Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Нюргуяна Федотовна Саввинова
Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак«Экономическое воспитание дошкольников».
Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое — загадки по экономике, разделенные по областям, второе — вопросы определенной области
экономических знаний, третье — проблемная ситуация.
С каждым ребёнком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене. Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Таблица 1.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии Показатели
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) — знание ребенком потребностей семьи; — представления о труде родителей; — представления об экономических понятиях; — проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо-
деятельностный компонент (экономические умения) — отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; — общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно- экономические качества личности) — проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; — оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным
критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют
представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны
отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать
имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного
пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям
современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 — высокий, 2 — средний, 1 — низкий.
Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 — высокий, 2 — средний, 1 — низкий

Мониторинг.docx