О военных годах КНААЗ

Автор: Соколова Юлия Александровна
Более трёх тысяч самолётов выпустили комсомольский авиазавод в годы Великой Отечественной войны. Примерно столько же рабочих ушли на фронт. Многие из них на всегда остались на полях сражений. В статье поговорим о военных годах работы Комсомольского-на-Амуре авиационного заводе им. Ю.А.Гагарина, с работниками экспоцентра КнААЗ экскурсоводом Любовью Петровой и научным сотрудником Евгенией Богачёвой.

О военных годах КНААЗ.rtf

О ВОЕННЫХ ГОДАХ РАБОТЫ КНААЗ

Автор: Соколова Юлия Александровна
Более трёх тысяч самолётов выпустили комсомольский авиационный завод в годы Великой Отечественной войны. Примерно столько же рабочих ушли на фронт. Многие из них на всегда остались на полях сражений. О годах войны и о том, как работал в это время комсомольский авиационный завод, расказывает работник экспоцентра КнААЗ экскурсовод Любовь Петрова и научный сотрудник Евгения Богачёва.

О военных годах КНААЗ.rtf

Семья, как основа счастья, радости и любви.

Автор: Самойлова Едена Владимировна
Настоящая, счастливая семья-это крепость, это камень, это скала, где можно укрыться в самую сильную бурю, в трудные минуты своей жизни, зная, что близкие люди поддержут и помогут.
2021 СТАТЬЯ.docx

Роль совместного творчества родителей и детей

Автор: Наталья Анатольевна Тьер
Расти и развиваться вместе с детьми! Развивать свои творческие способности. Творить вместе. В совместном творчестве легче почувствовать те рамки, которые вы хотите определить для своего ребенка. Сколько замечательных примеров, когда мамы или бабушки, занимаясь со своими детьми или внуками, раскрывают в себе удивительные способности, будят таланты, о которых и не подозревали! Начинают писать картины, заниматься декоративно прикладным творчеством или сочинять стихи, музыку. Даже если просто среди серых будней проснется творческое отношение к жизни – это уже здорово!
Роль совместного творчества родителей и детей.docx

Методическая разработка студенческого семинара по теме «Знания и умения медицинской сестры/медицинского брата при оказании медицинской помощи в экстренной форме»

Автор: Котовский Владимир Михайлович.
Методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой профессионального модуля «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровень СПО.
Студенческий семинар Котовский В.М..docx

«Развитие речи и активизация словаря детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Автор: селюк наталья николаевна
«Развитие речи и активизация словаря детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия..
Формирование словаря – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения. Овладение словарем является важным условием интеллектуального развития ребёнка.
Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.
В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.
Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.
Одним из таких методов выступают дидактические игры. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.
А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.
В своей работе по развитию речи я поставила следующие задачи:
1. Способствовать активизации словаря детей младшего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря, перевода слов в активную речь; расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов; развивать произносительную сторону речи; обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средство общения.
2. Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
3. Развивать разговорную речь; обогащать словарь;
4. Формировать грамматический строй речи;
5. Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию и использованию дидактических игр по развитию речи дома.
Я подобрала дидактические игры по развитию речи для детей 1,5- 3 лет:

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Оборудование: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры: Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки – это фрукты.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».
Дидактическая игра «Разноцветный сундучок»
Цель: развивать умение ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Оборудование: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.
Ход игры:
Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.
В том случае, если на картинках будут изображены 2-3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
Дидактическая игра «Теремок»
Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.
Оборудование: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Ход игры:
Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.
— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку … кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.
Прискакала к теремку … лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:
— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.
Дидактическая игра «Где наши ручки?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:
Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)
— Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.)
— Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки!
Игра повторяется 2—3 раза.
Дидактическая игра «Поручения»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.
Оборудования: грузовик, мышка, мишка.
Ход игры:
Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:
— Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)
— Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?
Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Оборудование: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.
Ход игры:
Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
Комментируем:
— Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.
— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.
На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»
Дидактическая игра «Прятки»
Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).
Оборудование: грузовик, мишка, мышка.
Ход игры:
В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:
— Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!
Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!
Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.
Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх.
Дидактическая игра «Дружные ребята»
Цель: соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных.
Оборудование: белка и лиса.
Ход игры:
Объясним детям содержание игры:
— Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна – бельчата, вторая – лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите – резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.
Игра повторяется 3-4 раза.
Активизации наименований детенышей животных, соотнесению с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. Например, взрослый принимает на себя роль курицы-мамы, дети – роли цыплят. Курица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» цыплята бегут под крыло к маме-курице.
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Цель: Строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу.
Ход игры:
Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют, например: «Это репа. Она желтая».

