройная классификация, включающая крупные разряды:
 Сказки о животных;
 Сказки о людях или бытовые;
 Волшебные сказки;
В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно! Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем — и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве тридесятом государстве. Мир волшебной сказки — мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь — все колдуны да ведьмы. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Новеллистической, чаще всего называют бытовую сказку. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража. Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник — над попом, солдат — над генералом, а младший, обиженный в семье — над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость.
Не выделен разряд – сказки кумулятивные или цепевидные. Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок) или же «отсылок» (Петушок подавился). В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка, зачастую тяготея к рифме и ритму.
Наконец, детская сказка, т. е. рассказываемая детьми, а часто и взрослыми для детей, — генетически очень сложна и невыяснена, но составляет особый жанр со своим строением и даже сюжетами. Таковы, например, «Петушок подавился зернышком», «Коза и козлята», «Теремок», «Коза за орехами» и т. п.
У отдельных народов система разновидностей сказок конечно колеблется.
Таким образом, получается всего четыре крупных разряда – сказки о животных, волшебные, новеллистические, кумулятивные. Тем не менее, научная классификация сказок не создана ещё до сих пор.
Сказка не создавалась сразу как жанр. Она коренится в обрядовой и культовой жизни народов, она развивается из мифа. Люди любят сказки. А.И.Никифоров отмечает, что есть профессии, которые способствуют исполнению сказки. Сказку любили ремесленники: портные, сапожники, плотники, печники и т.п. Из них нередко выходили хорошие рассказчики. Сказочник в разные эпохи был различен. Предполагают даже существование сказочников профессионалов на том основании, что у многих народов рассказывание сказок вводится в производственную жизнь и компенсируется натурой. Современный же сказочник-мастер в большинстве случаев не является профессионалом, а только человеком, готовым развлечь, занять, потешить слушателей. Сказка заполняла досуг. В царском указе 1649 года говорится, что многие люди «сказки сказывают небывалые». В XVI—XVIII вв. бахарь-сказочник был необходимым лицом при царях и в каждом зажиточном доме. Иностранцы Олеарий и Самуил Маскевич подтверждают это. Даже в XIX веке С. Аксаков, Н. Давидов и Л. Толстой вспоминают о дворовых-сказочниках. В середине XIX века сказочник был нередким гостем в городских трактирах. У крестьян же сказка до начала XX века в зимние досужие вечера была любимым развлечением всех возрастов. Северные лесорубы, сплавщики леса и рыболовы рассказывали сказки в перерывах на работе. Уральские рудниковые рабочие тоже. В сельской и домашней работе, в овинах, на барщине, чтоб не уснуть, пермские пимокаты, вологодские богомазы, деревенские портные, печники, торговцы скотом, плотники, мельники, церковные сторожа, дьячки, бурлаки, няньки, молодежь на беседах и посиделках, солдат в казарме или дома, матрос, балаганный клоун и скоморох, сибирские артели судостроителей, ямщики, нищие и бомольцы- вот профессии и положения, для которых сказка была ведущим жанром художественной литературы.
Её любили лесорубы, рыболовы. Получается, что сказки жили в мужской среде. А были ли женские сказки?
В.Я.Пропп указывает: «Особой областью женской сказки являются сказки нянек и бабушек для детей. Знание сказки и любовь к ней прививается с детства. Деревня прекрасно знает не только развлекательное, но и воспитательное значение сказки»
Значит, если мужская сказка рассказывалась с целью развлечения, то женская сказка кроме развлечения, преследует воспитательную цель. В.П.Аникин считает так: « Что сказка имеет воспитательное значение – это, несомненно, но что она создаётся с целью воспитания – это определённо неверно. Развлекательный характер нисколько не противоречит глубокой идейности сказки». Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.

сказка публикация.docx

«Проектная деятельность, как путь к самореализации обучающихся»

Автор: Вероника Ивановна Илясова
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. В данной статье рассмотрена необходимость введения факультативных курсов проектной деятельности.
Статья.docx

Формирование первичных представлений о малой родине у младших дошкольников

Автор: Пономарева Анна Михайловна
Формирование первичных представлений о малой родине у младших дошкольников.

