МБДОУ №31 Детский сад «Теремок»

Автор: Закотнова Наталья Викторовна

Воспитатель
первой квалификационной
категории МБДОУ
Детского сада №31
«Теремок»
Закотнова Наталья Викторовна

Роль воспитателя в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника. Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.{1,45}
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственно-волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.
Педагогу воспитателю необходимо знать:
1.Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2.Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3.Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4.Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5.Разучивать движения с отстающими детьми.
6.Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
7.Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
8.Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
9.Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
10.Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
11.Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
12.Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
13.Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
14.Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей. {2,98}
Роль воспитателя на музыкальном занятии
Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.{3,304}
Слушание музыки:
1.Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2. Следит за дисциплиной;
Распевание, пение:
1.В распевании не участвует
2.Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию
3.Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
Музыкально-ритмические движения и игры
1.Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
2.Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
3.Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
4.Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.{4,502}
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1.Воспитатель сидит с безучастным видом.
2.Воспитатель перебивает исполнение.
3.Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала) .
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.{5,266}
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, повара, медицинские работники, администрация и т. д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Итак:
1.На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
2.Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д.
3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
4.При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т. д.
5.Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
6.На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
7.Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
8.Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
9.По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
Музыкально-ритмические движения и игры:
1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей) .
3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.{6,125}
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах. Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждёт этих занятий, с нетерпением готовиться к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передаётся его настроение.
Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поёт и танцует с ребятами, активен в игре на бубне. Дудочке, на погремушках, загадывает музыкальные загадки. Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей ещё не устойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а муз. руководитель исполняет аккомпанемент. Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение муз. руководителя.
Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские муз. инструменты (барабан, бубен, погремушка). В средней группе педагог вместе с муз. руководителем знакомит детей с муз. инструментами – металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребёнком, так как муз. руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает освоить навыки игры на инструменте. Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идёт её закрепление. Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на муз. инструментах в исполнении муз. руководителя и воспитателя.{7,201}
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально — образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты — игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр — напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.{8,240}
Воспитатель в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение. Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах — как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна — это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально — ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т.д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для воспитания и разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности {9,355}

Литература.
1. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 2000-45c.
2. Войнова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников.- М., 2000-98c.
3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 304 с.: ноты.
4. Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М.,2003-502c.
5. Кирнарская Д.К., Музыкальное восприятие: Проблема адекватности: дис. Д-ра искусствоведения: 2002. М., 1997.- 266с.
6. Ворожцова О. Музыка и игра в детской психотерапии.- М.,2004-306c.
7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. пособие/ О.П. Радынова.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. -240с.
8. Музыка в детском саду: Песни, игры, пьесы для детей 2-3 лет/ Сост. Н.Ветлугина, И. Дзержинская, Н. Фок.- М.: Музыка, 1978-240c.
9.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. – 355с.

статья исправленная.docx