Дидактическая игра «Чей голос?»
Цель: активизировать в речи названия детенышей и животных.
Оборудование: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.
Ход игры:
В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.
— Му-у-у – кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)
Ква-ква – чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).
Дидактическая игра «У дядюшки Якова»
( народная игра)
Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
Ход игры:
Дети идут по кругу и декламируют:
У дядюшки Якова семеро детей.
Семеро, семеро веселых сыновей.
Они и пили, и ели. Друг на друга все смотрели,
И все делали вот так. И вот этак, и вот так.
На последние две строчки круг останавливается, и ведущий, а затем и все играющие выполняют различные действия: дудят, барабанят, трубят, звонят в колокольчики, играют на гитаре, на гармошке и т. д. По окончании каждого действия ведущий спрашивает: «Что делали сыновья?» Дети отвечают, и игра продолжается.
Дидактическая игра «Будут на зиму дрова»
Цель: активизировать в речи названия действий с собственными движениями.
Ход игры:
Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому).
Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-два! Будут на зиму дрова. (Е. Благинина. «Будут на зиму дрова».)
Далее дети вместе с взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.
— Где ладошки? Тут?
— Тут.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой – Это гусь молодой. Указательный – поймал. Средний – гуся ощипал,
Этот палец суп варил (сварил).
Самый меньший – печь топил (истопил).
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот…
Вот.
(Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева.)
На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?» – дети протягивают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в стихотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.
Дидактическая игра «Добавь слово»
Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол).
Оборудование: кукла Гена.
Ход игры:
Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.
Гена.
Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол … (подметать). Я умею пыль … (вытирать). Я умею посуду … (мыть, полоскать). Я умею постель … (застилать). Я умею цветы … (поливать). Я помогаю стол … (накрывать). Я помогаю тарелки … (расставлять). Я помогаю вилки … (раскладывать). Я помогаю крошки … (сметать). Я помогаю комнату … (убирать). При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным. (Глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Цель: Развитие зрительной памяти.
Ход игры:
На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну – две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка – вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек).
Дидактическая игра «Кто больше действий назовёт»
Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.
Оборудование: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход игры:
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например:
Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится…).
Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить…).
Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше…)
Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит…)
Что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать…).
Что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет…).
Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает…).
Дидактическая игра «Чей голос?»
Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Оборудование: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.
Ход игры:
В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)
— Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?
— Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка?
— Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?
— Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)
— Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.)
— Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка? (Кудахчет.)
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.)
— Мяу. Мяу!
Дидактическая игра «Подарки»
Цель: Соотносить глагол с существительным.
Оборудование: Кукла Оля, корзинка, дудочка, шапочка, конфета (шоколадка), птичка, жук, рыбка, собачка.
Ход игры:
Взрослый говорит детям, что у куклы Оли сегодня день рождения. Она пришла с подарками, которые ей подарили друзья. (Все подарки находятся в корзинке.)
— Вова подарил подарок, в который можно дудеть. Что подарил Оле Вова?
После ответов детей дудочку вынимают из корзинки и кладут на стол. Далее игра продолжается по мотивам стихотворения Э. Мошковской «Какие бывают подарки». Сопровождается действиями с игрушками.
— Коля подарил то, что можно надеть. Что можно надеть?
• Петя подарил вкусный подарок, который всем нравится. Этот подарок можно съесть, а золотая бумажка останется.
— Саша подарил такой подарок, который может летать, сидеть в клетке и петь.
— Витин подарок может ползать.
— Толин подарок умеет плавать и грести плавниками.
— Миша принес подарок, который ходит!
Который хвостом виляет и лает,
И каждый этот подарок желает.
— Теперь Оле хочется узнать, что дарят вам в день рождения родные и друзья, что вы делаете со своими подарками.

Дидактическая игра «У кого кто?»
Цель: Составлять описание игрушки вместе с взрослым или другим ребенком.
Ход игры:
Взрослый и ребенок составляют описания разных животных. Начинает взрослый.
— У меня утенок.
Ребенок называет свою игрушку
— A y меня цыпленок.
— Утенок желтый.
— И цыпленок желтый.
— У утенка большие красные лапы.
— А у цыпленка лапки маленькие… И т. д.
Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать совсем разные игрушки. Например: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика.

Благодаря использованию этих игр в моем педагогическом процессе у детей стал быстрее формироваться активный словарь, развиваться фразовая речь.

дидактические игры как средство активизации словаря.docx