С чего начинается Родина? У маленького ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача педагогов–дошкольников – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.

В процессе развития первичных представлений о малой родине в работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо создать такие условия для их воспитания, при которых оно проходило бы не только в процессе освоения основных программных знаний, но и через приобщение к региональному компоненту.
Определила цель своей работы по данной теме.
Цель: Воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Для достижения данной цели я поставила перед собой задачи:
• Продолжать знакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Северного края.
• Дать детям первичное представление о коренном народе Крайнего Севера – Саами, о быте и традициях.
• Закреплять название своего родного посёлка и страны.
• Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
В планирование работы по формированию первичных представлений о малой родине включены такие темы как: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Мой поселок», «Растительный мир родного края», «Животный мир родного края». Работа по каждой теме ведётся с помощью бесед, образовательной деятельности, развлечений, самостоятельной деятельности и родительских собраний – всё это направленно на ознакомление с культурой родного края и позволяют сделать процесс изучения очень эмоциональным, запоминающимся и познавательным.
Знакомство с родным краем начали с темы «Растительный мир родного края». Формируя представление о северных ягодах (брусника, черника, морошка), учились различать их по цвету, запаху, вкусу. Родители детей желая помочь нам в формировании представлений о северных ягодах охотно делились своим урожаем. Дети имели возможность попробовать ягоды на вкус.
Затем читали стихи о ягодах, рисовали бруснику, играли в дидактические и подвижные игры.
Изучая тему «Мой поселок», я попросила родителей принести фотографии улиц и значимых зданий нашего поселка. Беседуя о родном посёлке, детям было интересно узнавать знакомые здания по фото, особенно дома, где они проживают. Видеть на этих фото своих родных, знакомые подъезды. Некоторые дети показывали окна квартир, называли улицу, на которой стоит их дом.
Затем мы с детьми сделали коллективную работу «Мой посёлок», где разместили дорожные знаки и по этой картине рассказывали о соблюдении некоторых правил дорожного движения.
Изучая тему «Животный мир родного края», познакомила детей с диким северным оленем. Рассказала им о том, что невозможно представить жизнь народов севера России без оленя. Беседуя по картине «Северный олень» — дети формировали представление о внешнем виде этого животного, учились различать его характерные признаки (тело покрыто густой шерстью, ноги сильные, длинные, на голове рога).
Затем учились рисовать оленя.
Во время проведения «Недели саамской культуры» провела образовательную деятельность «Край, в котором мы живём», где дети познакомились с коренными жителями Крайнего Севера – Саами, их бытом и некоторыми традициями. Дети узнали, что основным занятием саам является оленеводство. Узнали об оленьей упряжке, как о незаменимом виде транспорта саамов в тундре. Познакомила детей с саамским художественным словом, читая сказки и заучивая стихи.
Разучивала с детьми доступные их возрасту саамские игры, такие как «Важенка и оленята», «Веревочка». Многие дети научились смело прыгать через «нарты», а те, у кого смелости ещё не хватает, просто перешагивали.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомились с саамскими узорами, развивали умение составлять композиции, цветовое восприятие, эстетические чувства.
Итогом проведения «Недели саамской культуры» стало развлечение «Саамка Елма в гостях у Матрёшки». В данном мероприятии дети проявили интерес к истории и культуре родного края, продемонстрировав в увлекательной форме знания о саамской культуре и подвижных играх.
В формировании любви к родному краю большую роль играет семья — хранительница национальных традиций. Ведь без примера взрослых, которые являются авторитетом в глазах детей, трудно привить детям любовь к Родному краю, к Родине. Поэтому, для родителей на групповых стендах и в социальной сети Вконтакте публиковали консультации такие как: «Воспитываем патриотов с детства», «Семейные традиции», «Читайте детям сказки». Родители оказывали нам помощь в подготовке к занятиям и в обогащении предметной развивающей среды. Изготовили домик с забором, печкой, столом, лавками, ухватом; сани и оленя, пошили национальный костюм для куклы.
Исходя из опыта работы в этом направлении, можно утвердительно сказать, что дошкольникам младшего возраста, доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. Очень важно продолжать дальнейшую работу в этом направлении, прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Малышам о малой родине.docx